Урок русского языка "Склонений три, а спряжений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе "Склонений три, а спряжений". УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skloneniy_tri_a_spryazheniy.docx | 36.35 КБ |
skloneniy_tri._a_spryazheniy.pptx | 76.27 КБ |
prilozheniya.pptx | 74.81 КБ |
tablitsa.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе на тему «Склонений – три, а спряжений»
УМК Гармония
Цель: познакомить с наличием у глаголов двух спряжений, с окончаниями каждого спряжения.
Познавательные УУД:
• Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.
• Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
• Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения.
• Развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач.
Коммуникативные УУД:
• Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
• Формулировать собственное мнение
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД:
• Формирование интереса к изучению родного языка.
• Формирование креативного мышления обучающихся.
• Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей
Регулятивные УУД:
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
• Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи
• Оценивать правильность выполнения действий, вносить соответствующие коррективы
Задачи урока:
-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;
-упражнять в определении спряжения;
-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;
- развитие способностей обучающихся к рефлексии;
Оборудование:
- таблица подсказок ЕдУТ И спЯТ
- карточки с заданиями
Ход урока
- Организационный момент.
Я недавно прочитала очень хорошие слова в сочинении одного ученика: «Добро – это радость, счастье и хорошее чувство. Оно придает людям смелость, уверенность в себе. Доброе дело сделаешь, на душе будет легко и весело».
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: «Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – мы поможем друг другу »
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Постановка учебной задачи.
- Начнем наш урок с орфографической минутки, запишите под диктовку слова:
Сердце, доброта, радоваться, тепло, помогать, желать. (отметить орфограммы, объяснить)
Разделите данные слова на две группы. (им.сущ. и глаголы)
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
- Заполнение кластера «Существительное»
- Проверка (Слайд 1)
- Упр 390
- Прочитайте слова: дерево, ель, ёлка
- Какими признаками как часть речи они похожи? (сущ. в ед. ч. обозн. предмет.)
- Какими признаками различаются? (род, склонение)
- Назовите род и склонение каждого имени существительного.
- Что называется склонением существительных? (изменение по падежам в ед. и во мн. числе)
Просклоняйте имена существительные (1ряд – существительное 1скл, 2 ряд – 2 скл, 3 ряд – 3 скл)
Проверка (слайд 2)
- Какая часть слова меняется при склонении? (окончание)
- Почему ученые выделили три склонения? (из-за трёх наборов окончаний)
3. Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Заполнение кластера «Глагол» (Проверка слайд 3)
- Склонений три. А спряжений?
- Сегодня на уроке Вам предстоит открыть новый секрет глагола. Итак, имена склоняются, а глаголы… спрягаются. Склонений – три, а спряжений - ?
(Открыть на доске тему)
Давайте проведем исследование
III. Изучение нового материала.
- Откройте ТПО стр. 27 № 391
- Для ответа на вопрос устно проспрягай четыре глагола, а запиши только их окончания.
- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будете получать задание: проспрягай. Что это значит? (Изменение по лицам и числам называется спряжением).
- Какая часть речи поможет проспрягать? (местоимение)
Идти, говорить, нести, замолчать.
- В формы какого времени ты поставил(а) глагол с приставкой? (будущего времени) А остальные глаголы? (настоящего времени)
Единственное число | Множественное число | |
1 лицо | -у -ю | -ем -им |
2 лицо | -ешь -ишь | -ете -ите |
3 лицо | -ет -ит | -ут -ят |
- Сколько вариантов окончаний в каждом лице получилось, кроме 1-го лица (выслушать ответы). Назовите их.
- Предположите, сколько спряжений? (два спряжения).
- Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте сообщение ученых. стр. 32 (ученики знакомятся с сообщением ученых):
У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два.
Открыть таблицу спряжений на доске, разъяснить римское обозначение спряжений.
- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения, II спряжения. (Ученики рассматривают таблицу и делают вывод, что в окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная Е, а в окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная И).
- Личные окончания глаголов каждого спряжения нужно хорошо знать. Ребята одной школы придумали подсказку для запоминания. Как вы её понимаете?
