Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Члены предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как слова – части речи – становятся членами предложения».
Цель:знакомство с понятием– члены предложения (главные и второстепенные).
Задачи урока:
образовательная: формировать умение отличать части речи от членов предложения;
развивающая:развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность;
воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе, к семье.
Формы обучения:
- Коллективная (фронтальная)
- Индивидуальная
- Групповая (пары, четверки)
Учитель: Злодарева И.С.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достигнуть учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. II. Каллиграфическая минутка. Задачи: напомнить о важности аккуратной работы в тетради, о правильной посадке. Цель для учащихся: повторить написание букв. ІІI. Словарная работа. Цель для учителя: организовать работу по повторению правописания словарных слов. ІV. Актуализация опорных знаний. Цель для учителя: организовать работу по повторению знаний о предложении. Цель для учащихся: уметь ориентироваться в своей системе знаний. V. Постановка темы, целей. Цель: организовать формулировку темы, цели урока. Цель для обучающихся: сформулировать тему и цель урока. Задача: принять активное участие в формулировке темы и цели урока. VІ. Физкультурная пауза. Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища. Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе. VIІ. Работа над новым материалом. Цель для учителя: учить определять члены предложения, по совместно составленному алгоритму. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися нового материала. Цель для обучающихся: научиться определять члены предложения. Задача: применять алгоритм. Методы: побуждающий к проблемной ситуации диалог, наглядный метод (презентация), практический (работа с карточками) Мотивация: стимулирование учебной деятельности через использование ИКТ, похвалу. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся: «высокий» - обучающиеся активны, поднятием руки выражают желание отвечать, обозначить свою позицию, добавить, активно включаются в работу, анализируют информацию, вопросы в процессе деятельности; «средний» - обучающиеся активны время от времени, отвечают на вопрос по просьбе учителя, не спешат высказать свою позицию, во всём соглашаются с одноклассниками; «низкий» - обучающиеся не проявляют активности, спорные вопросы не вызывают интереса. Физкультурная пауза. Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища. Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе. VIIІ. Закрепление изученного материала. Цели: организовать применение нового знания; выполнение самостоятельной работы; фронтальную проверку, самопроверку; самооценку по алгоритму. Методы: словесный (беседа), наглядный (презентация учителя), практический (работа с раздаточным материалом). Дифференцированное задание. Цель для учащихся: уметь ориентироваться в своей системе знаний Работа в группе. Цель для учащихся: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; распределять роли в группе, взаимно контролировать действия друг друга. X. Итог урока. Цель для учителя: оценить уровень сформированности умений. Задачи: вспомнить, какую тему и цель сформулировали в начале урока; обсудить удалось ли достичь цели урока; определить тему будущих уроков. Цель для обучающихся: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. Задачи: сделать свое заключение успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Методы: практический. Мотивация: поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию. Похвала учителя. XІ. Домашнее задание. Цель для учителя: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задача: дать домашнее задание. Цель для обучающихся: используя новый алгоритм, сделать домашнюю работу. Задача: написать в тетради домашнее упражнение. Методы: наглядный (презентация), практический. | - Звенит звонок, начинается урок. Я вам желаю успехов в изучении нового материала. Слайд 1 Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Что для этого нужно? Внимание, старание. -Чему мы учимся на уроках русского языка? Грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен наш язык. -Для чего мы этому учимся? - Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными. Оформление тетради. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Незнайка. Слайд 2. - А учиться вместе с нами будет ваш любимый сказочный герой. Узнайте его. Он, конечно, самый главный. Озорник – шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа. II. Каллиграфическая минутка. - Определите для себя цель минутки чистописания, зачем нам это нужно? Повторяю написание букв, учусь писать правильно. - На что надо обратить внимание? На расстояние между элементами, наклон ІІI. Словарная работа. - Помоги Незнайке записать по памяти 3 словарных слова на букву «п». Проверка по словарю. ІV. Актуализация опорных знаний. 1. Повторение знаний о предложении. Слайд 3 - Прочитайте записанное на слайде, какие группы слов нельзя назвать «предложением». Снег лежать тепло весна. Снежки зима играть погода. Наша семья очень дружная. -Почему первая и вторая записи не предложение? Докажите. Вывод: Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. В предложении выражается законченная мысль. Слова в предложении всегда стоят в определенном порядке. В предложении выражается законченная мысль. Слайд 4 -Прочитайте еще раз наше предложение. О чем в нем говорится? (О семье). -Когда-то папа и мама объединились и создали семью. Каждый из них стал равноправным членом семьи. Потом появился новый член семьи – это ты, который стал зависеть от мамы или папы. С тех пор так и осталось: кто – мамой, кто – папой, кто – сыном или дочкой. Но одновременно каждый из вас – член семьи. Похоже ведут себя и слова. - Что еще мы знаем о предложении? - Надпишите, из каких частей речи состоит наше предложение. - На какие группы можно разделить эти части речи? Сделайте вывод. Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложение, слова становятся членами предложения. Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речион выражен. V. Постановка темы, целей. Слайд 5. - Сегодня мы откроем ещё одну тайну русского языка. - Тема нашего урока: «Как слова – части речи становятся членами предложения». - Какие цели поставим на урок? Чему мы можем научиться на этом уроке? VІ. Физкультурная пауза. Слайд 6. - Незнайка предлагает отдохнуть перед работой. - Называю самостоятельные части речи – прыжки, служебные – приседания. Парк, веселый, на, играть, для, ветер, и, не, мчались, бы, ли, чудесная.
