Конспект урока по русскому языку Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. 3 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Познавательные: формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём квазиисследования; познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова; выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание; развивать умение работать по алгоритму.

Воспитывающие: создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для квазиисследования;
  • опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;
  • опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.  

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

У: здравствуйте ребята, меня зовут Сусанна Антоновна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

  1. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания

У: на доске написаны слова: в…р…б…и, т…трад(ь,-), п…л…то, учител(ь,-), к…н…ки, ж…лат(ь,-), к…рабл(ь,-), к…ртоф…л(ь,-).

У: прочитайте данные слова. Что в них общего?

Д: это слова из словарика с непроверяемой безударной гласной. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в этих словах различия.

Д. Данные слова являются различными частями речи.

У. Что такое имя существительное?

У. Назовите грамматические признаки имени существительного.

Д. Имя существительное имеет род и изменяется по числам.

У. Какие еще различия можете найти в словах?

Д. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака.

У. Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во мн.ч. и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

Д. У нас получилась такая цепочка: вькь

У. Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: на доске изображено игровое поле.

У. определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово у вас получилось?

(Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.)

Д. Получилось слово товарищ.

У. Скажите, что обозначает слово товарищ?

Д. Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам, а также дружески относящийся к кому-либо.

У. Напишите данное слово, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

У. Прочитайте написанные на доске пословицы.

Д. Конный пешему не товарищ.

Кнут коню не в помощь.

У. Определите смысл данных пословиц. Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть.

Д. В этих словах сходные по значению слова конь, конный. Они имеют общую часть кон-.

У. Выделите корень в однокоренных словах.

У. Сравните слова товарищ и помощь. Какая возникла проблема?  (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).

У. Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)

  1. Открытие новых умений, знаний.

У. Сейчас я хочу предложить вам работу в парах.  Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будете группу слов. По окончании исследования сделайте вывод.

У. Прочитайте слова, написанные на карточке.

Д. Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.

У. Прочитайте слова первой (второй) группы.

У. Какие буквы написаны в конце существительных женского и мужского рода?

Д. На конце существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ

У.В конце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?

У.В конце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щ не пишется мягкий знак?

Составление алгоритма

У. Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

  1. Физминутка.

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

1. Работа с учебником в парах.

На доске скороговорка:

Камышам пищала мыш..:

-Шорох ваш нарушил тиш.. !

У: как вы будете действовать, для того чтобы правильно написать слова мышь и тишь? С помощью учебника составьте алгоритм. (Дети работают в парах опорной карточкой).

1. Читаю ____________.
2. Определяю ________________________.

3. Если это существительное с шипящим на конце слова, ___________________________________.

5. Если существительное мужского рода, то ________________.
6. Если существительное женского рода, то ________________.

2. Уровневое задание.

У: запишите слова в два столбика. В первый запишите слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во второй – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих.

Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, морковь, картофель, мощь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

1.Дверь, медаль, степь, лебедь, морковь, картофель, связь, прорубь, кровать , скатерть.

2.Дочь, печь, мощь, брошь, чушь, глушь, роскошь, мелочь.

  1. Итог урока. Рефлексия.

У: мы с вами хорошо потрудились.  Понравился ли вам урок?

О: ответы детей

У: что нового узнали сегодня на уроке? Какие задания вы выполняли с удовольствием? А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

О: ответы детей.

У: у вас на партах лежат кружочки, если вам понравилось на уроке, раскрасьте цветочек красным цветом, а если не понравилось, желтым.

  1. Домашнее задание.

У: откройте свои дневники, запишите домашнее задание - дома вы будете выполнять упражнение на 455 на странице 42.

Желающие могут составить 5 предложений с образованными словами.

(Обучающиеся записывают домашнее задание).

У: всем спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....