Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Никулина Маргарита Вячеславовна
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_russkiy.docx78.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя  общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕН

на заседании школьного методического объединения

 от «30» августа 2017 г.

№ 1

____________Л.П.Бессонова

РАССМОТРЕН

на заседании педагогического совета

 от «30»августа  2017 г.

№ 2

УТВЕРЖДЕН

приказом от 30.08.2017 г.№  1-319

Директор    МБОУ  "Щекинская СОШ»

__________     Е.П.Кузичкина

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 учебного предмета «Русский язык»

для учащихся 3 класса

(базовый  уровень)

                 

      Предметная область:  Русский язык и литературное чтение

Учитель: Никулина Маргарита Вячеславовна

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование составлено на основе примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России».

Материалы учебно-методического комплекта, обеспечивающие полноту изучения учебной дисциплины:

  • Примерная программа начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.:Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения)
  • УМК   . Канакина, В. П. Русский  язык.  Рабочие  программы. 1–4 классы : пособие  для  учителей  общеобразоват.  учреждений  /  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,  М. В. Бойкина,  М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
  • Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации : пособие  для  учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
  • Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
  • Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2013.
  • Канакина, В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2012.
  • Канакина, В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
  • . Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал : пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

План

Факт

Примечания

Наша речь и наш язык. (3ч.)

1

Наша речь и наш язык. Виды речи. Для чего нужен язык.

1.09

2

Р. р. Составление текста по рисунку.

4.09

3

Анализ работы по развитию речи. 

Работа над ошибками 

5 .09

Текст. Предложение. Словосочетание (16 ч)

4

Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты.

6.09

5

Предложение. Что такое предложение ?

7.09

6

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

8.09

7

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» .

11.09

8

Контрольная диктант по теме «Повторение»

12.09

9

Предложение. Виды предложений по интонации .

13.09

10

Предложение. Что такое обращение?

14.09

11

Р.р. Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений

15.09

12

Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками .

18.09

13

Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

19.09

14

Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в разборе предложений по членам предложения .

20.09

15

Простое и сложное предложение. Упражнение в различении сложного и простого предложения .

21.09

16

Простое и сложное предложение. Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых

22.09

17

Словосочетание. Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание?

25.09

18

Р. р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

26.09

19

Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками

27.09

Слово в языке и речи (21 ч)

20

Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова .

28.09

21

Слово в языке и речи. Синонимы и антонимы .

29.09

22

Слово в языке и речи. Что такое омонимы?

2.10

23

Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова.

3.10

24

Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Что такое фразеологизмы

4.10

25

Р. р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

5.10

26

Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками.

6.10

27

Слово в языке и речи. Части речи. Что такое части речи? Имя существительное. Местоимение

9.10

28

Слово в языке и речи. Части речи. Имя прилагательное Глагол.

10.10

29

Слово в языке и речи. Части речи. Имя числительное.

11.10

30

Р. р. Составление текста натюрморта по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

12.10

31

Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками.

13.10

32

Слово в языке и речи. Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными

16.10

33

Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки .

17.10

34

Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки.

18.10

35

Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак .

19.10

36

Р. р. Сочинение по материалам экскурсии в парк (лес).

20.10

37

Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками.

23.10

38

Слово в языке и речи. Проект «Рассказ о слове»

24.10

39

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

25.10

40

Работа над ошибками .Слово в языке и речи.

26.10

Состав слова (40 ч)

41

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова .

27.10

42

Корень слова. Чередование согласных в корне слова.

7.11

43

Корень слова. Сложные слова. Правописание сложных слов

8.11

44

Формы слова. Окончание .

9.11

45

Формы слова. Окончание .

10.11

46

Формы слова. Окончание.

13.11

47

Приставка как значимая часть слова.

14.11

48

Приставка как значимая часть слова. Лексические значения приставок.

15.11

49

Суффикс как значимая часть слова.

16.11

50

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

17.11

51

Р. р.Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

20.11

52

Анализ творческих работ. Редактирование и совершенствование написанных сочинений. 

21.11

53

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем .

22.11

54

Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Разбор слова по составу.

23.11

55

Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа.

24.11

56

Р. р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

27.11

57

Анализ творческих работ .

