Интегрированный урок "Тайны морского дна"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Афонина Ольга Александровна

Интегрированный урок "Тайны морского дна" (русский язык + окружающий мир + технология) был проведён в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_tayny_morskogo_dna.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

1. Организационный

 момент.

2. Остров «Почемучек».

3. Физ.минутка.

4. Остров «Всезнаек».

5. Остров «Самоделкиных».

6. Итог урока.

Ход урока

- Ребята, сегодня  у нас будет необычный урок, а урок-путешествие. Во время этого путешествия вы должны показать свои знания по русскому языку, окружающему миру, а также навыки и умения по чтению и труду. Куда же мы отправимся? Это вы узнаете из загадки.

                          Кругом вода,

                          А с питьём беда.

- Молодцы, догадались! Мы отправляемся путешествовать по морю, где познакомимся с некоторыми его обитателями. Итак, давайте закроем глаза и представим бурное море.

(Включается видеозапись с музыкальным сопровождением: « Море»).

- Откройте глаза. А вот и наш корабль! Мы находимся в море, приближаемся к острову

«Почемучек». На этом острове живут очень начитанные и умные жители. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен коварные осьминоги. Только вы сможете их освободить. Справитесь? Тогда слушайте задание.

- Вам на листочках дан текст. Давайте его прочитаем.

Тайны моря.

          Почему в море с…лёная в…да? Оказывается, д…ждевая в…да, просачиваясь в почву, вымывает из неё минеральные вещества, ф…рмирующие м…рскую соль. Насыщенная ими в…да поп…дает в море из рек.

          Извес…но, что в открытом море в…да часто бывает синей, ближе к поб…режью-голубой, а у бер…га-прозрачной. Такие чудес…ные цв…товые превращения совершает небо. Когда м…рское дно находится на б…льшой глубине, оно погружено во мрак, и поверхность в…ды отражает только синее небо, принимая его цвет. Но если дно нед…л…ко от поверхности, то его окраска просвечивает сквозь толщу в…ды. В этих м…стах море прозрачное. Ск…пление микроскопических лё…ких водорослей, называемых фитопланктоном, прид…ёт в…де з…лёный цвет.

- Что мы прочитали? ( Текст.) Докажите.

- Какой это текст? ( Научно-познавательный.)

- Почему вы так решили? ( Текст научного содержания, из энциклопедической литературы.)

- Почему в море солёная вода?

- Какого цвета бывает вода в море?

- Какие цветовые превращения совершает небо?

- Что может придать морю зеленоватый оттенок?

- А теперь, чтобы освободить жителей острова от злых осьминогов, нужно вставить в словах пропущенные орфограммы.

( Работа выполняется учащимися индивидуально на листочках.)

- Давайте уберём осьминогов, проверим правильность написания пропущенных орфограмм.

- Найдите в тексте и назовите слова с безударной проверяемой гласной в корне. Какую гласную написали? Почему? Как проверить безударную гласную в корне слова?

 ( Надо эту гласную поставить под ударение.)

- Какие слова с парными согласными в корне встретились в тексте? Назовите проверочные слова. Как проверить парную согласную в корне слова? ( Надо слово изменить так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкие согласные «р», «л», «м», «н».)

- Какие слова с непроизносимыми согласными встретились? Как проверили?

( Класс оценивает правильность ответов с помощью сигнальных карточек.)

- Молодцы! Всех жителей острова «Почемучек» освободили!

- А теперь, прежде чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнём. Повторяйте за мной.

А теперь поплыли дружно,

                    Делать так руками нужно,

                    Вместе-раз, это брасс,

                    Одной, другой, это кроль,

                    Все, как один,  

                    Плывём, как дельфин.

( Дети повторяют движения за учителем.)

- Плавание продолжается. Наш корабль приближается ещё к одному острову «Всезнаек». Жители этого острова очень наблюдательные, любят читать научно- познавательную литературу. А вы любите? Поделитесь с жителями этого острова своими знаниями в этой области. Расскажите о каком-нибудь морском обитателе, о его внешнем виде, повадках и особенностях.

( Дети работают в группах, составляют план своего выступления.)

- Давайте послушаем, о каких морских обитателях вы нам расскажете.

( Выступает по одному докладчику с каждой группы.)

- Молодцы, ребята! Оказывается, как много интересного можно узнать из научно-познавательной литературы. А мы с вами можем продолжить наше путешествие.

- А вот и остров «Самоделкиных». Жители этого острова любят всё делать своими руками. Они просят и вас показать свои умения. Согласны? Сейчас мы с вами вместе будем делать необычное панно. А в чём его необычность вы узнаете из загадки.

                  Посмотрите, дом стоит,

                  До краёв водой налит,

                  Без окошек, но не мрачный,

                  С четырёх сторон прозрачный.

                  В этом домике жильцы-

                  Все умелые пловцы.

