Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Захарова Елена Николаевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие" содержит методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Наречие.

.

Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными  

           признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Планируемые образовательные результаты:

  Метапредметные:

 Познавательные –    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  анализ, сравнение, классификация  объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.

 Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять  роли,  договариваться друг с другом.

 Регулятивные –   постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;   оценивание качества и уровня усвоения материала, содействие развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

 Личностные:         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях,    доброжелательности, эмоциональной отзывчивости , формирование интереса к урокам русского языка, готовность преодолевать школьные затруднения; 

Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий  по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Задачи:  (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному    мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

 (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с    информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли,     давать полные аргументированные ответы.

  (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части   речи, об отличительных признаках этой части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания                         Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для опор

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приёмы  

обучения

Формы учебного взаимодей-

ствия

Деятель-ность

учителя

Задания для учащихся

Деятель-ность ученика

Формируемые

УУД и предметные действия

1.Мотива-

ционно-целевой

2 мин

Актуализировать  требования к ученику со стороны учебной деятельности; подготовить учащихся к работе. создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Пальчиковая

гимнастика,

рифмованное

начало урока,

беседа.

Коллективная индивидуальная

Организу-ет начало урока.

Эмоционально настраивает.

Организует дежурных на проведение пальчиковой гимнастики. «Смеш-ные человечки

Проверка посадки учащихся.

-Прозвенел звонок,

  Начинается урок.

--Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!  

     Смешные человечки

      Бежали мимо речки,

      Прыгали, скакали,

      Солнышко встречали.

      Поднялись на мостик,

      Там забили гвоздик,

     -Бултых!

     - Где же человечки?

-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.

2) Рифмованное начало урока.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Получают эмоциональный настрой на учебную деятель-ность.

Развивают мелкую моторику пальцев рук, выполняют движения за дежурными.

Вспоминают правила посадки при письме.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД). оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний

(8 мин)

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Индивидуаль-

ная, фронатальная беседа

Организует оформ-ление тетрадей,

 письмо с комментарием.

Рассказ учителя о красоте зимнего леса.

Организует чистописание в тетрадях с взаимооценкой.\

Организует орфогра-фическ ю минутку

с сигналь-ными карточками.

Организует

повторе-ние частей речи, актуали-зирует учебное содержа-ние  необходимое и достаточное для восприятия нового материала

-Оформим тетради.

Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.

 

Как красив лес!

Слайды

(картины зимнего леса).

…Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы…

-Посмотрите как пишутся эти буквы.

Слайды

(написание букв о,а)

-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.

оа  ооа  оооа…

-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных.

Слайды

(на каждое слово).

Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал.

-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод.

- Все слова были распределены по группам,но проказник Ветродуй Слайд всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи.

Слайды

(классификация слов по частям речи).

-Записывают число, классная работа в рабочих тетрадях. Комментирует письмо второй дежурный.

Просматри-вают слайды, пишут буквы и соединения в тетради, оценивают работу соседа. Основываясь на критерии написания букв.

Учитель показывает слова, учащиеся поднимают нужную сигнальную карточку, подбирают проверочные слова. Самооцени-вание работы.

Выполняют самостоя-тельно,  коллектив-ная проверка  с коммента-рием по каждой группе.

 оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

III.

«Открытие нового знания»

Организовать совместное открытие нового знания:

 Создание проблемной ситуации

Работа над проблемой.

Индивидуальная

коллективная,

индивидуальная, в парах,

фронтальная

Коллективная работа.

Работа в парах.

Коллективная работа.

Ф/минутка

Работа в парах.

Создаёт проблем-ную ситуацию,

Организу-ет работу с деформированным предложением.

Организу-ет работу над пробле-мой.

Показывает сокращённую надпись над словом при разборе.

Работа с правилом по учебнику с .74.

-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова.

Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

Издалека доносился глухой раскат грома.

(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).

-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.

(На доске появляется «?»)

-Проведём исследование.

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

 К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

1)Прочитаем попарно предложения:

Была гроза.     Вечером была гроза.

Ветер раскачивал деревья.      Ветер сильно раскачивал деревья.

-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?

(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.)

-Чтобы определить часть речи, нужно…

Дополните моё высказывание.

2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.

От каких слов ставим вопросы

отметим наверху «х» - крестиком).

         Была ( когда?) вечером,  раскачивал (как?) сильно.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски

На карточках(для каждой пары по 1предложению):

                                               

  1. С неба вдруг 

      х

посыпалась снежная крупа.

                          х

  1. А вчера была хорошая погода

                                 х

  1. Слишком горячую пищу есть вредно.

                                                                                                   

  1. Внизу и наверху

     х

оголились ветви деревьев.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?

Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.

«Мишутка».

