| Тема | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных |
| Цель урока | Создать условия для знакомства обучающихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных после шипящих
|
| Тип, вид урока | Урок открытия новых знаний |
| Планируемые результаты (предметные) | Вычислять периметр прямоугольника; решать задачи на нахождение периметра прямоугольника; анализировать ситуацию; выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
|
| Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке. Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе. Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
| Формы и методы обучения | Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы. |
| Основное содержание темы, понятия. | Мягкий знак, имя существительное, род имени существительного |
| Образовательные ресурсы | Карточки с учебными заданиями, мультимедийная презентация |
Этапы урока | Время (мин) | Цель | Содержание учебного материала. Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | 2
| Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайся всё понять, Будешь правильно писать. -Сегодня на уроке мы будем исследователями, открывателями и поднимемся еще на одну ступеньку школьной грамотности. - Откройте тетради и оформите начало классной работы. - Обратите внимание, на столах лежат листы самооценки. Вы сможете оценить свою работу на этапах урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
| Личностные УУД Способствование развитию интереса к русскому языку, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 5 | Повторить, что дети знают о букве «ь», написание «ь» в разных местах в слове, вспоминаю шипящие звуки
| 1-Этот знак – хитрый знак, Не назвать его никак. Он не произносится, А в слово часто просится. 2. - Мягкий знак – герой нашего урока. А начнем мы с ним работать на минутке чистописания.
3. - Отгадайте слова а) Антоним слову «день»? б) Маленькое млекопитающее, пища сов? в) Растение из зёрен, которого выпекают чёрный хлеб? г) Синоним слову «предмет», «штучка», «штуковина»? - Произнесите слова еще раз, произнесите последние звуки. - Какие это звуки?
| Дают ответ (мягкий знак)
Дети повторяют написание «ь» в конце слова и в середине.
Дети дают ответы (ночь, мышь, рожь, вещь)
Дети произносят звуки.
Дети дают ответ(шипящие)
| Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные УУД Формирование умения делать выводы.
|
3.Выявление места и причин затруднения
| 7 | Организовать работу и повторить две роли «ь»: ь – показатель мягкости и ь – разделительный; создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
| 1.Работа в парах. - Сейчас мы понаблюдаем за ролью мягкого знака. Работать будете в парах. Распределите слова по группам (столбикам). Вы видите третий столбик, где стоит «?». Если у вас возникнет проблема в каком- либо слове, вы не можете определить роль «ь» знака в данном слове, то напишите его в этот столбик. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
2.Проверка(Слайды)
| Работают в паре, распределяют слова по столбикам в зависимости от роли «ь».
Дети проверяют, слушают ответы других
Работают в листах самооценки.
| Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные УУД Формирование умения делать выводы.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми нового знания
| 5 | Определение детьми темы и цели урока (постановка учебной задачи)
| 1. – В каких написан «ь», но роль его вам незнакома? Где возникла проблема? - Ребята, здесь «Ь» выполняют новую третью роль. И эта тема урока. Давайте её сформулируем.
- К какой части речи, относятся эти слова?
- Но, что особенного в этих существительных?
- А мягкий знак, где стоит?
-Итак тема урока?
2. - А какова цель? (Слайд . Появляется еще один столбик, но в именах существительных нет мягкого знака) ночь грач мышь малыш рожь нож вещь плащ
- Обратите внимание на второй столбик. Прочитайте слова. Какая часть речи? На какие звуки оканчиваются имена существительные? В данных словах есть «ь»?
-Так какова же цель урока, в чем мы должны разобраться?
2. Ребята, выдвигайте свои гипотезы, почему в первом столбике в именах существительных после шипящих стоит «Ь», а во втором его нет.
-Сравним наш вывод с правилом в учебнике.
- Найдите предложение в правиле, которое указывает новую роль мягкого знака?
-Итак, после шипящих у существительных мужского рода Ь не пишется, а у существительных женского рода мягкий знак пишется. Это орфограмма.
| Дети повторяют слова и видят их на слайде. ночь мышь рожь вещь
Дети дают ответы: имена существительные
оканчиваются на шипящий звук
в конце слова
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Дети читают слова, отмечают, что во втором столбике также имена существительные, которые оканчиваются на шипящие, но в них нет буквы «ь».
Дети формулируют главную цель урока: «Узнать в каких словах пишется «Ь» знак после шипящих, а в каких нет»
Дети дают ответ: в первом столбике слова женского рода и в них написан «ь», а во втором столбике имена существительные мужского рода и в них нет «ь».
Дети читают правило и понимают, что гипотеза, выдвинутая ими, совпадает с выводом в учебнике.
Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.
| Предметные УУД Овладение умением правильно писать имена существительные с шипящим на конце Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности |
5.Реализация проекта
| 3 | Ребята составляют алгоритм орфографической задачи
| -Давайте построим алгоритм решения орфографической задачи. Расставьте предложения в нужном порядке.
Слайд
- Если имя существительное ж.р.–пишу «ь», если имя существительное м.р. – не пишу «ь».
- Определяю род имени существительного.
- Определю часть речи.
- Читаю или произношу слово с шипящим звуком на конце
|
|
Дети расставляют пункты алгоритма в правильном порядке
1.Читаю или произношу слово с шипящим звуком на конце. 2.Определю часть речи.
3.Определяю род имени существительного.
4. Если имя существительное ж.р. – пишу «ь», если имя существительное м.р. – не пишу «ь».
|
| Предметные УУД Овладение умением правильно писать имена существительные с шипящим на конце Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности |
6. Первичное закрепление во внешней речи
| 5 | Формирование умения правильно применять соответствующие знания | - На Слайде текст. Выписать слова и где нужно вставить «Ь». (Работаем по алгоритму) Здравствуй бабушка! Вчера мы с ребятами и нашей вожатой побывали в цирке. В полноч.. на манеж.. вышел циркач.. и его доч.. . На нем был плащ.., а в руках он держал меч.. . Скрипач.. играл марш.. . Вот морж.. поймал меч.. . В зале стояла тиш.. . |
| Решают задания по эталону, и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока.
| Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. Личностные УУД Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
7.Физминутка | 1 |
| - А сейчас поиграем. Я называю имя существительное с шипящим на конце. Если в нем надо писать «Ь» то рука вверх, если нет – в стороны. Малыш, печь, багаж, луч, брошь, речь, ландыш.
|
|
|
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 5 | Организация усвоения обучающимися нового. | -Выполнить самостоятельно упражнение в тетрадях на печатной основе стр. 26 №53 | Учащиеся самостоятельно выполняют задание по эталону Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока. | Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. Личностные УУД Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
9.Включение в систему знаний и повторение.
| 7 |
| Работа в группах. Ребята составляют карточку «найди лишнее слово» Команды составляют цепочку слов. Где одно будет лишним. Например: богач.., борщ.., дрож.., сторож.. . Класс должен назвать лишнее слово и ответить почему?
| Образуют группы, работают в группе, защищают перед классом
Работают в листах самооценки.
| Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формировать умение работать в группе Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. |
10. Домашнее задание | 1 | Закрепление изученного | Стр.25 упражнение 52 в тетради на печатной основе |
|
|
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| 3 | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | - Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили вначале урока?
- Удалось ли нам достичь цели?
- Как вы оценили себя за урок в листах самооценки?
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Называют, что получилось, что не получилось и почему.
| Регулятивные УУД Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Личностные УУД Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач |