ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ.
статья по русскому языку на тему
Роль повторения в процессе обучения русскому языку в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ.
Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они говорят о том, что тысячи раз проверено опытом многих-многих людей. «Ума и чувства в русских пословицах — на целые книги», — справедливо говорил М. Горький. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Народная мудрость не ошибается! Всем известна пословица «повторение – мать учения». Психологи считают, что «без повторения невозможно продолжительное сохранение информации, так как, хранясь в памяти, она подвергается постоянным изменениям: искажается при каждом повторном вспоминании. Вот почему классическое повторение не только не устарело как метод фиксации материала, но и просто необходимо в работе памяти».
Опыт работы в школе показал, что необходимость в повторении знаний учащихся обусловлена многими причинами. Во-первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате чёткости, уменьшению объёма знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной невозможности воспроизвести ранее изученный материал. Во-вторых, при возвращении к ранее изученному материалу, создаются предпосылки для получения новых знаний, прочного закрепления и углубления старых. В-третьих, повторение дает возможность учителю скоординировать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. В наше время ученику надо много знать и многое помнить. С каждым годом обучения учащиеся получают новую дополнительную информацию, которую нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике, и к тому же за меньшее, чем прежде, время. Бывает, что иногда учащиеся забывают материал, который изучался совсем недавно. Это, конечно же, сказывается на успеваемости детей. Что всегда огорчает как родителей, так и учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объёма информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, Д. Карнеги, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Память — это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Этот процесс лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память начинается с запоминания. Запоминание — это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Для большинства людей лучший способ запоминания - многократное повторение. Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: « Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это».
Вряд ли кто из глубоко интересующихся проблемой обучаемости ребенка не вспомнит слова К. Д. Ушинского о том, что «можно исправить иногда в ребенке замечательную неспособность к учению, приучив его к активному повторению урока». Казалось бы, что в этом педагогическом действии и нет ничего сложного, так как великий педагог, продолжая свою мысль, говорит нам: «Если он сам еще не открыл его пользы своим маленьким опытом» (см. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения в 2 т. — т.1/Теоретические проблемы педагогики/, М.: Педагогика, 1974, стр.325). Что такое активное повторение? В одном из наиболее известных учительских пособий, в книге для учителя «Как научить детей учиться» ее автор, К. В. Бардин, обращается к теме об использовании в обучении активного повторения дважды. И, что удивительно, оба раза, давая свое определение активному повторению, он отходит от того определения, которое давал оному К.Д.Ушинский. Давайте сравним:
По Бардину:
1. «Если ребенок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает все по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат дает активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал».
2. «Выше уже шла речь об активном и пассивном усвоении. Точно так же повторение бывает активным, когда учащийся, напрягая свою память, старается вспомнить содержание нужного материала».
По Ушинскому:
«Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Ученик прочитал, к примеру, текст. После этого он может прочитать его еще и еще раз — это будет пассивное повторение; он может, прочитав текст, закрыть книгу и, напрягая память, вспомнить его. То есть:
а) Пересказать, как пересказывает иногда текстовку с непонятной ему иностранной речью. Будет ли это действие активным повторением? Да, будет! Но никакого проку от такого «активного» повторения, кроме разве что тренировки словесной памяти, ученик не поимеет.
б) Представить (тоже вспомнить!) информацию по тексту — это и будет по К.Д.Ушинскому именно активным повторением.
Человек учится, воспроизводит (не сравнивает, не комбинирует, не составляет понятий... а просто воспроизводит) представления — этот процесс психической деятельности предшествует мышлению. К.Д.Ушинский назвал его активным повторением. Значение активного повторения в обучении огромно. Повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. К.Д.Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторением материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося. Наиболее активной формой произвольного воспроизведения является припоминание. В процессе припоминания активнее оживляются временные связи. Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания — то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо. Припоминание связано для школьника с напряжением. По меткому наблюдению К.Д.Ушинского, младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли. Указывая на эту особенность учеников младшего возраста, К.Д.Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд всегда нелегкий, к которому надо приучать дитя понемногу».
