Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чебанюк Татьяна Валерьевна

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных

Цель урока

Создать условия для знакомства обучающихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных после шипящих

Тип, вид урока

Урок открытия новых знаний                                                                                                                                   

Планируемые результаты (предметные)

Вычислять периметр прямоугольника; решать задачи на нахождение периметра прямоугольника;  анализировать ситуацию; выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формы и методы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

Основное содержание темы, понятия.

Мягкий знак, имя существительное, род имени существительного

Образовательные ресурсы

Карточки с учебными заданиями, мультимедийная презентация

Этапы урока

Время

(мин)

Цель

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся  

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

2

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайся всё понять,

Будешь правильно писать.

-Сегодня на уроке мы будем исследователями, открывателями и поднимемся еще на одну ступеньку школьной грамотности.

- Откройте тетради и оформите начало классной работы.

- Обратите внимание, на столах лежат листы самооценки.  Вы сможете оценить свою работу на этапах урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД  Способствование   развитию интереса к русскому языку, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

5

Повторить, что дети знают о букве «ь», написание «ь» в разных местах в слове, вспоминаю шипящие звуки

1-Этот знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.

2. - Мягкий знак – герой нашего урока. А начнем мы с ним работать на минутке чистописания.

3. - Отгадайте слова

а) Антоним слову «день»?

б) Маленькое млекопитающее, пища сов?

в) Растение из зёрен, которого выпекают чёрный хлеб?

г) Синоним слову «предмет», «штучка», «штуковина»?

- Произнесите слова еще раз, произнесите последние звуки.

- Какие это звуки? 

Дают ответ (мягкий знак)

Дети повторяют написание «ь» в конце слова и в середине.

Дети дают ответы (ночь, мышь, рожь, вещь)

Дети произносят звуки.

Дети дают ответ(шипящие)

Коммуникативные УУД 

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД 

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные  УУД 

Формирование умения   делать выводы.

3.Выявление места и причин затруднения

7

Организовать работу и повторить две роли «ь»: ь – показатель мягкости и ь – разделительный; создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

1.Работа в парах.

- Сейчас мы понаблюдаем за ролью мягкого знака. Работать будете в парах. Распределите слова по группам (столбикам).  Вы видите третий столбик, где стоит «?». Если у вас возникнет проблема в каком- либо слове, вы не можете определить роль «ь» знака в данном слове, то напишите его в этот столбик. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

2.Проверка(Слайды)

Работают в паре, распределяют слова по столбикам в зависимости от роли «ь».

Дети проверяют, слушают ответы других

Работают в листах самооценки.

Коммуникативные УУД 

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД 

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные  УУД 

Формирование умения   делать выводы.

4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми                      нового знания

5

Определение детьми темы и цели урока (постановка учебной задачи)

1. – В каких написан «ь», но роль его вам незнакома? Где возникла проблема?

- Ребята, здесь «Ь» выполняют новую третью роль. И эта тема урока. Давайте её сформулируем.

- К какой части речи, относятся эти слова?

- Но, что особенного в этих существительных?

- А мягкий знак, где стоит?

 -Итак тема урока?

2. - А какова цель? (Слайд  . Появляется еще один столбик, но в именах существительных нет мягкого знака)

ночь                  грач                

мышь                малыш

рожь                 нож

вещь                 плащ

- Обратите внимание на второй столбик. Прочитайте слова. Какая часть речи? На какие звуки оканчиваются имена существительные? В данных словах есть «ь»?

-Так какова же цель урока, в чем мы должны разобраться?

2. Ребята, выдвигайте свои гипотезы, почему в первом столбике в именах существительных после шипящих стоит «Ь», а во втором его нет.

-Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

- Найдите предложение в правиле, которое указывает новую роль мягкого знака?  

-Итак, после шипящих у существительных мужского рода Ь не пишется, а у существительных женского рода мягкий знак пишется. Это орфограмма.

Дети повторяют слова и видят их на слайде.

ночь

мышь

рожь

вещь

Дети дают ответы:

имена существительные

оканчиваются на шипящий звук

в конце слова

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Дети читают слова, отмечают, что во втором столбике также имена существительные, которые оканчиваются на шипящие, но в них нет буквы «ь».

