Открытый урок по Русскому языку "Состав слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по Русскому языку "Состав слова" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

Учитель: Ворожцова Людмила Валерьевна, учитель начальных классов

ЦО №1429, г. Москва

Тема: Состав слова.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Задачи:

Предметные

-выяснить, зачем нужно знать состав слова;

- отрабатывать умение разбора слов по составу;

-  развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

-воспитывать интерес к русскому языку;

- развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

- умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

для учителя:  интерактивная доска, презентация к уроку, клубок ниток

для учащихся: индивидуальные карточки, индивидуальные печатные тетради, листы А-3

Ход урока:

Этапы урока

Предметные универсальные действия

Формирование универсальных действий

Самоопределение к учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа стихотворения к уроку.

Мозговая разминка «Вопрос на засыпку»

Создание комфортной обстановки в классе.

Эмоциональ

ный настрой.

Актуализация знаний.

Работа в группах.

(вспомнить правила работы в группе)

Постановка целей и задач.

Актуальность темы.

План урока.

Актуализация  знаний.

Учебное задание 1.

«Брейн-ринг»

Учебное задание 2.

Игра «Крестики-нолики».

Учебное задание 3.

Тест.

Физминутка для глаз «Найди паучка».

Игра на внимание «Покажи морфему».

Учебное задание 4.

Групповая работа.

Проблемная ситуация.

Физминутка

(игра по группам).

Групповая работа

Учебное задание 5. Работа с текстом.

Учебное задание 6. «Найди лишнее».

Тест «Умники».

Итог урока.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели урока. Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Кто говорит на всех языках?
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть?
  • Какие блюда можно приготовить из названий букв?
  • Назовите слово, противоположное слову враг
  • Какое слово состоит из 100 согласных?

  • Сколько букв в алфавите?

Молодцы!

Вы отлично справились с разминкой.

Ребята, я приглашаю всех на ковёр.

Задание «Паутинка». (клубок ниток)

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Подберите друг для друга самые  добрые и нужные слова.

Фразу начинаем со слов: «Я желаю тебе…», или «Я хочу, чтобы у тебя сегодня…»

(дети, говоря слова друг другу, перекатывают клубок от одного к другому). В итоге на ковре получается паутинка.

-Ребята, что у нас получилось? На что похоже?

-От какого слова образовалось слово «паутинка»? Кто плетёт паутинку?

-Кто такой паук? Что вы о нём знаете?

-Слова «паутинка» и «паук» - являются однокоренными? Почему?

Вывод: Однокоренными могут считаться слова, близкие по смыслу, с чередованием согласных в корнях.

- Приведите примеры слов с чередованием согласных в корнях.

- Как по-другому называют однокоренные слова?

- Вот и у нашего паука много родственников.

У вас на столах в конвертах лежат части слов. Попробуйте, используя эти части, составить новые слова.

(каждая часть слова обозначена разным цветом)

-пауч-ок        - 1 гр.

-пауч-их-а     - 2 гр.

-пауч-ищ-е    - 3 гр.

-пауч-ишк-а  - 4 гр.

- Какие морфемы использовали при составлении слов?  (части слова)

-Какую часть не назвали?

- Над какой темой мы будем работать сегодня?

Цель: отрабатывать у детей умение разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационное поле.

- Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

- Ребята, познакомьтесь с планом нашего урока.

- Расставьте цифры от 1 до 3 в том порядке, в котором мы должны работать на уроке.

- Отвечаем на 1 вопрос нашего плана.

- Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Итак, мы начинаем «Брейн-ринг».

Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде. Вы, посовещавшись, выбрав спикера, даёте ответ.

  • Что такое окончание?     1 гр.

  • Как найти окончание?    2 гр.

  • Каким может быть окончание?

                                                   3 гр

  • Всегда ли в слове можно выделить окончание?      4 гр.

______________________________

  • Что такое корень?        1 гр.

  • Какие слова называются однокоренными или родственными?            2 гр.

  • Как убедиться, что корень в слове найден правильно?     3 гр.

  • На что ещё следует обратить внимание при подборе слов?  4 гр.

__________________________

  • Что такое приставка?     1 гр.

  • Как пишутся приставки?   2 гр.

  • Что такое суффикс?        3 гр.

  • Что общего и в чём отличие между приставками и суффиксами?                  4 гр.

_________________________________

Молодцы! Вы достойно прошли это испытание, показав хорошие теоретические знания.

Оцените работу своей группы.

- Ребята, я предлагаю вам закрепить свои знания на практике. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики».  Поле для игры  находится у каждого из вас в тетради.

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х,

если не согласны  0.

Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

Итак, начинаем:

        

1.        Корень – это главная часть предложения (-)

2.        Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3.        Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

4.        Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5.        Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6.        Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7.        Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для   образования новых слов.(-)

8.        Корень – это общая часть родственных слов (+)

9.        Суффикс – это часть речи. (-)

- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.

Вам необходимо себя оценить.

Дифференцированный тест

(3-х уровневый) по теме.

                    Приложение 1.

Работы необходимо сдать. Результаты узнаете на след. уроке.

Предлагаю немного отдохнуть.

Найти паучка в разных местах в классе.

- Вспомните, как мы показываем части слова и слушайте внимательно.

Мы полностью ответили на 1-ый пункт плана.

Отвечаем на 2 вопрос плана.

- Всегда ли все морфемы присутствуют в слове? Без какой морфемы слово не может существовать?

Каждой группе выдаётся своя модель слова. Два представителя каждой команды «собирают слова по классу». Остальные ученики в каждой группе в это время конструируют слова из готовых частей

(выход, перелёт, забег, перенос;

друг, брат, класс, дочь;

травинка, солнышко, доченька, игрушка;

посадка, заморозки, подснежник, перегородка)- по классу

Ребята, осталось два слова: овощерезка, мясорубка.

Почему эти слова не выбрала ни одна группа?

Какая модель подошла бы для этих слов?

Каждая группа вытягивает карточку со знаком морфемы. Учитель называет слова. Дети внимательно слушают. По очереди встают те группы, у которых есть соответствующий знак морфемы.

 Отвечаем на 3 вопрос плана.

Порядок разбора слова по составу.

- Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами?

- Докажите, что перед вами текст.

- Этот текст записан и в ваших тетрадях.

                         Приложение 2.

- Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны?

- Кто попробует объяснить их значение?

- Нахождение родственных слов.

- Возьмите красный карандаш и подчеркните однокоренные слова.

  • Города, городские, пригород, загородный.

- Выпишите  в тетрадь слева форму одного и того же слова, а справа – однокоренные слова.

Город                      Города – мн.ч.

Города                    Городской

Городу                    Загородный– 4слога

Городом                 Пригород

- Какие задания можно предложить к данной группе слов?

- Разберите однокоренные слова по составу, пользуясь памяткой.

Приложение 3.

         Обобщение знаний. 

  • Представьте, что ваш одноклассник отсутствовал сегодня в школе.                          
  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
  • Кому было трудно?

Об. дом. зад.          Приложение 4.     

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита.

Перемена.

- Почему сегодня я начала урок с этого стихотворения?

 

- Как связаны эти слова с нашим уроком?

Эхо

Уроки

У-ХА, КА-ША.

Друг

Сто-л,  Сто-г,  Сто-п и др.

33

Дети рассаживаются на ковре по кругу.

-Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

-Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.

-Хочу, чтобы все были внимательными, слушали учителя, друг друга.

Паутинка

Паук

Класс паукообразные.

Пауки-охотники, охотятся на насекомых.

Слово «паутинка» произошло от слова «паук», но в корнях слов произошло чередование согласных. (к\т)

Рука – ручной, друг – друзья – дружба…

Родственными

(дети расходятся по группам, в соответствии с цветом карточки)

Деление детей на группы заранее осуществил учитель по принципу создания разноуровневых групп, т.е. в каждой группе присутствуют сильные и слабые ученики.

Корень, суффикс, окончание.

Приставку.

Состав слова.

Цель: научиться самостоятельно разбирать слова по составу

- состав слова может объяснить образование слов;

- знание состава слова поможет увидеть в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно

проверить, запомнить или посмотреть по словарю;

- можно научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу.

- Из каких морфем (частей слова) может состоять слово?       (1)

- В каком порядке стоят морфемы в слове?     (2)

- В каком порядке разбираем слова по составу (т.е. проводим морфемный разбор слова)?     (3)   

Мы должны знать названия частей слова: что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы найти окончание, надо изменить слово по числам или по вопросам, то есть изменить форму слова. Изменяемая часть и будет окончанием.

Окончание в слове может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками.

Нет. Слова – иностранцы: пони, кенгуру, какаду, метро, пальто…

Корень - это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень - это общая значимая часть всех родственных слов.

Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными или родственными словами.

Чтобы убедиться, что корень в слове найден правильно, нужно подобрать родственные слова.

Обязательно при подборе слов обратить внимание на лексическое значение слов.

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставки пишутся со словами всегда слитно и одинаково, независимо от произношения.

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

- Суффикс отличается от приставки расположением в слове. Приставка пишется перед корнем, а суффикс пишется после корня.

Индивидуальная работа

Взаимопроверка.