28.11

58

Проект «Семья слов»

29.11

59

Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов.

30.11

60

Правописание слов с безударными гласными в корне

1.12

61

Правописание слов с безударными гласными в корне.

4.12

62

Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне .

5.12

63

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

6.12

64

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

7.12

65

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

8.12

66

Контрольная диктант «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне».

11.12

67

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

12.12

68

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

13.12

69

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

14.12

70

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

15.12

71

Правописание слов с удвоенными согласными.

18.12

72

Правописание слов с удвоенными согласными.

19.12

73

Р. р. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»

20.12

74

Анализ творческих работ. Редактирование и совершенствование написанных сочинений.

21.12

75

Правописание суффиксов и приставок.

22.12

76

Правописание суффиксов и приставок.

25.12

77

Правописание суффиксов и приставок.

26.12

78

Контрольный диктант «Правописание частей  слова»

27.12

79

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

11.01

80

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

12.01

81

Правописание слов с разделительным твердым знаком .

15.01

Части речи (76ч.)

82

Части речи.

11.01

83

Части речи. Имя существительное. Значение и употребление имен существительных в речи

12.01

84

Части речи. Имя существительное

15.01

85

Части речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

16.01

86

Р. р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

17.01

87

Части речи. Собственные и нарицательные имена существительные

18.01

88

Части речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени»

19.01

89

Части речи. Изменение имен существительных по  числам

22.01

90

Части речи. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа .

23.01

91

Р. р. Упражнение по развитию связной речи

24.01

92

Части речи. Род имен существительных

25.01

93

Части речи. Определение рода имен существительных

26.01

94

Части речи. Имена существительные общего рода.

29.01

95

Части речи. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

30.01

96

Части речи. Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

31.01

97

Р. р. Подробное изложение повествовательного текста

1.02

98

Контрольная  диктант по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

2.02

99

Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам.

5.02

100

Части речи. Упражнение в склонении и в определении падежей имен существительных

6.02

101

Части речи. Несклоняемые имена существительные

7.02

102

Р. р. Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

8.02

103

Части речи. Именительный падеж

9.02

104

Части речи. Родительный падеж

12.02

105

Части речи. Дательный падеж

13.02

106

Части речи. Винительный падеж .

14.02

107

Части речи. Упражнение в распознавании изученных падежей

15.02

108

Части речи. Творительный падеж

16.02

109

Части речи. Предложный падеж.

19.02

110

Р. р. Подробное изложение повествовательного текста

20.02

111

Части речи. Обобщение знаний о падежах имен существительных

21.02

112

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

22.02

113

Работа над ошибками. Проверь себя. Проект «Зимняя страничка»

26.02

114

Р. р. Коллективное сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

27.02

115

Части речи. Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных

28.02

116

Части речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные

1.03

117

Части речи. Роль имен прилагательных в тексте

2.03

118

Части речи. Имя прилагательное. Текст-описание

5.03

119

Р. р. Сочинение-высказывание по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

6.03

120

Части речи. Изменение имен прилагательных по родам

7.03

121

Части речи. Правописание родовых окончаний имен прилагательных

7.03

122

Части речи. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Проверочная работа

12.03

123

Части речи. Изменение имен прилагательных по числам

13.03

124

Части речи. Изменение имен прилагательных по числам. Составление объявления описательного характера

14.03

125

Части речи. Изменение имен прилагательных по падежам

15.03

126

Части речи. Упражнение в определении падежа имен прилагательных

16.03

127

Части речи. Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи

19.03

128

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

20.03

129

Работа над ошибка ми. Обобщение знаний об имени прилагательном

21.03

130

Р. р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»

22.03

131

Проверь себя. Проект «Имена прилагательные в загадках»

23.03

132

Части речи. Местоимение. Личные местоимения

3.04

133

Части речи. Личные местоимения третьего лица

4.04

134

Части речи. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений

5.04

135

Части речи. Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма

6.04

136

Части речи. Обобщение знаний о местоимении. Проверь себя

9.04

137

Части речи. Глагол. Значение и употребление глаголов в речи

10.04

138

Части речи. Упражнение в определении лексического значения глагола

11.04

139

Части речи. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов

12.04

140

Р. р. Составление рассказа по сюжетным рисункам

13.04

141

Части речи. Глаголы в неопределенной форме

16.04

142

Части речи. Упражнение в распознавании

глаголов в неопределенной форме

17.04

143

Части речи. Число глаголов

18.04

144

Части речи. Изменение глаголов по числам.