Дети формулируют главную цель урока: «Узнать в каких словах пишется «Ь» знак после шипящих, а в каких нет»

Дети дают ответ:

в первом столбике слова женского рода и в них написан «ь», а во втором столбике имена существительные

мужского рода и в них нет «ь».

Дети читают правило и понимают, что гипотеза, выдвинутая ими, совпадает с выводом в учебнике.

Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

Предметные УУД

Овладение умением  правильно писать имена существительные с шипящим на конце               Регулятивные УУД Формирование  умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные  УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности

5.Реализация проекта

3

Ребята составляют алгоритм орфографической задачи

-Давайте построим алгоритм решения орфографической задачи.

Расставьте предложения в нужном порядке.

Слайд

- Если имя существительное

ж.р.–пишу «ь», если имя существительное м.р. – не пишу «ь».

- Определяю род имени существительного.

- Определю часть речи.

- Читаю или произношу слово с шипящим звуком на конце

Дети расставляют пункты алгоритма в правильном порядке

1.Читаю или произношу слово с шипящим звуком на конце.

 

2.Определю часть речи.

3.Определяю род имени существительного.

4. Если имя существительное

ж.р. – пишу «ь», если имя существительное м.р. – не пишу «ь».

Предметные УУД

Овладение умением  правильно писать имена существительные с шипящим на конце               Регулятивные УУД Формирование  умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные  УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности

6. Первичное закрепление во внешней речи 

5

Формирование умения правильно применять соответствующие знания

- На Слайде текст. Выписать слова и где нужно вставить «Ь». (Работаем по алгоритму)  

Здравствуй бабушка! Вчера мы с ребятами и нашей вожатой побывали в цирке.

В полноч.. на манеж.. вышел циркач.. и его доч..  .  На нем был плащ.., а в руках он держал меч..  .   Скрипач..  играл марш..  . Вот морж.. поймал меч..  .  В зале стояла тиш.. .

Решают задания по эталону, и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока.

Регулятивные   УУД 

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД 

Формирование  умения слушать и понимать других.

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные  УУД 

Формирование  умения  на основе  анализа  делать выводы.

Личностные  УУД 

Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

7.Физминутка

1

- А сейчас поиграем. Я называю имя существительное с шипящим на конце. Если в нем надо писать «Ь» то рука вверх, если нет – в стороны.

Малыш, печь, багаж, луч, брошь, речь, ландыш.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5

Организация усвоения обучающимися нового.

-Выполнить самостоятельно упражнение в тетрадях на печатной основе стр. 26 №53

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по эталону

Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока.

Регулятивные   УУД 

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД 

Формирование  умения слушать и понимать других.

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные  УУД 

Формирование  умения  на основе  анализа  делать выводы.

Личностные  УУД 

Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

9.Включение в систему знаний и повторение.

7

Работа в группах. Ребята составляют карточку «найди лишнее слово»

Команды составляют цепочку слов. Где одно будет лишним. Например: богач.., борщ.., дрож.., сторож.. . Класс должен назвать лишнее слово и ответить почему?

Образуют группы,

работают в группе, защищают перед классом

Работают в листах самооценки.

Регулятивные   УУД 

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД 

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формировать умение работать в группе

Познавательные  УУД 

Формирование  умения  на основе  анализа делать выводы.

10. Домашнее задание

1

Закрепление изученного

Стр.25 упражнение 52 в тетради на печатной основе

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

3

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

- Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили вначале урока?

- Удалось ли нам достичь цели?

- Как вы оценили себя за урок в листах самооценки?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Называют, что получилось, что не получилось и почему.

Регулятивные   УУД 

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД 

Формирование умения слушать и понимать других.

Личностные УУД

Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.

     

2.

3.

4.

5.

1.

     

2.

3.

4.

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                      Льёт, деньки, осень, ночь, осенью

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

?

     Друзья, рожь, воскресенье, мальчик, дружить

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

?

               Стулья, вещь, маленький, коньки, жильё

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

?

                    Обезьяна, олень, воробьи, мышь, окуньки

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....

Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"

Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного мет...