Технологическая карта изучения темы
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: Постановка учебной задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, здание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_urok.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок постановки и решения учебной задачи |
Технология построения урока | Метод решения учебных задач |
Тема | Постановка учебной задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, здание |
Цель | Образовательная: повторить алгоритм проверки орфограммы слабой позиции в падежном окончании; помочь обнаружить нефонемные написания в падежных окончаниях слов, называющих предметы; формировать умение находить слова-предметы с нефонемным написанием; развивающая: совершенствовать умения строить высказывания в научном стиле; формировать универсальные учебные действия; учить работать с текстом, совершенствовать навык чтения; воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи |
Основные термины, понятия | Закон письма; нефонемное написание; сильные и слабые позиции; наборы окончаний; слова, помощники в проверке окончаний |
Планируемый результат | |
Предметные умения учебно-языковые умения: - выявлять слова, которые требуют объяснения; - определять значение неизвестного слова по словарю; - проверять орфограмму слабой позиции; - знать признаки слов-нарушителей; - находить слова нарушающие закон письма; речевые умения: - пользоваться научным стилем речи | Личностные УУД: осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям Познавательные УУД: формулировать учебную задачу; работать с информационными источниками; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; подводить под понятие Коммуникативные УУД: сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Индивидуальная | Книгопечатная продукция: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова «Русский язык», 3 класс (ч. 2); рабочая тетрадь Технические средства обучения: листы и фломастеры для работы в группах, ЦОР |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: умение мобилизовать свои силы для работы коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать этим правилам | Проверяю готовность к уроку, 5 минутное чтение | Включаются в ситуацию урока, читают, настраиваются на совместную работу | |||||
Актуализация опорных знаний | Предметные: находить слова, обозначающие предмет, признак, действие Метапредметные (УУД): - оценивать результаты работы (регул.); -моделировать, классифицировать, указывая на основание классификации (познав.); - слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами русского языка (коммуник.) | - На прошлых уроках вы работали со словами и предложениями, в которых проверяли орфограммы слабых позиций. Скажите, пожалуйста, по какому алгоритму мы проверяем такие орфограммы? Показываю предложение с пропущенными орфограммами: В алле_ в жарк__ погоду прохладно. - Оцените себя. Поставьте за работу «+» или «-». | Дети проговаривают алгоритм проверки орфограммы слабой позиции. В алле_ - 1 набор окончаний, проверочное слово стена. Подставляем в предложение: в стене – в аллее. В жарк__ - слово-признак, проверочное слово пустой, подставляем в предложение: в пустую- в жаркую. Дети показывают «+», демонстрируя успешность выполненной работы. | |||||
Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы | Предметные: находить слова, нарушающие закон письма; грамотно писать слова под диктовку; отвечать на вопросы, пользуясь научным стилем речи; находить проверочные слова для проверки орфограмм, опираясь на свой речевой опыт. Метапредметные (УУД): познавательные: классифицировать, указывая на основание группировки; регулятивные: контролировать и оценивать свои действия; коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. | (На доске ЦОР из единой коллекции образовательных ресурсов) - Ребята, а вы знаете, что Сам Самыч читал газету и послушайте, что дальше произошло. - Какой вопрос возник у Сам Самыча? - Что же не знают герои нашего учебника? - А вы, ребята, знаете или нет? Давайте проверим. На листах предложение, в котором пропущенные орфограммы, проверьте их. Слоны живут в жарк_х стран_х, например в Египт_, Эфиопи_, Инди_. | Дети слушают диалог героев учебника. - Сам Самыч решил, что в газете ошибка. - Герои учебника не знают, какие слова нарушают закон письма. Дети работают в группах и проверяют орфограммы. Затем при проверке выполненной работы обнаруживаются разные варианты. | |||||