19.04

145

Части речи. Время глагола .

20.04

146

Части речи. Упражнение  в определении времени глагола. Текст-рассуждение

23.04

147

Части речи. Изменение глаголов по временам.

24.04

148

Части речи. Упражнение в изменении глаголов по временам. Комплексная итоговая работа.

24.04

149

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста

25.04

150

Части речи. Род глаголов в прошедшем времени

26.04

151

Части речи. Родовые окончания глаголов.

 Р.р. Составление текста из деформированных предложений

26.04

152

Части речи. Правописание частицы не с глаголами

27.05

153

Части речи. Правописание частицы не с глаголами

3.05

154

Части речи. Обобщение знаний о глаголе

4.05

155

Контрольный диктант по теме «Глагол»

7.05

156

Работа над ошибками. Проверь себя

8.05

Повторение (14ч.)

157

Р. р. Составление текста по рисунку

10.05

158

Повторение. Части речи

11.05

159

Повторение. Части речи

11.05

160

Текст

14.05

161

Повторение. Текст.

15.05

162

Повторение по теме: « Имя Существительное»

16.05

163

Повторение по  теме : «Имя прилагательное»

17.05

164

Повторение по теме: «Имя числительное»

18.05

165

Повторение по теме: «Глагол»

18.05

166

Повторение. Предлоги и приставки.

21.05

167

Итоговая контрольная диктант за год

22.05

168

Проверочная работа «Части речи»

23.05

169

Работа над ошибками. 

Р. р. Изложение повествовательного текста

24.05

170

Итоговое повторение Урок-игра «Конкурс грамотеев»

25.05

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

Контрольная диктант по теме «Повторение»

Объём текста:40 – 45 слов.

Осенью

Мы  часто ходим в ближний  лесок. Красив  русский  лес  осенью. Яркие  краски  радуют  глаз.  Падают  сухие  листья.  Земля  покрылась  пёстрым  ковром. Шуршит  под  ногами  пожухлая  трава. В  лесу  смолкли птичьи  песни. Вода в лесных  ручьях  чистая. Хорошо  дышать  свежим  воздухом.

                                                                                                          (41  слово)

Грамматическое задание

  1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

        I вариант                                                        II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые               ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант                                                       II вариант

пробежка                                                        прогулка

осенняя                                                           длинная

поход                                                               подъезд

беленький                                                             серенький

Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант                                                       II вариант

     Пеньки, ежи                                                    Деньки, ерши

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.  

Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические  задания

Обозначьте части речи в  предложении. Выделите  основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

*. Запишите  омонимы (3 слова)

Контрольная диктант по теме «Слово в языке и речи»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.  Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка. 

Грамматические  задания

Выписать 3 глагола   с приставками,   выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из  второй  части текста

Записать 3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса

за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Осенью.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

     -сад-                                                                    -цвет-

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

крылышко, мамочка.

Контрольная диктант «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне». 

Чудесная  ёлка

Идёт мелкий снежок.  Пушистые  хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая  стройная ёлочка.  Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку.  Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером  прибежали два зайца. Они угощались вкусным  ужином.

 

Грамматические  задания

  1. Выписать из текста 3 слова с  безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант    Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант    Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать  и записать  антонимы  с приставками, приставку выделить.

1 вариант    Продавать -….., выходить -……

2 вариант     Помолчать ….,  приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Зимний лес.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

                                                                                                             (50 слов).

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант.

Голодные синички прилетели к кормушке.

2 вариант.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант                                            II вариант

морозец                                                журавлик

пробежка                                              погрузка

длинный                                               ранний

постучал                                               пробежал  

прилетят                                               замерзают

                                         

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали  на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

 

Грамматические  задания

  1. Выписать из текста по 1  слову  с  безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые  проверяются ударением,   указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант     Берёзка, подорожник,  капуста. 

2 вариант   Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных  слов     с  помощью  приставок. Выдели  приставки.

1 вариант   Лететь, …

2 вариант  Ходить, …

Контрольный  диктант   по  теме: «Собственные  и  нарицательные,  одушевлённые  и  неодушевлённые  имена  существительные»

 

 На  рыбалке

Мы  стали   жить  на  берегу   Волги. Зимой  река  замёрзла.  Рыбаки  собрались на  лёд  ловить рыбу.  Рыбак  Андрей   взял   с  собой сынишку Ваню.  Далеко   выехали   рыбаки.    Сделали   во   льду  ямки   и  спустили  в  воду  сети. Светило  солнце. Всем  было  весело.  Ваня  был очень  рад.  Он  помогал  выпутывать   из    сетей рыбу. Рыбы  наловилось  много.

 

Грамматические  задания

  1. Укажите части речи …

1 вариант  – в первом  предложении

2 вариант  – в  десятом  предложении

  1. Подчеркните в тексте  собственные  имена  существительные
  2. * Запишите  одушевлённые    и   неодушевлённые  имена  существительные, по   2  слова.

 

Контрольный  диктант   по  теме: « Имя  существительное»

 

На  речке

Владимир   жил  в тайге. Сторожка  стояла  на берегу  реки  Краснуха. Кругом  тишь.  За  много  лет    Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей.  У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях  каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята.   Раноутром     мать  выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку. Мать  была  довольна.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркни грамматическую  основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант  – 9 предложения  ( Рано  утром  мать выводила  их  на берег)

  1. Определи падеж и род  у имён существительных

1 вариант – первого предложения  ( Владимир  жил  в тайге)

2 вариант – десятого  предложения ( Малыши  щипали   нежную  травку)

  1. 1 вариант. Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  в единственном  числе
    2 вариант.  Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  во множественном  числе

 

Контрольный  диктант  по теме:  «Имя  прилагательное»

 

Шаги  весны

Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в  первой  части текста

2 вариант  – во  второй  части  текста

  1. Определите падеж и род   у имён  прилагательных…

1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце)

2 вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще)

  1. * К данным прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

1 вариант  Лёгкая  задача -….., широкое  шоссе – …

2 вариант   Сладкое яблоко – ….,  тяжёлый  портфель -…

 

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.  

(66 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

I вариант

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

I вариант

лунный

подкормка

сталевар

медвежонок


II вариант

лимонный

заморозки

птицевод

лисенок

Контрольный  диктант  по  теме«Местоимение. Глагол»

 

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень многосвета.  Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.   Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного  сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните   грамматическую  основу, указав  части  речи

1 вариант – 8 предложения    (Она разбудила своих подруг)

2 вариант  – 12 предложения   (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые … 

1 вариант  – в единственном  числе   (6)

2 вариант  –  во  множественном  числе  (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в  неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…,  смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …,    видеть -…

Контрольный  диктант по  теме:  «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие  речи»

 

Встреча  с  гадюкой

Узкая тропинка привела нас  в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные    ели  и  сосны  стояли  угрюмо.  Они  опустили  могучие  ветки.  Вдруг старый    пень зашевелился. Там была нора  гадюки.  Мы    вышли на  лесную  поляну.  Радостные  песни   птиц  встретили  нас.  Жужжали мохнатые  шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина,  и мы отправились домой. Шипение  гадюки  звучало  в  ушах.  Гадюки  опасны.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните   грамматическую  основу.   Определите   части  речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они  опустили могучие  ветки)

  1. Выпишите имена существительные  в  именительном  падеже,  определите род

1 вариант – из  первой  части  текста

2 вариант – из  второй  части  текста

  1. *К   выделенным    словам    в  словосочетаниях  подберите   слова  – антонимы,  запишите  новые  словосочетания.

1 вариант. Высокий  дом –   …..  дом,  громко  смеяться – громко …

2 вариант. Широкая  лента – ……   лента,     долго  говорить –  долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Певчие птицы.

     Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

     В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

     Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч  солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

     Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

(75 слов)

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание.

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

I вариант.

Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.

II вариант.

В мае над  кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного.

                   I вариант                                                  II вариант

              На опушке -                                                Над кустом -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...