Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с местоимением" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мурастова Алина Владимировна

Предметный результат:

Узнать о функции и значении местоимений.

Цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, направленной на  изучение новой части речи – местоимение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mestoimenie_3_klass.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык. Канакина В.Г. 3 класс. 

УМК «Школа России»

 Автор: Мурастова Алина Владимировна,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Ноябрьск, ЯНАО      

Тема: Знакомство с местоимением

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные УУД: 

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев

успешной деятельности;

Метапредметные УУД:

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУДы):

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  задания;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУДы):    

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУДы):  

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • контролировать действия партнера;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Предметный результат:

Узнать о функции и значении местоимений.

Цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, направленной на  изучение новой части речи – местоимение.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с ролью местоимения в речи их особенностями.
  • Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, самоконтроля и самооценки.
  • Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Этап урока

Результаты этапа  

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания  деятельности по их достижению

Система ценностных отношений. Сформированные УУД. Система предметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов.

 

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1.  Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

РУУД:

Формальная  готовность к уроку.

 Самоконтроль и самооценка готовности к уроку.

Слайд 1.

- Здравствуйте.  Сегодня на уроке нам необходим учебник и рабочая тетрадь.

- Кто готов, поднимите сигнальную карточку.

- Мы можем начать урок?

- Тогда за работу.

Обучающиеся  подают сигнал

2.Актуализация знаний. Мотивация

ЛУУД:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

ПУУД: строить речевое высказывание в устной форме.

КУУД формулировать собственное мнение и позицию

- Откройте учебник на с.92.

- В каком блоке мы работаем?

- Прочитайте тему урока. Определите объект нашего исследования.

Открывают учебник.

Части речи

Объектом исследования будет новая часть речи: местоимение.

3. Постановка учебной задачи

 ЛУУД:  -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: сформулированная и зафиксированная учебная задача и(цель)

  ПУУД:

построение высказывания в устной речи.  

КУУД: - формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться, приходить к общему решению

- Какую цель мы  поставим? Сформулируйте цель с опорой на информацию из учебника.

Слайд 2.

-Ребята вы принимаете эту цель? Вы готовы к ее достижению?

- А что нам нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

Познакомиться с новой частью речи – местоимением. Узнать какие бывают местоимения……

-ДА!

Наблюдать, рассуждать, думать, сравнивать…

4.Решение учебной задачи

Личностные УУД:

-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

РУУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

ПУУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- строить речевое высказывание в устной форме;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

КУУД:

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- развивать умение слушать и понимать других;

- Итак, ребята, давайте открывать тайны новой части речи.

- Предлагаю сравнить предложения на левой и правой стороне доски

Давайте подумаем: Слайд 3

Слева

Справа

Юля сажает цветы.

Юля  помогает бабушке.

Юля сажает цветы.

Она помогает бабушке.

Ласточка прилетела с юга.

Ласточка  строит дом для птенцов.

Ласточка прилетела с юга.

Она строит дом для птенцов.

- Как вы считаете, какие пары предложений составлены более удачно?  Почему?

-О ком говорится в первом предложении? О ком говорится во втором предложении? Назовите слово, которое указывает на того, о ком говорится во втором предложении. Слайд 4.

- Можно ли сказать, что эти слова называют того,  о ком говорится в первом предложении?  Было бы вам понятно, о ком говорится во втором предложении, если бы не было первого?

-Как вы поняли, какой частью речи является слово ОНА?

- Выразите собственное мнение: Для чего же в речи мы употребляем местоимения?

Справа. Там нет повторов

О девочке Юле

О ласточке.

Она

Да.

Нет

Местоимением

Чтобы не было повторений в предложении одного и того же слова (вывесить на доске под табличкой открытие)

 Физминутка

5. Первичное закрепление

 (применение алгоритма на практике)

 

ЛУУД:Проявлять интерес к изучению темы; оценивание усваиваемого содержания.

РУУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

КУУД:

- формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога; использовать приобретённые ранее знания для  выполнения заданий;

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;  делать выводы в результате совместной работы;

1)Предлагаю начать закрепление нового знания с упр.156

-Прочитайте задание к упражнению. Что предполагает данное задание?

Рассмотрите  рисунки, назовите  местоимения

Выполните задание, обсудив выбор верного утверждения (Работа в паре.)

Кто считает правильным  1-ое утверждение? 2-ое? (дети поднимают руки)

-Теперь давайте убедимся, кто прав.

Проверка по образцу на слайде 5

-Так что же такое  местоимение?

-В учебнике у нас тоже есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила?

