Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Обощение" УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Мережкина Ольга Александровна

....

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Мережкина Ольга Александровна

ГБОУ СОШ №380

Красносельского района Санкт-Петербурга

УМК «Школа России»

Русский язык

3 класс

Тема: Имя прилагательное. Обобщение

Тип: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме и успешного применения этих знаний  в жизни.

Планируемые результаты

Предметные:

- владеть сведениями о прилагательных, уметь применять теоретические знания для выполнения заданий по теме

Метапредметные:

в сфере регулятивных УУД:

- умение формировать учебную задачу, достигать её решения и осуществлять рефлексию по результатам учебной работы;

в сфере познавательных УУД:

- умение на возрастном уровне осмыслить и интерпретировать текст из диалога в монологическую речь;

- умение использовать имена прилагательные, распространяя предложения и делая речь более богатой и красочной;

в сфере коммуникативных УУД:

- умение осуществлять взаимодействие, работая в паре со своим соседом по парте, вести диалог, производить обмен информацией;

в личностной сфере:

- развитие  чувства прекрасного посредством рассматривания и совершенствования художественной иллюстрации по теме урока.

Личностные:

- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия текста без имён прилагательных и с использованием имён прилагательных

Ресурсы урока:

Учебные материалы урока: 

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2014

Техническое оснащение: персональный компьютер учителя, телевизор, компьютерная презентация Microsoft Office Power Point 2007.

Раздаточный материал к уроку: карточки с заданиями для работы в парах «Прочитайте диалог и составьте рассказ об имени прилагательном», для каждого карточка-табличка «Логический диктант», для каждого карточка с творческим заданием разного уровня сложности.

Оборудование: иллюстрация с изображением ранней весны, кисти, белая гуашь, двусторонний скотч, карточки со словосочетаниями.


Ход урока:

  1. Организационный момент (1 минута).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель приветствует детей и гостей, создаёт доброжелательную атмосферу.

Дети здороваются с учителем и гостями.

  1. Этап актуализации знаний (8 минут)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Учитель предлагает узнать птицу по описанию на слайде презентации (Приложение 1, слайд 1)
  2. Учитель говорит детям, что птица на слайде – дятел (Приложение 1, слайд 2) и предлагает исправить ситуацию, описав дятла по признакам:
  • по месту обитания
  • цвет крыльев
  • какие пестринки?
  • какие пёрышки на затылке?
  • какой клюв?
  1. Учитель предлагает озвучить текст-описание, который получился в процессе фронтальной работы, и просит сделать вывод из проделанной работы (Приложение 1, слайд 3)

  1. Рассматривая слайд, дети понимают, что описать птицу невозможно, т.к. не хватает прилагательных.
  2. Дети составляют отдельные предложения, описывая птицу по признакам.

  1. Дети проговаривают текст, который у них получился и делают вывод о том, что прилагательные в нашей речи необходимы, т.к. они описывают различные признаки и свойства окружающих нас предметов, помогают понять, о чём идёт речь.

  1. Целеполагание и мотивация (2 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Учитель предлагает сформулировать и озвучить тему урока, исходя из предыдущего задания (если дети затрудняются, учитель задаёт наводящие вопросы).
  2. Учитель уточняет, что для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач. Как вы думаете, что необходимо сделать сегодня на уроке?
  1. Дети выдвигают свои предположения о теме урока.

  1. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить различные задания.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний (10 минут)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Учитель организует работу в парах, оказывая индивидуальную помощь, предлагает выполнить следующее задание (Приложение 2):

(работа в парах, прочитать диалог и подготовить рассказ об имени прилагательном).

Оценить ответы детей.

  1. Учитель создаёт условия для проверки знаний используя логический диктант (Приложение 3):
  1. И.П. – это часть речи
  2. Обозначает действие предмета
  3. Отвечает на вопросы кто? что?
  4. Изменяется по числам
  5. В ед.ч. прилагательные по родам не изменяются
  6. В предложении является второстепенным членом
  7. В м.р. имеет окончания -ой, -ый, -ий
  8. Прилагательные ср. рода имеют окончания -ое, -ее
  9. И.П. бывают только мужского и женского рода
  10. Во мн.ч. прилагательные имеют окончания -ые, -ие

  1. Учитель организует анализ и оценивание диктанта по предложенным критериям, корректируя результаты ответов детей.