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

4- Продолжим исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма новой части речи

по _________________.

Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по ______________.

 Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма новой части речи по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ и разного ___________ 

возвещал ___________________ 

возвещала ____________________ 

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи 

по _________________ и по _________________.

-Давайте сделаем общий вывод о части речи.

-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?

_Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко.

-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?

-Что ещё нового о наречии узнали из правила?

Слова записаны на листочках. Один ученик работает у доски, а остальные на местах.

   

Выполняют задания по указанию учителя с целью исследова-ния :

С карточек читают предл-ия, сравнивают пр-ия в парах между собой, находят отличия:

-Есть слова, которые уточняют речь, мысль. Значит можно сказать, что выделенные слова – это … часть речи.

Выделяют

признак новой части речи -

вопросы,

какие слова поясняет,

что обозначает,

грамматические признаки,

синтаксическая роль

в предложе-нии

Один человек у доски, остальные записывают в тетрадях,

тренируются ставить вопросы к наречиям;
 Один читает предложение, выделяет словосочетание с вопросом. Второй делает вывод.

( 1 ученик делает общий вывод по вопросам. На мольберте появляются итоги вывода:

Выделенные части речи отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, куда?, откуда?, в какой степени?, насколько?, сколько?).

Один ученик делает вывод, итоги вывода появляются на доске.

Выделен-ные слова поясняют глаголы и прилага-тельные.)

Проводит физорг или дежурные.

Каждой группе даётся карточка для исследова-ния

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 

Каждая группа делает вывод: новая часть речи – неизменя-емая часть речи.

 

синтаксическая роль

в предложе-нии.

 Делает вывод самый слабый ученик. Появляется  название части речи

«Наречие».

(переворачивается «?»)

возвращают-ся к слову издалека  из деформиро-ванного предложе-ния.

 1 человек читает правило по учебнику с.74.

В предложении является второстепенным членом

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Работать по плану.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

4.Закрепление нового знания.

организовать применение новых знаний;

Познавательная беседа о наречии

Игра «Ручеёк»-первичное закрепление.

Организует фронтальную работу по выполнению заданий,

самостоятельной работы,т самопро-верку.

Образец выполнения задания записывает на доске.

(В.В.Волина «Учимся играя» -М: «Новая школа»,1998 г.)

Игра «Ручеёк

Карточки:

  1. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
  2. Ребята приняли новичка дружелюбно.
  3. Бемби вначале радовался снегу.
  4. Утром выпал первый снег.

Слайд

(ответы к заданию).

1.Громко.

2.Дружелюбно

3.Вначале

4.Утром

Самостоятельная работа.

(выборочное списывание).

Вчера был хоккей.

 На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает.

 Лоси перешли речку вброд.

Слайд

(ответы к выборочному диктанту)

(Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд).

-Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.

-Подведите итог.

Слушают.

Распознают наречия из предложе-ний. Списывают  предложе-ние, находят и отмечают наречие, устно ставят к нему вопрос. Комментируют работу по заданию поочерёдно в парах- по вариантам. По команде-«ручеёк бежит дальше» пары меняются карточками по направле-нию часовой стрелки

Самопроверка: называют номер предложения и выделенное наречие-игра «Комарик».

Даны предложения, учащиеся выписывают только наречия. Взаимопроверка. Оценивание по количеству правильных ответов.

Работать по плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

V.Рефлек-сия учебной деятельности

на уроке (3 мин)

Домашнее задание

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Беседа, оценочная шкала

Индивидуальная

фронтальная

Анализ деятельности на уроке.

Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домаш-него задания

Вывод по уроку:

- С какой новой частью речи познакомились?

- Какие отличительные признаки наречия?

 Подведём итоги работы:

-Встаньте у кого «5»? «4»?, «3»?, «2»?

-Покажите как поняли, что такое наречие смайликами.

-А как должны были работать при исследовании?

-Этими же смайликами на «Лесенке» отметьте свою активность при ответах, выводах.

-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.

 

- А кто же оставил эти интересные следы на снегу?

-Они наблюдали нашу работу со стороны.

(Стоят на полочке шкафов).

 Зайчик проведёт с вами

игру «Оценка».

- Попробуем ответить на вопросы наречиями.

 Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.)

Например: быстро, интересно, клёво…

-Как работали вы на уроке? Оцените сами себя.

Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…

Слайд

- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!

-Наречием.

-Делают вывод по схеме.

 

Встают, им апплодис-менты.

Уровни усвоения темы показываютпо цветовым смайликам.

Определяются с объемом и уровнем домашнего задания.

Отвечают:

-Зайцы, белки.

Ребята становятся в кружочек. По кругу передаётся игрушка-заяц.  

Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности  

(Личностные УУД).  Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....