Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема "Слова, близкие и противоположные по смыслу.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок проведен в 1 классе по программе "Школа России".В конспекте много игровых моментов. Конспект может пригодиться учителям начальных классов, работающих по любой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 32.35 КБ |
moy_urok._russkiy.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слова, близкие и противоположные по смыслу.
Цели урока:
углубить представления детей о словах, близких и противоположных по значению;
обогащать речь детей словами – нравственными характеристиками;
учить различать и употреблять в речи слова, противоположные и близкие по значению.
Формируемые УУД:
Познавательные логические УУД:
- формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов,
- умение устанавливать аналогии и учить операции классификации на предметном материале.
Познавательные общеучебные УУД:
- формировать умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая понимание и анализ прочитанного текста.
Регулятивные УУД:
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия.
Знаково-символические УУД:
- формировать умения создавать элементарные модели, отображающие учебный материал и преобразовывать предлагаемые модели.
Коммуникативные УУД:
- формировать умения определять цели и функции участников учебного действия;
- формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения;
- учить соблюдению правил работы в группах, в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами родного языка.
Осваиваемые понятия: слова, противоположные по значению и слова, близкие по значению.
Планируемые результаты урока: Научить определять, различать и употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению.
Методы обучения:
- словесный (беседа, диалог);
- практический (моделирование);
- наглядный (наблюдение, презентация);
- репродуктивный;
Формы работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Самостоятельная
- Парная
- Групповая
Использованы педагогические технологии:
- игровая
- здоровьесберегающая
- информационно-коммуникационные
- проблемное обучение
- развивающее обучение
Оборудование:
компьютер, телевизор, презентация, выполненная в программе «Power Point»; учебник, рабочие тетради, толковый словарь Ожегова, «Словари антонимов и синонимов», звуко-буквенная модель слова, таблички, иллюстрации из пособия, модели воздушных шаров, опорный конспект по теме урока.
Литература:
1.Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. М: ВАКО, 2012.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса по УМК « Школа России», М: «Просвещение», 2011.
3.Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Русский язык после уроков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
4.Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов для школьников. Екатеринбург:
У-Фактория, 2009.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Посмотрите: у нас всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
II. Постановка цели и задач урока:
1.Введение в тему урока:
- Ребята, вы уже заметили, что наш родной язык богат, мелодичен, выразителен. Известный русский писатель К.Г.Паустовский очень хорошо сказал когда-то:«Для всего в русском языке есть множество хороших слов».
Есть слова одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по значению как называются такие слова? (многозначные). Какие многозначные слова уже знаете? Мы говорили о них, когда по азбуке учились читать (ручка, иголка, кисть, плитка). А есть слова в нашем языке, которые говорят об одном и том же, но по-разному. Это слова, близкие по смыслу. Есть слова, близкие по смыслу, и есть слова ..... (противоположные по смыслу).
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о словах, близких и противоположных по смыслу). Да, мы сегодня будем подробно говорить о словах, близких и противоположных по смыслу, научимся находить их словарях и текстах, вспомним, как работать со словарём.
- К нам на урок сегодня пришли два клоуна: Кузя и Филя. Они вместе со мной будут иногда давать вам задания, выполняя которые, вы лучше и быстрее усвоите тему урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу».
III. Актуализация опорных знаний учащихся:
1. Игра «Слушай внимательно, хлопай старательно».
- Ребята, я буду называть слова, обозначающие предметы. Услышав слово, относящееся к природе, вы хлопайте в ладоши. Парта, учебник, солнце, речка, кукла, медведь, тарелка, бабочка, месяц, берёза, воробей, водопад, диван. Я видела, что среди перечисленных слов одно слово вызвало у многих сомнение. Это слово месяц. Почему засомневались?
2. Работа с толковым словарём Ожегова.
Вчера мы познакомились с толковым словарём Ожегова. Сегодня он опять пришёл к нам на помощь. В толковом словаре Ожегова значение слова месяц объясняется так: Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю. Например, месяц апрель, май, октябрь.
Месяц – диск луны или его часть. Например, молодой месяц, полный месяц. Как называется слово месяц? (многозначное). Давайте составим звуко-буквенную модель этого слова. Разделим его на слоги. Сколько слогов в слове? На какую букву падает ударение? Какая первая буква в слове? Какой звук она обозначает? Какой это звук? Вторая буква? Какой звук обозначает? Какое слияние в начале слова?( мягкое) и так далее. Сколько всего букв в слове? Сколько звуков? С какой буквы начинается слово?