о

Х

о

Х

Х

Х

о

Х

о

Каждый ученик выбирает для себя подходящий уровень и выполняет тест самостоятельно.

Вращение глазами.

Дети показывают части слова.

Дети наклеивают знаки морфем на листах.

¬             ^

1 гр. – приставка, корень.

2 гр. – корень.

3 гр. – корень,суффикс,окончание.

4 гр.-приставка,корень,суффикс,окончание.

Слова, которые найдены в классе приклеивают на лист и выставляют.

Проверка.

Это сложные слова. Образованы при помощи соединительных гласных

(о – е).

(корень, корень, суффикс,

 окончание)

(Школьник, весна, домик, листок, лист, учитель, котёнок, шапочка, дом, покормить, прикрутить.)

?

Текст.

Выслушиваются ответы детей.

Пригород,  загородный.

Ответы детей.

Проверка выполнения задания.

Проверка работы на экране.

Возможные ответы детей:

  • Выделить корень во всех словах.
  • Найти «лишнее» слово.
  • Поставить ударение.
  • Разделить на слоги.

Индивидуальная работа в тетради.

Самопроверка.

Индивидуальная работа в тетради.

Ответы детей.

Дифференцированное.  

Приложение 1



Предварительный просмотр:

7 марта.

Классная    работа.

Задание 1.         Игра «Крестики-нолики».

.

Задание 2.

В нашей стране очень много красивых городов. Столицей России является город Москва. Нашему городу почти 900 лет.  Городские улицы полны высоких зданий. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик. Я люблю бывать у него в гостях.

Задание 3.  

Основа слова – это часть слова без

Задание 4.

Задание 5. Тест.

Домашнее задание:

1.Разбери по составу слово из задания 5.

2.Кроссворд «Состав слова»

3

4

2

1

5

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
  5. Главная значимая часть слова.

3.Дополнительное задание.  Подумай, какой корень может быть в слове         ПАУКООБРАЗНЫЕ 

4.  Сочинить стихотворение про паучка.


Спасибо за урок!

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ РАБОТ

 ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕНИ______ 2 «Б»   КЛАССА

ГБОУ ЦО № 1429

__________________________________

__________________________________

__________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Текст

     В нашей стране очень много красивых городов. Столицей России является город Москва. Нашему городу почти 900 лет.

     Городские улицы полны высоких зданий. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик. Я люблю бывать у него в гостях.



Предварительный просмотр:

Приложение 3                              Найди лишнее?    

 Нос, носик, носатый, носок. 

 Горы, горный, горе, гористый. 

 Белый, белка, побелка, белила. 

Лес, леска, лесной, лесочек.

 Пар, парилка, парочка.     

  1. Раздели слова на две группы.

 гора, горит   (горка, горение, горный, горняк, загорелся, горелка, гористый). 



Предварительный просмотр:

УРОВЕНЬ 1

1.        а) Корень - это главная значимая часть слова.
б) Корень - это главная, но не значимая часть слова.

2.        а) Приставка служит для связи слов в предложении.

б) Приставка служит для образования новых слов.

3.        а) Суффикс служит для связи слов в предложении

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4.        а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.

5.        Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

корень суффикс окончание(нулевое)

а) книжка

б) котик

    в) повар

6.        Укажите однокоренные слова:

а)         Слёзы

б)         Слезает

в) Слёзки

г)         Слезливый

  1. Разберите слова по составу

Соринка,  совёнок,  ракетка, хлопушка,  покраска,  ежиха



Предварительный просмотр:

        Тест по теме: Состав слова. 

2 УРОВЕНЬ

В каком ряду дано верное определение «окончания»:

  1. стоит после корня и служит для образования новых слов
  2. изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении
  3. общая часть однокоренных слов
  4. стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении

В каком ряду перечислены части слова:

  1. существительное, прилагательное, корень, окончание
  2. существительное, прилагательное, глагол, предлог
  3. приставка, корень, суффикс, окончание
  4. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

В каком ряду записаны однокоренные слова:

  1. вода, водолаз, водитель
  2. лес, у леса, к лесу, о лесе
  3. повар, сварка, варит
  4. гора, пригорок, пригорюнился

 В каком ряду слово соответствует схеме:

1. перелесок

2. рыбка

3. дубы

4. выходы

 В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

1. домик, грядка, вазочка

2. вход, запуски, сговор

3. подоконник, отлёт, повара

4. стол, дерево, книга

       Подчеркните слова с нулевым окончанием:

       Моряк, глаза, кормушка, крик, звонок, листок, гриб.

       Разберите слова по составу:

       Тропинка, худенький, книжечка, переход, крылышко.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....