- Молодцы, догадались! Сейчас мы сделаем панно в виде аквариума. Но наш аквариум тоже будет удивительным. В нём будут плавать морские обитатели.

( Составляется коллективное панно. Учащиеся, работая в группах, вырезают растительность, рыбок, морских звёзд, медуз и других морских обитателей.)

- Молодцы, ребята! Какое великолепное маленькое море у нас получилось! Кого здесь только нет!

- Но нам пора возвращаться домой. А этот волшебный аквариум напомнит нам, с какими морскими обитателями мы сегодня встретились.

Назовите их.

- Говорят, что жизнь всех людей на Земле тесно связана с морями и океанами. Как вы думаете, почему?

( Вода, испаряющаяся с поверхности морей и океанов, орошает Землю. Океаны и моря дают немало кислорода, которым мы дышим. В морях и океанах обитает более половины всех известных на Земле живых существ. Рыбы, крабы, омары, креветки, морская капуста, устрицы-все эти вкусные и питательные продукты добывают в морях и океанах. Со дна морей и океанов добывают нефть. Из морской воды получают поваренную соль. Эта частичка моря у нас на столе. Океан с его волнами, течениями, приливами и отливами представляет собой неиссякаемый источник энергии, использовать который человек пытается уже очень давно. Кораллы, жемчуг, поднятые со дна моря, используют в ювелирных изделиях. На берегах морей и океанов находятся многочисленные порты. Водная поверхность-прекрасная дорога, связывающая различные страны мира.)

- Вот и причалил наш корабль к берегу.Во время нашего путешествия мы побывали на трёх островах. Огромные волны, как морские ворота, задают вам вопрос: какие задания мы выполняли, что нового узнали, какие правила повторили? Чем вам понравилось путешествие? Что запомнилось?

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, показали свои знания, умения и навыки по предметам. Молодцы! Всем большое спасибо!

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №222.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК  В  3-М  КЛАССЕ.

ТЕМА  УРОКА:  «ТАЙНЫ  МОРСКОГО  ДНА».

ЗАДАЧИ: 1.Образовательные-знакомство учащихся  с обитателями                          морского дна, а также с энциклопедической литературой,

закрепление умения проверять безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова, обогащение словарного

запаса детей, совершенствование знаний и практических умений по обработке бумаги.

2.Развивающие-развитие познавательных интересов, памяти,

речи, мышления, воли, эмоций, интеллекта, самостоятельности, творческих способностей, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически изложить свои мысли, формирование у учащихся умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях, расширение кругозора.

3.Воспитательные-воспитание умения выслушивать товарища,

эстетическое воздействие на учащихся, воспитание культуры

поведения, нравственности, формирование трудовых учебных

навыков, воспитание любви к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: морская карта с островами, нарисованный корабль,

рисунки с изображением осьминожек, индивидуальные карточки с текстом, индивидуальные сигнальные карточки для учащихся, детская

энциклопедическая литература на морскую тематику, видеозапись «Море», ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

УЧИТЕЛЬ: АФОНИНА  ОЛЬГА  АЛЕКСАНДРОВНА.

ТАЙНЫ  МОРЯ.

Почему в море с…лёная в…да? Оказывается, д…ждевая в…да, просачиваясь в почву, вымывает из неё минеральные вещества, ф…рмирующие м…рскую соль. Насыщенная ими в…да поп…дает в море из рек.

Извес…но, что в открытом море в…да часто бывает синей, ближе к поб…режью-голубой, а у бер…га-прозрачной. Такие чудес…ные цв…товые превращения совершает небо. Когда м…рское дно находится на б…льшой глубине, оно погружено во мрак, и поверхность в…ды отражает только синее небо, принимая его цвет. Но если дно нед…л…ко от поверхности, то его окраска просвечивает сквозь толщу в…ды. В этих м…стах море прозрачное. Скопление микроскопических лё…ких водорослей, называемых фитопланктоном, прид…ёт в…де з…лёный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна. Интегрированное занятие по развитию речи и моторике в классе предшкольного образования Тема: «Морское дно»

Занятие на котором ребята 6 лет знакомятся с обитателями морских глубин. Через включение в игру дети обогащают свой словарный запас, совершенствуют общие речевые навыки, развивают коммуникативные умен...

Интегрированный урок математики и развития речи "Морское путешествие"

Разработку можно использовать на занятиях в "Школе будущих первоклассников" или на уроках в 1 классе....

Конспект интегрированного занятия с использованием комплектов лабораторного оборудования "Морское путешествие на необитаемый остров"

Цель занятия:1) Формировать представление о плавучести предметов, о силе выталкивания воды, формировать умение организовывать свою деятельность, формировать целеустремленность и настойчивость в достиж...

интегрированный урок "На дне морском"

Меня вдохновили поделки из интернета- аквариум из бумаги в технике квиллинг. Но мои ученики ещё были малы(2 класс), поэтому я упростила некоторые изделия. Мы изготовили медуз, улиток. осьминогов. краб...