Открытый урок во 2 классе на тему "Родственные слова"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок во 2 классе на тему "Родственные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас.

Оборудование:

- учебник русского языка для 2 класса;

- презентация;

- карточки для рефлексии.

Ход урока.

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся.

1. организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Откройте , пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

а)Минутка чистописания.

б) Орфографическая минутка.

  1. Дайте характеристику буквы Т.
  2. Прочитаем стихотворение.
  3. Выпишите из стихотворения слова- антонимы.

         

       

         

Что такое антонимы?

   

Что мы видим на рисунке?

Тимур пишет на доске слово «яблоко». Поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Ребята, написание этого слова можно проверить?

Согласный, твёрдый, глухой, парный. Слайд 1.

Читают хорошо читающие ученики (Тлехас Альбина, Хут Ильдар, Тхатль Рузана, Хуаде Расул). Слайд 2.

-Это слова с противоположным значением.

Дети находят антонимы и выписывают у доски по очереди, а остальные в тетради.

низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое.

Яблоко.

Нет. Это словарное слово. Нужно запомнить, а если забыл, посмотреть в словарь.

3. Самоопределение к деятельности.

Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

- О! Здравствуйте! Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

А кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

Кого же здесь можно назвать родственниками?

Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

Чтение по ролям

Тех, кто живет вместе, одна семья, имеют одну фамилию. Ребята ж доказывают.

Гусь, гусяню, гусят.

Алёша прав.

4.  работа по теме урока.

Откройте учебники на стр.58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

Прочитайте текст упр. 77

Чем похожи выделенные слова?

Что их объединяет?

А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

Какая общая часть в этих словах?

Выделите общую часть таким знаком

В упр.78 на стр.59 прочитайте слова первой группы.

- Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

Спишите: 2 столбик– 1 ряд,3 столбик–2 ряд.

Выделите общую часть родственных слов так:

Что такое родственные слова? Слайд 3.

Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся.

Выделенные слова вывешиваем на доске.

Общая часть и близкое значение. Слайд 4.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусята, гусыня.( у доски ученик)

- Гус.

Читает Женетль Жанна.

Можно, так как есть общая часть и близкое значение.

Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Пишут в тетрадях и выделяют общую часть.

Общая часть – брат, барабан, рыб.

Проверка.

5. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – наместо тихо сесть.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

6. Закрепление изученного материала.

Игровая ситуация «Лесная почта»

Ребята, сорока принесла нам «лесную почту».

Хотели бы вы узнать, что в конверте?

(Вскрываю конверт)

«Я, заяц, хвастун, похвалился, что всё умею. Лесные жители дали мне задание а я не могу справиться. Помогите найти в родственных словах общую часть».

2 задание. Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу.

Молодцы, ребята, вы очень помогли зайцу!

Слайд 5.

Гриб, грибок, грибник, грибной.

Записывают в тетради и выделяют общую часть. (Читает Тхатль Рузана)

 Слайд 6 (выполняют устно, читают по слайду).

Мы ездили в… .

На… поляне видели домик… .

Там растёт молодой… .

(Лес, лесной, лесник, лесок).

7. Рефлексия.

Вам даны карточки.

  1. жарко, жарится, печется.
  2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.
  3. чайка, чайник, чайный.
  4. лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.

Слайд 7.

Учащиеся зачеркивают слова: печется, сосна, чайка, лестница.

8. Подведение итогов урока.

-На сегодняшнем уроке я узнал (а)…

- На уроке я научился (научилась)…

- Дома я могу рассказать…

Слайд 8.

9. Домашнее задание.

Упр.80 стр.59.

Слайд 9.

Объяснение  дом.зад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Самоонализ Открытого урока по русскому языку «Разбор слова по составу» Закрепление. 2 класс

Самоонализ  Открытого  урока по русскому языку «Разбор слова по составу» Закрепление.         2 класс...

Открытый урок по Русскому языку "Состав слова" 2 класс

Открытый урок по Русскому языку "Состав слова" 2 класс...

Открытый урок по русскому языку. "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в середине и в конце слова". 3 класс

Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при об...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН" 2 класс

Урок закрепления знаний по теме "Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЩ.."...