Критерии:

без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

  1. На основании выполненных заданий учитель предлагает сделать вывод об имени прилагательном.

  1. Работая в парах, дети сначала составляют диалог, а затем работают над составлением рассказа об имени прилагательном.

Примерный ответ:

Имя прилагательное – это часть речи, обозначает …, отвечает…, всегда согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Во мн.ч. не изменяется по родам.

  1. Логический диктант дети выполняют в индивидуальных карточках, ставя «+» в нужной строке:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

+

+

+

+

+

+

нет

+

+

+

+

  1. Под руководством учителя дети самостоятельно проверяют свою работу, и каждый сам оценивает свой диктант по заданным критериям. Карточка наклеивается в тетрадь, и отметка ставится на поля.

  1. Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. Физкультурная пауза (2 минуты)

  1. Этап применения знаний (15 минут)

(Работа с учебником и творческое задание разного уровня сложности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Работа с учебником

  1. Учитель предлагает вспомнить, с какими трудностями ребята столкнулись при изучении данной темы.
  2. Учитель организует работу с книгой, предлагает найти и ознакомиться с заданием учебника стр. 86, упр. 151.

- Знание какого правила поможет выполнить задание?

- Прочитайте предложение №6.

- О чём оно?

- Найдите грамматическую основу.

- Где плывут облака?

- Какие у них края?

- Назовите словосочетания сущ + прил.

В синем небе, с золотыми краями

- Учитель предлагает детям самим сформулировать задание, в котором необходимо было бы применить полученные знания (морфологический разбор имени прилагательного выполняется по вариантам).

  1. Учитель организует работу по обсуждению выполненного задания и оценивает детей, работавших у доски.

Критерии:

без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

  1. ошибки – «3»

  1. Учитель предлагает сделать вывод из проделанной работы.

Творческое задание разного уровня сложности

  1. Учитель организует творческую работу, вовлекает детей в беседу, предлагая обратить внимание на закрытую до этого иллюстрацию на доске (Приложение 5).

- На доске какая-то тайна.

(на доске закрыта иллюстрация)

- Открываем. Рассмотрите.

- Какое время года изображено?

- Вы можете выбрать себе задание по душе (Приложение 6).

1 уровень

Есть текст, надо подумать и подобрать подходящие прилагательные.

2 уровень

Попробуйте составить текст о весне из 3-5 предложений, используя опорные слова.

3 уровень

Учитель организует работу для детей, которые испытывают сильные трудности при составлении предложений, предлагает доработать весенний пейзаж, оказывая индивидуальную помощь.

- Пока все будут работать над текстами, мы с ребятами попробуем доработать весенний пейзаж.

Работа по развитию речи с этими ребятами ведётся параллельно с изобразительным искусством (белой гуашью добавляем рисунки подснежников, прикрепляем на двойной скотч карточки со словосочетаниями, проговариваем получившиеся предложения).

Учитель предлагает записать в тетрадь любое понравившееся предложение из составленных вместе.

  1. Учитель организует подведение итогов, корректируя результаты ответов, следующим образом:

- сначала учитель предлагает прочитать получившиеся предложения ребят, которые работали у доски с иллюстрацией;

- потом те ребята, у кого был текст без прилагательных;

- в конце читают свои варианты, те, кто пользовался только опорными словами.

  1. Перед тем, как сформулировать вывод, учитель предлагает детям назвать живописные места нашего города, которые красивы в любое время года, применив прозвучавшие прилагательные.
  2. Учитель предлагает сделать вывод

 

  1. В моём классе ребята сказали, что испытывают трудности по определению падежа имени прилагательного.
  2. Дети знакомятся с содержанием задания, вспоминают, что имя прилагательное стоит в том же падеже, что и имя существительное.

Подробно разбирается предложение №6.

Задание, в котором необходимо применить полученные знания – это морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологический разбор на данном этапе выполняется с помощью схемы-опоры (Приложение 4).

Задание выполняется по двум вариантам, двое учеников работают у доски таким образом, чтобы их работу было не видно. Остальные ребята выполняют задание, пользуясь схемой-опорой. После выполнения готовое задание открывается.

  1. Остальные дети сверяют свою работу и самостоятельно оценивают по предложенным критериям.

  1. Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже, в предложении являются второстепенным членом.