Повторение имеет диагностический и развивающий характер. Оно объединяет все уроки, являясь обязательным компонентом обучения на каждом из уроков всех возможных типов. При повторении из ранее изученного материала не только воспроизводятся наиболее существенные факты, понятия, умения, но и устанавливаются логические связи между ними. Прослеживаются их возникновение и развитие. Изученный материал при этом переосмысливается в целом, что приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в краткую структурную систему, тем самым повышается качество усвоения изученного материала, развивается мыслительная деятельность учащихся, уменьшается их нагрузка.
Каждое новое повторное воспроизведение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Так уроки русского языка можно начинать с «минутки повторения», которая является организационным моментом урока. На этом этапе урока в течение нескольких минут учащиеся повторяют правила на изученные орфограммы, обязательно приводя свои примеры. При этом, конечно же, повторения должны быть разнообразными. На каждом уроке дети воспроизводят правила или термины на новый раздел русского языка. Например, в понедельник – это морфемика, во вторник – лексикология, в среду – морфология, в четверг – орфография, в пятницу – синтаксис и пунктуация. Проводить «минутки повторения» можно в форме вопросов. Например: раздел «морфемика»:
1)Что такое корень?
2)Что такое окончание?
3) Что такое суффикс?
4) Что такое приставка?
5) Как отличить приставку от предлога?
В случае ограниченности времени вопрос заменяется формулировкой правила, которую должны закончить дети. Например: Учитель: Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Ученик: Имя существительное. Всё это позволяет сэкономить драгоценное время на уроке.
Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения - это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Так при изучении нового словарного слова на уроке русского языка, включаются в словарную работу различные виды разбора, изученные ранее: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т. е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.
На уроках математики «минутки повторения» включаются в устный счёт, где также берутся задания на ранее изученные темы.
Не обходятся без этих минуток и уроки ознакомления с окружающим миром. На каждом уроке мы обязательно вспоминаем то, что было пройдено давно и совсем недавно.
Также в работе можно использовать такой приём: любому ученику, отвечающему на уроке, одноклассники дополнительно задают два вопроса из пройденного материала. Порой дети, задающие вопрос, вспоминают и озадачивают своих одноклассников так, что тем приходится поднапрячься, чтобы вспомнить материал. Таким образом, задавая вопросы и отвечая на них, дети вновь невольно обращаются к тому, что, казалось бы, забыто.
Важным является то, что при повторном воспроизведении той или иной информации учащиеся учатся выделять существенное, отбрасывая второстепенное. Повторение ставит ученика в условия, когда ему необходимо, осмыслив материал, выделить самое главное. Одновременно при активном повторении учебного материала, знания углубляются, расширяются, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки. Таким образом, обеспечивается необходимая прочность усвоения, устраняются причины появления пробелов в знаниях учащихся и создаются благоприятные условия для повышения эффективности изучения программного материала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Введение в психологию./Составитель Петровский А.В. – М., Прогресс, 1989.
2. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М., Просвещение, 1990.
3. Память человека и ее воспитание // Нечаев А.П. – М., - Воронеж, 1997.
4. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично./Составитель Карнеги Д. – М., Прогресс, 1989.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. - М.,1974; Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. - М.: Педагогика, 1988.
6. Маслов А. «Активное повторение»// «Учительская газета» № 37, 2005-09-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение – мать учения. Повторение и обобщение материала, изученного в добукварный период. Путешествие-квест по стране «Азбуке»
Повторение и обобщение материала, изученного в добукварный период....
Повторение – мать учения. Путешествие-квест "По стране Азбука"
Повторение и обобщение материала, изученного в добукварный период...
Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"
Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...
Повторение - мать учения. Занимаемся летом. 3 класс
Задания для самостоятельных занятий....
Повторение - мать учения. Занимаемся летом. 3 класс
Дополнительные задания для самостоятельных занятий....
Учебно-методический комплект по обучению грамоте на тему «Повторение – мать учения»
Учебно-методический комплект по обучению грамоте на тему «Повторение – мать учения»...
Литературное чтение в 1 классе. Алфавит. Повторение – мать ученья. Знаки городов России.
План-конспект урока литературного чтения в первом классе по УМК "Перспектива"....