(Ученики рассматривают таблицу в учебнике, делают вывод, на доске вывешивают таблицу спряжений и таблицу подсказок.)
IV. Физкультминутка
- Вспомните, что обозначает глагол (действие)
- Какую физкультминутку может предложить глагол? (выполнять действия)
Итак: встаньте с мест, присядьте, поднимитесь, попрыгайте, улыбнитесь друг другу, похлопайте, натяните шапку для размышлений, стройте глазки друг другу, напишите носом “Спряжение”.
V. Закрепление. Работа в тетради (ученики выполняют упражнение № 393).
Запиши глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения. Над глаголом указывай их лицо и число; ставь ударение и отмечай все орфограммы.
Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.
(Ученики выполняют задания).
- Откройте задание №395 ???
VI. - Молодцы! Теперь можно отправиться на “Творческую полянку”
1) Прочитайте пословицы и поговорки. (Ученики получают карточки)
- Разделите их на группы по двум признакам одновременно. (Ученики должны догадаться по каким двум признакам можно пословицы разделить на две группы. Это спряжение и по смыслу.)
- Мальчики выписывают пословицы с глаголами I спряжения.
- Девочки выписывают пословицы с глаголами II спряжения.
Укажите спряжение глаголов. Подчеркните орфограммы.
1. Дерево живет корнями, а человек друзьями.
2. Кто много лежит, у того и бок болит.
3. Белые руки чужие труды любят
4. Друг познается в несчастье.
5. Лень мужика не кормит.
Итог. Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
- Я узнал …
- было интересно…
- было трудно…
- мне захотелось …
Домашнее задание: упр. 396.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1-е 2-е 3-е И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. 1-е 2-е 3-е И. п. ёлка Р. п. ёлки Д. п. ёлке В. п. ёлку Т. п. ёлкой П. п. о ёлке 1-е 2-е 3-е И. п. ёлка дерево Р. п. ёлки дерева Д. п. ёлке дереву В. п. ёлку дерево Т. п. ёлкой деревом П. п. о ёлке о дереве 1-е 2-е 3-е И. п. ёлка дерево ель Р. п. ёлки дерева ели Д. п. ёлке дереву ели В. п. ёлку дерево ель Т. п. ёлкой деревом елью П. п. о ёлке о дереве о ели
Наст. Прош. Буд. Ед. ч. Мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. ? Лицо Глагол Время Число Спряжение Род М. р. Ж. р. Ср. р.
Ед. ч. Мн. ч. 1-е л. -у - ю - ём -им 2-е л. - ёшь -ишь - ёте - ите 3-е л. - ёт - ит - ут - ят - ат
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
_____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ Глагол _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ Глагол _____ _____ _____
I спряжение Е д УТ II спряжение И сп ЯТ
1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит . 1. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 2. Кто много лежит, у того и бок болит. 3. Белые руки чужие труды любят 4. Друг познается в несчастье. 5. Лень мужика не кормит .
Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать . Сер?це , д… брота , радоват?ся , п…м…гать, т… пло , ж… лать .
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.
Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс. УМК "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается презентация....
Презентация к уроку русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.
Презентация содержит иллюстративный материал, задания для самостоятельной работы, домашнее задание, вопросы для подведения итогов урока....
урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов
Как различать спряжения глаголов...
Урок русского языка по теме: "Спряжение" с использованием ИКТ
Автор – Олейникова Евгения Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 20», г.Междуреченск, Кемеровская область.Предмет – Русский язык. Раздел «Правописание безударных личных окончаний ...
Конспект урока русского языка по теме:"Спряжение глаголов".
Урок по теме :"Спряжение глаголов"....
урок русского языка 4 класс Спряжение глаголв.
Урок русского языка .4 класс. Провела Слободчикова Т.Е. Тема: I и II спряжение глаголов. Цели: Образовательная: • Закрепить знания учащихся об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; • Продолжить знакомс...
Урок русского языка "Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения".4 класс
На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов....