Открытый урок по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Гармаева Марина Манибазаровна

Урок по теме: Именительный падеж имен существительных 3 класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russ.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».

Тема:  «Именительный падеж имён существительных»

Тип урока: Открытие нового знания

Основные цели:

1) познакомить с особенностями именительного падежа.

2) развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Результаты:

                   Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

                   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

                   Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;

 Коммуникативные: - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения- учитывать позиции других людей, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», М.: «Просвещение», 2014 г., рабочая тетрадь,  пазлы для работы в паре, презентация, карточки  с предложениями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята!

Дежурные начинаем работу.

Приветствие

Оформление в тетради.

ЛУУД

2. Актуализация

знаний

Назовите раздел русского языка, который изучаем на уроках. С какой часть речи продолжаем знакомство?

По очереди будете называть один из признаков существительного.  Привести примеры Слайд 2 

Каждый  работает по  карточке  № 1 у себя

- Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите главные члены в предложениях, подпишите части речи.

Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья упали на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.

- Проверим, как вы выполнили работу. Слайд 3

Оцениваем себя ( на полях звезда,квадрат, треуг., кружок)

Части речи.Имя существительноеПостоянные:Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные,род

Непостоянные: число и падеж

 Работают по карточке № 1

Индивидуальные ответы (по 1 предложению)

Оценивают себя

   ЛУУД

РУУД

позн

ЛУУД

3.Самоопределение к деятельности

Определите, о каком падеже так говорят?

Он – начинающий  падеж,
Вопросы – КТО?  и  ЧТО?
В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,
И  школа,  и  пальто

Почему вы так решили?

Совершенно верно. Это и будет тема нашего урока.

Запишем тему урока в тетради Слайд 4

- Сформулируйте тему урока.

 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ. Узнать особенности им.падежа

Пытаются определить

По вопросу

Кто?Что?

Наша задача – выучить и понять все 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

Именительный падеж

Первый падеж, вопросы кто? что?

Записывают тему урока 

КУУД

ПУУД

РУУД

4. «Открытие» нового знания

Запишите под диктовку несколько предложений:

(один у доски)

Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней.

- Нет ли на доске ошибок? Сличите свою запись с эталоном, исправьте ошибки и оцените себя.(слайд 5)

- Подчеркните главные члены.

- Найдите существительное в именительном падеже. Что для этого сделаем? Какие вопросы?

(обращаюсь к карточке:

1. КТО?ЧТО?)

- Что общего в этих предложениях?

- Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? 

- Какой вывод можно сделать?

 Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

(прикрепляю на доску:

2. Подлежащее.)

Посмотрите карточку №2

- Что надо определить? Определите, в каком предложении снег является подлежащим.

- Что это означает?

- Если в первом предложении СНЕГ стоит в именительном падеже, то в другом в каком?

- Посмотрите на них ещё раз

Снег медленно падает на землю.

Девочка упала в снег.  Слайд6

- Ребята, вы помогли мне заметить ещё одну особенность именительного падежа! Кто ещё её заметил?

Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами.

( прикрепляю на доску:  

3.Нет предлога

- Давайте откроем учебники на стр.42  и прочитаем Сведения о языке.

- Что вы можете сказать?

- Оцените своё участие в работе над открытием нового и составлении алгоритма.

Один у доски, остальные в тетрадях

Оценивают себя

По вопросам КТО? ЧТО?

Все существительные в именительном падеже – подлежащие

Делают вывод

В первом

Оно стоит в именительном падеже

Во втором предложении слово с предлогом

Делают вывод

Читают вывод, сравнивают со своим

Оценивают себя

РУУД

КУУД

ПУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

Физминутка

-Как живёшь?

-Вот так!

Отвечают учителю «Вот так!», показывая движениями все действия

5. Первичное закрепление и осмысление

- Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

- Прочитайте предложения. Определите падеж имён существительных.

Наступили сил_ные м_розы. К окну п.дл.тела маленькая синич_ка.      Бабушка  (в)пустила  её (в)комнату. Утром птич_ка ул_тела.

Прочитать, подставить пропущенные буквы и найти подлежащее и сказуемое.Слайд7,8

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)слайд 9

А ещё тут  задание от Именительного падежа, в котором он  проверит не только  усвоение материала, но и умение договариваться, работая в паре. Вы любите собирать пазлы?

- Какое предстоит выполнить задание?

- Верно, восстановить предложения.

(работают в паре)

У каждой пары по 2 предложения, нужно записать по 1 предложению,  подчеркните главные члены  и укажите  падеж имён существительных. Слайд 10

- Какие открытия  вы можете сейчас применить в доказательство?  ( друг друг на полях)

- Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.

- Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.

- Назовите синонимы. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)

- Проверьте работу по слайду. Оцените себя.()

Работают в паре

Определяют задание

Собирают пазл

Читают полученные предложения

Выполняют дополнительную работу

Они стоят в именительном падеже

Оценивают себя

Самостоятельная работа в паре

Взаимопроверка

Оценивают друг друга

КУУД

ПУУД

ЛУУД

РУУД

4 Итог урока и рефлексия

- Посмотрите на свои оценки. Поднимите те,  у кого  все звездочки, квадраты. Отличная работа!

- Что вам понравилось на уроке?

- Какой этап запомнился больше всего?

КУУД3

Домашнее задание

Повторить особенности И.п., с. 42

2. Выполнить упр. 74 слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....