3. Работа в тетради. Минутка чистописания.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква…
- На минутке чистописания сегодня буква М, м. Вспомним, что она состоит из наклонной прямой линии с крючком внизу влево, качалочки, наклонной прямой линии с крючком внизу вправо (табличка с буквой м).
- Откроем наши тетради, положим её правильно, с наклоном, запишем число. Сколько узких рабочих строк пропускаем перед числом? (две).
- Пишем одну строчку, чередуя заглавную и строчную букву М, м.
IV. Изучение нового материала:
1.Уточнение знаний о словах, близких по смыслу.
- Вчера на уроке чтения мы с вами читали стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Давайте вспомним строчки этого произведения:
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит,
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
- Каким словом можно заменить слово храбрый? (смелый, отважный)
- Как можно назвать слова храбрый, смелый, отважный? (близкие по смыслу)
Слова, близкие по смыслу, называются синонимы.
2. Уточнение знаний о словах, противоположных по смыслу.
Разговор двух клоунов «Слова-спорщики».
- А сейчас я прочитаю вам, что говорят два клоуна, Филя и Кузя:
Филя: Кузя:
-Ну и жаркий день! - Да ты что? Холодный.
-Я весь красный! - А я белый от холода.
-Ты что такой кислый? - А ты что – сладкий?
-Нет, я бодрый! А что - Конечно, это слова – спорщики,
это мы всё спорим: жаркий - как мы с тобой.
холодный, красный - белый,
кислый - сладкий? Очень
интересные пары слов
получились! Может, они
как-нибудь называются?
- Ребята, как назвали клоуны слова: красный – белый, кислый – сладкий, жаркий – холодный?(слова – спорщики)
- Как их ещё можно назвать? (слова, противоположные по смыслу)
Слова, противоположные по смыслу, называются антонимы.
V. Физминутка.
Слова-неприятели спорят весь день!
Один скажет: «Солнце»,
Другой скажет: «Тень».
Один скажет: «Близко»,
Другой: «Далеко».
Один скажет: «Низко»,
Другой: «Высоко».
Один скажет: « Умник»,
Другой: « Глупец».
Кто повторил за мной всё,
Тот молодец!
VI. Закрепление изученного материала.
1. Нахождение в тексте синонимов и антонимов.
а) Стихотворение « Жаворонок»
- Прочитайте отрывок из стихотворения В. Жуковского « Жаворонок».
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Какие слова выделены?
- Замените выделенные слова словами, близкими по смыслу.
Слово темный, каким словом заменим? и так далее.
Слова для справок:
Лёгкий, зелёный, мрачный, сладкий, голосистый, утренний.
б) Отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
- Послушайте отрывок из одной замечательной сказки.
Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, а ласточка была такая большая.
- Как называется эта сказка? Да, это сказка, написанная Г.Х.Андерсеном, называется
«Дюймовочка».
- Найдите в отрывке слова, близкие по смыслу ( малюсенький, крошечный).
- Малюсенький, крошечный... Найдите в тексте слово, противоположное по смыслу
( большая).
в) Загадки.
- Прочитайте загадку:
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел)
- Кто это? Найдите в загадке слова-антонимы, или слова, противоположные по смыслу (враг – друг).
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
- Про какие предметы эта загадка? Какие в ней слова - антонимы? (толстый – тонкий)
2. Работа с картинками « Найди пару».
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я приготовила для вас, ребята, вот такие яркие картинки. Но это не просто картинки, а обучающая игра по нашей теме урока.
Надо будет каждому, кто выйдет к доске, подобрать пару к картинке и назвать слова-антонимы, или слова, противоположные по смыслу.
3. Работа по учебнику.
а) умение пользоваться словарём в учебнике:
- Откройте наш учебник на странице 28.Прочитайте, что написано вверху страницы.
Обрати внимание! В учебнике ты найдёшь словарь близких по значению слов на странице 141, и словарь противоположных по значению слов на странице 142.
- Давайте откроем страницу 141 в конце учебника. Это словарь каких слов? Я вам читаю слово, а вы найдите и назовите слово, близкое по значению.
- Переверните страницу вперёд. Это словарь каких слов? Найдите и прочитайте пару противоположных по значению слов. По-другому эти словари ещё можно назвать
« Словарь антонимов и синонимов».В нашей школьной библиотеке ест вот такой словарь синонимов, и словарь антонимов. А может быть «Словарь синонимов и антонимов» есть у вас дома. А у меня есть вот такие « Словари антонимов и синонимов».
б) умение работать с текстом.
Работа по учебнику. Выполнение упражнения 19.