Творческое задание разного уровня сложности

  1. Дети рассматривают иллюстрацию, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы.

Для каждого подготовлена карточка с заданиями творческого характера разного уровня сложности. Дети выбирают задание из предложенных и выполняют в тетради.

В моём классе 4 мальчика испытывают трудности при построении предложений. Для них подготовлены словосочетания, при помощи которых вместе с учителем составляются предложения и параллельно дорисовывается иллюстрация (добавляются белые крапинки подснежников). После этой работы ребята записывают в тетрадь одно из предложений.

  1. Дети зачитывают свои варианты.

  1. Ребята вспоминают свои поездки (или с классом, или с родителями), называют излюбленные места для прогулок. Это и Летний сад, и парки пригородов Санкт-Петербурга.
  2. Вывод: имена прилагательные необходимы. Они уточняют, дают возможность понять, о чём идёт речь. Прилагательные украшают нашу речь, как художник, который использует кисти и краски.
  1. Рефлексия (5 минут)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель,  подводя итог поделанной работе, создаёт условия для рефлексии деятельности обучающихся, предлагает ответить на вопросы и устно составить  синквейн.

- Какова роль прилагательных в речи?

- Какие задания вы выполняли сегодня, чтобы обобщить знания по теме?

- Какие задания показались лёгкими или наоборот трудными?

- Закончим урок составлением синквейна на тему «Прилагательное»

(если дети испытывают затруднения при составлении синквейна, учитель может применить  технику «Мозговой штурм»)

Дети отвечают на поставленные вопросы, составляют и озвучивают синквейны, которые у них получились.

  1. Домашнее задание (2 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель задаёт и конкретизирует домашнее задание на выбор: либо упр.151 стр.86, либо составить текст-описание «Моё любимое место отдыха в Красном Селе»

Дети записывают домашнее задание.


Страница учебника:E:\001 (4).jpg


Приложение 1C:\Users\Ольга\Desktop\Безымянный.png

Приложение 2

На основе  диалога подготовьте рассказ

об имени прилагательном:

- Уважаемое Прилагательное, какое интересное у тебя имя!

 К чему же ты прилагаешься?

-  Я прилагаюсь к другой части речи – к …

- А зачем ты существительному понадобилось?

- Я обозначаю различные признаки предмета: его форму, …..

- Всегда ли тебе удаётся жить в согласии с существительным?

- Конечно. Потому что я всегда согласуюсь с существительным в роде, ….

- Как это понимать?

- Очень просто. Я беру род, число и падеж у того существительного, к которому прилагаюсь.

- Значит, ты и вопросы берёшь у существительного?

- Нет! Я всё-таки самостоятельная часть речи и отвечаю на свои вопросы: …

Приложение 3

Логический диктант__________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

Приложение 4C:\Users\Ольга\Desktop\Петербургский урок Мережкина О.А\Безымянный (4).png

долгожданная весна

тёмные проталины

робкие подснежники

зелёная дымка

тёплый ветерок

Приложение 5

C:\Users\Ольга\Desktop\Bk4mFkLHM2I.jpg

Приложение 6

Выбери задание из предложенных:

1 уровень:

Спиши в тетрадь текст,  вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

           Вот и наступила    …   весна. Погода стоит    … .     На   …   проталинах появились   …   подснежники.       …    солнышко    …   лучами ласкает землю.

2 уровень:

Составь текст о весне из 3-5 предложений и запиши его в тетрадь. Можешь использовать опорные слова.

         Весна, небо, солнце, лучи, ветерок, проталины, ручьи, подснежники, птицы, природа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это ……. птица с …… крыльями и … пестринками . А на затылке у неё ……. пёрышки. У птицы ………. клюв.

Слайд 2

Это ……. птица с …… крыльями и … пестринками . А на затылке у неё ……. пёрышки. У птицы ………. клюв.

Слайд 3

Это лесная птица с чёрными крыльями и белыми пестринками . А на затылке у неё красные пёрышки. У птицы мощный клюв .

Слайд 4

Схема разбора имени прилагательного: Часть речи, вопрос Начальная форма (И.п., ед.ч, м.р.) 3. Признаки прилагательного: род (в ед.ч.), число, падеж 4. Роль в предложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...

Урок русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"

Разработка конспекта урока русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"....

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...