Создание проблемной ситуации. - Проведем исследование. Для этого прочитайте слова из упражнения 411 и решите: 1) являются ли они частями речи, 2) являются ли они членами предложения? Слайд 11. Снежинки, пуш*стый, , ле*кие, хлоп?ями, земля, на, опускались - Можно ли эти слова сделать членами предложения? Как? Можно. Нужно из слов составить предложение. Легкие снежинки пушистыми хлопьями опускались на землю. - Запишите в тетради предложение. 1уч. у доски. - Укажите части речи. Работа в парах. - Сколько же частей речи использовано для составления предложения? (7ч. р.) - Сколько слов относится к группе самостоятельных частей речи? (6) - Сколько слов относится к группе служебных частей речи? (1) - А теперь давайте подумаем, все ли слова, записанные в предложении, стали его самостоятельными членами. (Выслушиваются мнения детей). - Где мы можем проверить, верны ли наши рассуждения? - Ознакомимся с научными сведениями: упражнение 412, с. 27. Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей речи входят в предложение, но отдельными членами его не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению. - Вспомните, сколько частей речи в составленном вами предложении? (7) - А теперь сосчитайте, сколько же членов в этом предложении? (6) - Почему их меньше, чем всего слов? Сделайте вывод. Составление алгоритма или памятки. - А что поможет вам вспомнить правило и воспользоваться им в нужный момент? (Алгоритм или памятка) - Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим, чтобы правильно определить количество членов предложения? Алгоритм. VIIІ. Закрепление изученного материала. - Прочно ли вы усвоили тему? Достаточно ли одного упражнения? Что надо делать, чтобы хорошо усвоить новый материал? 1. Самостоятельная работа. Запись на карточках:. - Прочитайте. Из какого произведения строчки? Кто автор? 1. Спишите предложения. Укажите цифрами в каждом предложении количество слов и членов предложения. : Слайд 7. Шляпа лежала на комоде. (слов -__, чл. пр. - __ ) Котёнок Васька сидел на полу. (слов -__, чл. пр. - __ ) Володя и Вадик раскрашивали картинки. (слов -__, чл. пр. - __ ) -Все ли слова являются частями речи? -А все ли являются членами предложения? -Спишите предложения. Укажите цифрами в каждом предложении количество слов и членов предложения, пользуясь памяткой. Работа в парах.Разобрать предложения по членам. Определить, какой частью речи выражены члены предложения. (Задание дети выполняют на карточках). Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В нем была вода на дне. Стала галка кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Галка напилась. X. Итог урока. Вот и закончился урок! Подведем скорей итог! 1) - Что нового узнали? - Что запомнилось, показалось интересным? 2)Рефлексия. Слайд 9. Оцените свою работу на уроке, нарисуйте в тетради смайлик, который соответствует вашим знаниям. - Кто считает, что он все понял и может объяснить другому, нарисует в тетради смайлик (зелёный кружок). Кто все понял, но при этом испытывал некоторые затруднения, нарисует (жёлтый кружок). Кому надо поработать еще, нарисует (красный кружок). 3) Оценивание ответов учащихся товарищами, учителем. - Чья работа на уроке понравилась? Кто хорошо работал? Оцените товарища. Выставление оценок. Слайд 10. XІ. Домашнее задание. Уч. с.27, правило, упр.413 (всем по заданию) - записать 2-3 предложения на тему «Весело зимой», указать количество членов предложения и слов; по выбору: упр.414 (кто хочет преодолеть трудность). - Выполнить задание вам поможет памятка. - Какие вопросы по заданию? - Незнайка благодарит вас за помощь. Слайд 11. - Вы хорошо потрудились, мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок! | Внимание, старание. Грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен наш язык. Незнайка. Пп пт пр пл пя Например: пенал, пальто, падать. Наша семья очень дружная.(Повеств., невоскл.) Виды по цели высказывания и по интонации; знаки препинания в конце. Служебные и самостоятельные. Вывод: все части речи можно разделить на две группы: самостоятельные - имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, местоимения и служебные - предлоги, союзы, частицы. Цели: - узнать, какие слова называются членами предложения; - научиться отличать части речи от членов предложения. Чтение сообщения –упражнение 410, с. 26. Ответ. Эти слова являются частями речи, но не являются членами предложения, так как самого предложения нет, а есть только группа слов. . Работа в парах. Легкие снежинки знакомились в воздухе и пушистыми хлопьями опускались на землю. Вывод: членов предложения меньше, чем слов, потому что предлог на, не являются отдельными членами предложения. Алгоритм. 1. Определяю в предложении части речи. 2. Если самостоятельная часть речи, то является членом предложения. 3. Если служебная часть речи, то не является членом предложения. Тренировка, время. . Слайд 7. Самооценка. С - … на полях. Да. Нет, только самостоятельные части речи. Проверка: фронтально. - Сегодня я узнал … - Для меня самым трудным было … - Для меня самым интересным было … Оценивают свою работу на уроке, рисуют в тетради смайлик. Домашнее задание. Уч. с.27, правило, упр.413 (всем по заданию) - записать 2-3 предложения на тему «Весело зимой», указать количество членов предложения и слов; по выбору: упр.414 (кто хочет преодолеть трудность). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС
В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
конспект открытого урока по русскому языку 4 класс
Тема: "Обобщение по теме: "Имя прилагательное"....
конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии
тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...
Конспект открытого урока по русскому языку: " Окончание.Роль окончания в предложении"
Конспект открытого урока по русскому языку по теме:"Окончание. Роль окончания в предложении"....