- Откроем опять учебник на странице 28. Прочитайте текст упражнения 19.Подходит ли этот заголовок к тексту? Кого называют ленивым? А кого прилежным? А вот если, кто-то из вас затрудняется подобрать слова-антонимы или слова-синонимы, то можно обратиться к словарям. Найдём в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный. Ленивый и прилежный – это слова, близкие или противоположные по значению?
- Запишем в тетради на следующей строке пару слов - антонимов: ленивый -прилежный. Закройте учебники и тетради, положите их на край стола.
4.Самостоятельная работа.
Работа по карточке. Упражнение « Найди антоним».
- Подвиньте к себе карточку, которая лежит у вас на столе. В ней вы видите два столбика слов. Соедините слово из первого столбика со словом из второго столбика так, чтобы получилась пара слов, противоположных по смыслу.
белый чёрный
широкий узкий
добрый злой
лёгкий тяжёлый
сильный слабый
горячий холодный
5. Работа в парах.
На доске для вас игра «Собери пословицу». К началу пословицы надо найти её окончание. Даю вам время на обсуждение этого задания с соседом по парте, то есть сейчас работа в парах.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Горькая правда лучше сладкой лжи.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Буквы кривые, да смысл прямой.
- Какие слова, противоположные по смыслу, или антонимы, есть в первой пословице? Во второй?
6. Игра «Наоборот».
Есть ещё игра для вас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором быстро отвечайте!
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь (близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь (пол).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты (нашел).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты (храбрец).
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ты отвечай (конец).
VII. Итоги урока:
Молодцы, ребята! Ну, вот и подошёл к концу наш урок.
Скажите, пожалуйста, о каких словах мы сегодня с вами говорили? Близкие по смыслу слова - это....(.синонимы). Противоположные по смыслу слова – это.... (антонимы).
Если затрудняетесь, то где можно поискать антонимы или синонимы к словам?
Рефлексия:
- Ребята, кому на уроке сегодня было интересно слушать меня, работать, то выйдите к доске и подарите вот такой яркий, замечательный воздушный шарик нашему грустному клоуну Кузе, чтобы у него на душе стало тоже весело и хорошо, как и у клоуна Фили. Ну вот, клоун Кузя немножко посидит, обрадуется, что вы ему подарили столько много воздушных шариков, и тоже станет таким же весёлым, жизнерадостным, как его товарищ Филя.
Предварительный просмотр:
Тема: Слова, близкие и противоположные по смыслу.
Цели урока:
углубить представления детей о словах, близких и противоположных по значению;
обогащать речь детей словами – нравственными характеристиками;
учить различать и употреблять в речи слова, противоположные и близкие по значению.
Формируемые УУД:
Познавательные логические УУД:
- формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов,
- умение устанавливать аналогии и учить операции классификации на предметном материале.
Познавательные общеучебные УУД:
- формировать умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая понимание и анализ прочитанного текста.
Регулятивные УУД:
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия.
Знаково-символические УУД:
- формировать умения создавать элементарные модели, отображающие учебный материал и преобразовывать предлагаемые модели.
Коммуникативные УУД:
- формировать умения определять цели и функции участников учебного действия;
- формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения;
- учить соблюдению правил работы в группах, в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами родного языка.
Осваиваемые понятия: слова, противоположные по значению и слова, близкие по значению.
Планируемые результаты урока: Научить определять, различать и употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению.
Методы обучения:
- словесный (беседа, диалог);
- практический (моделирование);
- наглядный (наблюдение, презентация);
- репродуктивный;
Формы работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Самостоятельная
- Парная
- Групповая
Использованы педагогические технологии:
- игровая
- здоровьесберегающая
- информационно-коммуникационные
- проблемное обучение
- развивающее обучение
Оборудование:
компьютер, телевизор, презентация, выполненная в программе «Power Point»; учебник, рабочие тетради, толковый словарь Ожегова, «Словари антонимов и синонимов», звуко-буквенная модель слова, таблички, иллюстрации из пособия, модели воздушных шаров, опорный конспект по теме урока.
Литература:
1.Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. М: ВАКО, 2012.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса по УМК « Школа России», М: «Просвещение», 2011.
3.Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Русский язык после уроков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
4.Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов для школьников. Екатеринбург:
У-Фактория, 2009.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Посмотрите: у нас всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
II. Постановка цели и задач урока:
1.Введение в тему урока:
- Ребята, вы уже заметили, что наш родной язык богат, мелодичен, выразителен. Известный русский писатель К.Г.Паустовский очень хорошо сказал когда-то:«Для всего в русском языке есть множество хороших слов».
