УМК "Школа России" Тема: Склонение имен прилагательных. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по теме: "Склонение имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык. Склонение имен прилагательных | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.
Киселева Елена Николаевна, учитель начальных классов,
МОУ «Красногороденская ООШ» г. Калуга, Ферзиковский район
2012г.
УМК «Школа России»
Тип урока: Получение новых знаний.
Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода».
Цели:
- Образовательная:
- Познакомить детей с особенностями склонения прилагательных женского рода.
- Формировать умение писать безударные окончания имён прилагательных
- Развивающая:
- Развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация), внимание, память.
- Развивать речь детей.
- Воспитательная:
- Воспитывать в детях чувство любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник: «Русский язык» -4 класс, часть 2, под ред. Т.Г. Рамзаевой, М: Дрофа, 2008.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок русского языка. Но урок – необычный. Мы побываем сегодня в зимнем лесу. (сл.1)
II. Сообщение темы урока.
– Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).
– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. (сл.2)
– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке. (сл.3)
– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).
– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, сделайте хлопок в ладоши.
– Готовы?
– Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).(сл.4)
– Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной). (сл.5)
– Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).(сл.6,7)
– Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала ... Какой?
– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной).(сл.8). А почему? (Ответы детей).
– А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).
– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).
– Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии.
– Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).
– Какого они рода? (Женского).
– В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).
– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.
– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода». (сл.9)
III. Словарная работа. (сл.10)
– Запишите словарные слова (учитель диктует):
Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната.
– Свертесь с доской.
– А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором
- во-первых, букв столько же сколько и звуков,
- во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.
– Что это за слово? (Аллея). (сл.11)
– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)
– А ели растут вдоль этой дороги? (Да). (сл.12)
– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).
IV. Изучение новой темы.
–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка) (сл.13)
– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное). (сл.14)
– А какого рода прилагательные? (Женского).
– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.
Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже. (сл.14…)
– А сейчас, внимание!
Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.). (сл.15)
– Какое это окончание? (-ой, -ей). (сл.16). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)
Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица) (сл.17)
– Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).
– А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).
V. Работа с учебником.
– Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19. (сл.18)
– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).
– Прочитайте. (Детской железной).
– Определите падеж. (П.п.)
– А как вы определили? (По существительному?)
– Назовите окончание? (-ой).
– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).
– Определите падеж. (П.п.). Назовите окончание? (-ой).
– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).
– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)
– Какой падеж? (Д.п.)
– Окончание? (-ой).
– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).
– Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
– Какое? (-ой, -ей)
Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.
VI. Физкультминутка. (сл.9)19)
Я мороза не боюсь!
Полеплю снеговика.
Разомнусь ещё слегка.
И на лыжах покатаюсь.
Я здоровым быть стараюсь!
VII. Закрепление.
– Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.
(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).
– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.) (сл.10)
– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).
– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).
– И под последним сугробом… (обст.).
– Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его в тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.
– Прочитайте три следующих предложения. (сл.11)
Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.
– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме. (сл.12)
– Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.
Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.
Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).
– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)
– Прочитайте следующие два предложения.
Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.
– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)
– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).
– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.
Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.
(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)
– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).
– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).
– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).
VIII. Подведение итога.
– В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)
– Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»
IX. Домашнее задание: упражнение 315, правило с.19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен прилагательных"
Это урок-тренинг....
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка 4 класс. Склонение имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева...
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...
Склонение имен прилагательных (4 класс "Школа России")
Урок знакомит учащихся со склонением имен прилагательных, повышает уровень знаний по теме "Имя прилагательное". Материал наполнет тестами, индивидуальной работой учащихся. ...
Урок в 4 классе "Склонение имен прилагательных в множественном числе"
Цель: Формирование умений склонять и правильно писать окончания имён прилагательных во множественном числе.Задачи: ü Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработк...
Урок русского языка в 4 классе « Склонение имен прилагательных»
Цель: познакомить со склонением имен прилагательных....