2) Слайд 6- Какие местоимения встретились в этом стихотворении?

- Что вы о них можете рассказать? Чем вы можете воспользоваться для ответа?

Слайд 7

3) Работа в парах (карточка) Слайд 8

Ночью выпал снег. …  покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … подняла в воздух лёгкие снежинки. … закружились в воздухе.

- Как вы думаете, в чём заключается задание?

(Пара, выполнившая работу раньше  других, работает у доски. - Презентация в режиме редактирования!)

Самоконтроль. Слайд 9

Какие местоимения вы употребили?

Подведем итог этапа урока:

- Что такое местоимение?

 - Что вы узнали о местоимении?

-Кто может сделать вывод по опорным словам, что такое местоимение?

-А теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника.  

Прочитайте правило.

-Наш вывод совпал с правилом в учебнике?

-Выбор правильного ответа

Выписывают местоимения по группам

Дети самостоятельно формулируют правило

—Местоимения имеют лицо.

—У местоимений 3 лица-1, 2, 3.

—А ещё у местоимений есть число: единственное и множественное.

Местоимения –я , ты.

Таблицей учебника.

«ты» 2л., ед. ч.

« я» 1л., ед. ч;

Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

Работа с оценочным листом

Это местоимения 3-го лица ед. и мн. ч.

Местоимения

На доске под словом открытие появляются слова, которые прикрепляет учитель после ответов детей:

часть речи

указывает на предмет, но не называет его

имеют лицо

изменяются по числам

Формулируют вывод.

Да

 6.  Работа в группах

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

РУУД: Самопроверка-сравнение с эталоном.

 Работа в группах (карточки) 

 Местоимения в загадках. Слайды 10-14  

1)Первый слог - личное  местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)

    2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он  нужен.(я-корь)

    3) Какие два местоимения мешают движению, если стоят рядом.(я-мы)

    4)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я)

    5) Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на )

       Сравнение с образцом (эталоном)

Работают в группах, представляют результаты работы на листах А4

Работа с оценочным листом

7.  Обобщение  усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов

ЛУУД: 

- Осознание собственных достижений при освоении учебной темы (самооценка- как я умею, как я справляюсь);

РУУД: самопроверка по эталону

- выполнять учебные задания в соответствии с целью, с опорой на модель;

-умение проверять выполненное задание;

ПУУД:

-использовать приобретённые знания для  выполнения заданий

Предлагаю вам проверить свои знания самостоятельно.

Упр. 159

Проверяем по образцу и заполняем оценочный лист по шкале критериев (на слайде образец)

Слайд 15

Проверяют по образцу и заполняют оценочный лист

8. Оценка

 ЛУУД: Осознание собственных достижений при освоении учебной темы (самооценка- как я умею, как я справляюсь);

РУУД:выполнять учебные задания в соответствии с целью;

-умение проверять выполненное задание;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

ПУУД:использовать приобретённые знания для  выполнения заданий;

КУУД:формулировать собственное мнение и позицию;

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Какие знания получили сегодня на уроке?

- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

- Мы достигли цели урока?

- Можно сказать, что мы стали грамотнее, чем вчера?

- Какое значение имеют для вас полученные знания?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

9. Домашнее задание

ПУУД:использовать приобретённые знания для  выполнения заданий.

Домашнее задание вы будете выполнять в рабочей тетради на печатной основе. Откройте тетрадь на стр. 57 упр.№124.

Прочитайте задание. У кого будут вопросы? Всё ли вам понятно? Что нужно будет сделать?

— Нужно подобрать местоимения, которые подходят по смыслу.

10.Итог урока Рефлексия

ЛУУД

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем ;адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

КУУД: формулирование и аргументация своего мнения.

Предлагаю вам провести анализ своей работы.

Обучающие анализируют свою работу с помощью листа оценивания своей деятельности.

Лист  оценивания  своей деятельности

Определил тему урока

Поставил перед собой цель

Планировал свою деятельность в ходе выполнения заданий

Достиг поставленной цели

Доволен результатом своей деятельности

Я – УСПЕШЕН!

Оценочный лист

Ф.И._____________________________

критерии оценки

баллы

отметка

Умение заменять имя существительное подходящим по смыслу личным местоимением

Умение подбирать местоимения

Умение находить местоимения в тексте и определять число и лицо местоимений  

Вывод:

 работа была успешной - от 10 до 13 баллов

 работа вызывала затруднения – от 7 до 9 баллов

 мне нужна помощь  освоении темы – от 0 до 6 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи;            2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...