Есть слова одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по значению как называются такие слова? (многозначные). Какие многозначные слова уже знаете? Мы говорили о них, когда по азбуке учились читать (ручка, иголка, кисть, плитка). А есть слова в нашем языке, которые говорят об одном и том же, но по-разному. Это слова, близкие по смыслу. Есть слова, близкие по смыслу, и есть слова ..... (противоположные по смыслу).
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о словах, близких и противоположных по смыслу). Да, мы сегодня будем подробно говорить о словах, близких и противоположных по смыслу, научимся находить их словарях и текстах, вспомним, как работать со словарём.
- К нам на урок сегодня пришли два клоуна: Кузя и Филя. Они вместе со мной будут иногда давать вам задания, выполняя которые, вы лучше и быстрее усвоите тему урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу».
III. Актуализация опорных знаний учащихся:
1. Игра «Слушай внимательно, хлопай старательно».
- Ребята, я буду называть слова, обозначающие предметы. Услышав слово, относящееся к природе, вы хлопайте в ладоши. Парта, учебник, солнце, речка, кукла, медведь, тарелка, бабочка, месяц, берёза, воробей, водопад, диван. Я видела, что среди перечисленных слов одно слово вызвало у многих сомнение. Это слово месяц. Почему засомневались?
2. Работа с толковым словарём Ожегова.
Вчера мы познакомились с толковым словарём Ожегова. Сегодня он опять пришёл к нам на помощь. В толковом словаре Ожегова значение слова месяц объясняется так: Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю. Например, месяц апрель, май, октябрь.
Месяц – диск луны или его часть. Например, молодой месяц, полный месяц. Как называется слово месяц? (многозначное). Давайте составим звуко-буквенную модель этого слова. Разделим его на слоги. Сколько слогов в слове? На какую букву падает ударение? Какая первая буква в слове? Какой звук она обозначает? Какой это звук? Вторая буква? Какой звук обозначает? Какое слияние в начале слова?( мягкое) и так далее. Сколько всего букв в слове? Сколько звуков? С какой буквы начинается слово?
3. Работа в тетради. Минутка чистописания.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква…
- На минутке чистописания сегодня буква М, м. Вспомним, что она состоит из наклонной прямой линии с крючком внизу влево, качалочки, наклонной прямой линии с крючком внизу вправо (табличка с буквой м).
- Откроем наши тетради, положим её правильно, с наклоном, запишем число. Сколько узких рабочих строк пропускаем перед числом? (две).
- Пишем одну строчку, чередуя заглавную и строчную букву М, м.
IV. Изучение нового материала:
1.Уточнение знаний о словах, близких по смыслу.
- Вчера на уроке чтения мы с вами читали стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Давайте вспомним строчки этого произведения:
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит,
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
- Каким словом можно заменить слово храбрый? (смелый, отважный)
- Как можно назвать слова храбрый, смелый, отважный? (близкие по смыслу)
Слова, близкие по смыслу, называются синонимы.
2. Уточнение знаний о словах, противоположных по смыслу.
Разговор двух клоунов «Слова-спорщики».
- А сейчас я прочитаю вам, что говорят два клоуна, Филя и Кузя:
Филя: Кузя:
-Ну и жаркий день! - Да ты что? Холодный.
-Я весь красный! - А я белый от холода.
-Ты что такой кислый? - А ты что – сладкий?
-Нет, я бодрый! А что - Конечно, это слова – спорщики,
это мы всё спорим: жаркий - как мы с тобой.
холодный, красный - белый,
кислый - сладкий? Очень
интересные пары слов
получились! Может, они
как-нибудь называются?
- Ребята, как назвали клоуны слова: красный – белый, кислый – сладкий, жаркий – холодный?(слова – спорщики)
- Как их ещё можно назвать? (слова, противоположные по смыслу)
Слова, противоположные по смыслу, называются антонимы.
V. Физминутка.
Слова-неприятели спорят весь день!
Один скажет: «Солнце»,
Другой скажет: «Тень».
Один скажет: «Близко»,
Другой: «Далеко».
Один скажет: «Низко»,
Другой: «Высоко».
Один скажет: « Умник»,
Другой: « Глупец».
Кто повторил за мной всё,
Тот молодец!
VI. Закрепление изученного материала.
1. Нахождение в тексте синонимов и антонимов.
а) Стихотворение « Жаворонок»
- Прочитайте отрывок из стихотворения В. Жуковского « Жаворонок».
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Какие слова выделены?
- Замените выделенные слова словами, близкими по смыслу.
Слово темный, каким словом заменим? и так далее.
Слова для справок:
Лёгкий, зелёный, мрачный, сладкий, голосистый, утренний.
б) Отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
- Послушайте отрывок из одной замечательной сказки.
Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, а ласточка была такая большая.
- Как называется эта сказка? Да, это сказка, написанная Г.Х.Андерсеном, называется
«Дюймовочка».
- Найдите в отрывке слова, близкие по смыслу ( малюсенький, крошечный).
- Малюсенький, крошечный... Найдите в тексте слово, противоположное по смыслу
( большая).
в) Загадки.
- Прочитайте загадку:
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел)
- Кто это? Найдите в загадке слова-антонимы, или слова, противоположные по смыслу (враг – друг).
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
- Про какие предметы эта загадка? Какие в ней слова - антонимы? (толстый – тонкий)
2. Работа с картинками « Найди пару».
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я приготовила для вас, ребята, вот такие яркие картинки. Но это не просто картинки, а обучающая игра по нашей теме урока.
Надо будет каждому, кто выйдет к доске, подобрать пару к картинке и назвать слова-антонимы, или слова, противоположные по смыслу.
3. Работа по учебнику.
а) умение пользоваться словарём в учебнике:
- Откройте наш учебник на странице 28.Прочитайте, что написано вверху страницы.
Обрати внимание! В учебнике ты найдёшь словарь близких по значению слов на странице 141, и словарь противоположных по значению слов на странице 142.
- Давайте откроем страницу 141 в конце учебника. Это словарь каких слов? Я вам читаю слово, а вы найдите и назовите слово, близкое по значению.
- Переверните страницу вперёд. Это словарь каких слов? Найдите и прочитайте пару противоположных по значению слов. По-другому эти словари ещё можно назвать
« Словарь антонимов и синонимов».В нашей школьной библиотеке ест вот такой словарь синонимов, и словарь антонимов. А может быть «Словарь синонимов и антонимов» есть у вас дома. А у меня есть вот такие « Словари антонимов и синонимов».
б) умение работать с текстом.
Работа по учебнику. Выполнение упражнения 19.
- Откроем опять учебник на странице 28. Прочитайте текст упражнения 19.Подходит ли этот заголовок к тексту? Кого называют ленивым? А кого прилежным? А вот если, кто-то из вас затрудняется подобрать слова-антонимы или слова-синонимы, то можно обратиться к словарям. Найдём в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный. Ленивый и прилежный – это слова, близкие или противоположные по значению?
- Запишем в тетради на следующей строке пару слов - антонимов: ленивый -прилежный. Закройте учебники и тетради, положите их на край стола.
4.Самостоятельная работа.
Работа по карточке. Упражнение « Найди антоним».
- Подвиньте к себе карточку, которая лежит у вас на столе. В ней вы видите два столбика слов. Соедините слово из первого столбика со словом из второго столбика так, чтобы получилась пара слов, противоположных по смыслу.
белый чёрный
широкий узкий
добрый злой
лёгкий тяжёлый
сильный слабый
горячий холодный
5. Работа в парах.
На доске для вас игра «Собери пословицу». К началу пословицы надо найти её окончание. Даю вам время на обсуждение этого задания с соседом по парте, то есть сейчас работа в парах.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Горькая правда лучше сладкой лжи.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Буквы кривые, да смысл прямой.
- Какие слова, противоположные по смыслу, или антонимы, есть в первой пословице? Во второй?
6. Игра «Наоборот».
Есть ещё игра для вас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором быстро отвечайте!
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь (близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь (пол).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты (нашел).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты (храбрец).
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ты отвечай (конец).
VII. Итоги урока:
Молодцы, ребята! Ну, вот и подошёл к концу наш урок.
Скажите, пожалуйста, о каких словах мы сегодня с вами говорили? Близкие по смыслу слова - это....(.синонимы). Противоположные по смыслу слова – это.... (антонимы).
Если затрудняетесь, то где можно поискать антонимы или синонимы к словам?
Рефлексия:
- Ребята, кому на уроке сегодня было интересно слушать меня, работать, то выйдите к доске и подарите вот такой яркий, замечательный воздушный шарик нашему грустному клоуну Кузе, чтобы у него на душе стало тоже весело и хорошо, как и у клоуна Фили. Ну вот, клоун Кузя немножко посидит, обрадуется, что вы ему подарили столько много воздушных шариков, и тоже станет таким же весёлым, жизнерадостным, как его товарищ Филя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.
Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....
Конспект урока русского языка на тему: "Слова, близкие по значению" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «слова-синонимы»; формирование умения находить синонимы в тексте, использовать в речи.Планируемые результатыПредметные:знать понятие &laq...
Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"
Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся....
Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...