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: определять границу знания/незнания; мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания. Метапредметные (УУД) формулировать учебную задачу; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | - Что же мы с вами не знаем? - Какую задачу перед собой поставим? Почему Сам Самыч решил, что в окончании слова в России по закону письма нужно писать другую букву? -Что обозначается буквами по закону письма – звуки или фонемы? | Дети формулируют задачу для дальнейшей работы над темой. Дети обнаруживают факт нарушения закона письма. | |||||
Открытие нового знания | Предметные: умение работать с алгоритмом проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончания; умение выявлять слова нарушители типа армия, здание, гербарий; умение находить сходство в словах; грамотно трактовать признаки слов. Метапредметные (УУД) умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; сотрудничать с учителем и одноклассниками по решению учебной задачи; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка - преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. | - Может быть, и в других падежных окончаниях этого слова буквы нарушают закон письма? Проверьте это, подставив в словосочетания (написаны на листах для групповой работы) наша Россия, из нашей России, к нашей России, нашу Россию, нашей Россией, о нашей России вместо слова Россия слово земля. - Ребята, в каких окончаниях слова Россия вы обнаружили нарушение закона письма? - Какая буква должна писаться в них по закону письма? - Какая пишется на самом деле? Нарушают ли закон письма буквы в остальных падежных окончаниях этого слова? - Как уточним схему? - Но, может быть, слово Россия – какое-то исключение? - Проверьте, соответствуют ли закону письма буквы в падежных окончаниях таких слов: служить в армии, учиться в гимназии. - Что общего между словами Россия, армия, гимназия? -Запишите эти слова звуками, выделите в них окончания и основы. - Нет ли какого-нибудь сходства между их основами? В чем оно состоит? - Запишите звуками основы слов санаторий, здание. - Есть ли в основах этих слов та же особенность, что и в основе слова Россия? -Подумайте, нельзя ли узнать такие слова не по конечным звукам основы, а по тому, как они пишутся в именительном падеже единственного числа. | Дети работают в группах. Наша Россия (наша земля) – ЗП; Из нашей России (из нашей земли) – ЗП; К нашей России ( к нашей земле) – ЗП; Нашу Россию (нашу землю) – ЗП; Нашей Россией (нашей землей) – ЗП; О нашей России (о нашей земле) – ЗП. Дети отвечают, опираясь на прочитанные сведения. Обсуждают, как графически показать ответ на вопрос; один из учащихся вносит изменения. Дети распределяются в группы и выполняют задание. После завершения работы дети представляют свои результаты всему классу. Дети совместно с учителем составляют транскрипцию слов и анализируют составленные записи, выделяют основы и окончания, выделяют особенности слов, на которые они будут опираться при составлении общей модели слов-нарушителей. Дети записывают в тетрадь открытий схему слов-нарушителей. |
Применение нового знания | Предметные: - определять слова-нарушители. Метапредметные (УУД) умение подводить под понятие; умение классифицировать по заданному основанию, логически рассуждать; точно и доказательно выражать свои мысли. | - Поучимся находить слова-нарушители. Выполните упражнение 166 на стр. 12 (в упражнении предлагается выписать слова - нарушители в И.п. ед.ч.). - Проверим работу. | Открывают учебник и читают задание, выполняют упражнение самостоятельно. Организуется коллективная проверка |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: умение оценивать свои достижения, удовлетворение познавательной деятельностью, качеством выполненной работы. Метапредметные (УУД): полно и точно выражать свои мысли соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | - Подведем итоги урока. - Сегодня на уроке вы узнали много нового. О чем бы вы хотели рассказать своим родителям или друзьям? - А теперь вам предстоит оценить свою работу. Какие критерии нужны для оценки вашей работы на уроке? | - Я бы хотел рассказать своим друзьям, что я знаю о нарушителях закона Письма. Дети совместно с учителем определяют критерии для дальнейшего оценивания своей деятельности на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».
Технологическая карта по математике 2 класс...
Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор: Кулагина В.В. учитель начальных кла...
Технологическая карта изучения темы
Технологическая карта изучения темы. Дидактические задачи этапов урока....
Технологическая карта изучения темы «Задача»
Технологическая карта изучения темы «Задача» в 1 классе...
Технологическая карта изучения темы «Число два. Цифра 2.»
Технологическая карта составлена по теме "Число два. Цифра 2" УМК "Начальная школа 21 века". урок математики в 1 классе....
Технологическая карта изучения темы «Умножение и деление на 10»
Технологическая карта представлят рабочий материал к уроку математики 3 класс...