Урок русского языка в 3 классе по теме: " Имя существительное", УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Заремба Галина Ивановна

Урок русского языка в 3 классе начинает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.

Тема: Имя существительное как часть речи.

   Урок русского языка в 3 классе начинает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умение осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

  • умение находить имена  существительные, правильно задавать вопрос к словам.

Используемое оборудование:

  • учебник: Русский язык. 3 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2015 г)
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • тренажёр lusana.ru «Части речи, тренажёр по русскому языку, 3 класс»;
  • раздаточный материал.

Цели урока:

обучающие:

  • закрепить  знания по теме (умение распознавать имя существительное, ставить вопросы);

развивающие:

  • формировать умения анализировать, правильно делать выбор и аргументировать;
  • развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Ход урока.

1. Выход на тему урока и постановка целей.

На доске записаны слова: Тетрадь, дерево, зелёный, мальчик, кошка.

- Прочитайте и найдите лишнее слово. Почему оно является лишним?

(- Зелёный. Это слово обозначает признак предмета, а все остальные - предмет.)

-Как называются слова, которые называют предметы? (Имена существительные).

- Значит, какой будет тема нашего урока? (Имя существительное).

- Что вы уже знаете об имени существительном?

-Как вы думаете, вы всё знаете об этой части речи?

- Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать?

- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (Цели)

2. Знакомство с темой урока.

- В сказочном королевстве Лингвинии  ЯЗЫК является самым могущественным, храбрым королём, ГРАММАТИКА – строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ГЛАГОЛ, НАРЕЧИЕ, ПРЕДЛОГ, СОЮЗ, ЧАСТИЦА, МЕЖДОМЕТИЕ.

(Картинка с Королём и придворными. Вперёд выдвигается принцесса, а у неё целая свита слуг. Слуга в виде профессора с двойным лицом: впереди имя существительное, а сзади имя прилагательное (прилагательное прилагается к существительному)).

Имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые познакомимся, изучая эту часть речи.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

 Про разные предметы.

Возьмём слова: утюг, пенал,

Котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

-Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы.

 Собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котёнок, конфеты.

-Проверьте: все ли орфограммы вы нашли?   Все ли можете объяснить? (Оцените свою работу с помощью жетонов: всё сделал сам и правильно – красный жетон, сделал с чьей-то помощью – жёлтый, неправильно сделал – синий жетон).

 -Что объединяет эти слова?  (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

 -Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных).

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы).

 - А как называются эти слова, вы узнаете из телеграммы. В ней  буквы зашифрованы: 3,4, 15, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11,8, 9, 2.

Группа  учеников  получает телеграмму с шифром.

На доске дан ключ к шифру:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13.

Я е и м с в л н о щ ь у т

(На телеграмме получается: имя существительное.)

Каждая группа записывает слово, которое у них получилось на листочке. После выполнения работы, дети оценивают себя.

3. - Что же такое имя существительное?  (  Задание для группы детей.  Дети совещаются и выбирают правильный ответ, а затем себя оценивают).

-Выберите правильный ответ на карточке.

Имя существительное – это…

1). Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает?

2). Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

3). Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

- А сейчас внимательно мы правило прочтём,

И всё, что мы узнали, теперь мы назовём.

4. – А какие предметы обозначает имя существительное?

- Назовём людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлечённые, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, скромность, память.

5. Физкультминутка.

На доске слова. Дети читают хором и маршируют.

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы: кто? и что?

Отвечать оно должно.

- А сейчас я буду называть слово, если оно отвечает на вопрос кто? – поднимите руки, а если на вопрос что? – руки вперёд. Если слово другой части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, жёлтый, ученик, часы, умный, отец, радость.

6. – А теперь поиграем. Игра называется «Соседи».

Каждому ребёнку раздаётся карточка, на ней 3 слова:

Повар          варить         варёный

Цветок        цвести       цветной

Старушка     стареть      старый

Доброта        раздобреть     добрый

С каждой карточки нужно выписать 1 слово - имя существительное. Дети выполняют свою карточку, карточку соседа и 1 из них остаётся на месте, а другой пересаживается на другую парту, где выполняет карточку нового соседа, а тот выполняет его карточку. И так игра выполняется до тех пор, пока дети не сделают все карточки. Затем они оказываются на своём месте и проверяют свои слова по эталону, записанному на доске:

Повар, цветок, старушка, доброта.

-Оцените свою работу. Всё ли сделали правильно? Всё сделали сами или с чьей-то помощью?

- Что можно сказать про слова, записанные на карточке? ( Они однокоренные).

- Сейчас запишите эти слова в тетрадь, согласно схемам, данным на доске:

Корень, суффикс, окончание.

Приставка, корень.

Корень, суффикс.

7. Следующее задание на карточке:

Начало - …

Лёгкий - …

День - …

Смех - …

Тянуть - …

Твёрдый - …

Молодость - …

- Выберите имена существительные и припишите к ним существительные, противоположные по значению.

Проверяем по эталону на доске:

Начало – конец

День – ночь

Смех – плач

Молодость – старость.

( Самооценка).

8. Работа по учебнику. (упр.8 –упр.12). Самооценка после каждого упр.

9.Проверка. На доске загадка:

Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

 - Да. Это горох. Это слово из словаря и его нужно запомнить.

-Назовите в загадке имена существительные.

- Назовите все орфограммы.

- Подберите родственные слова к существительному горох ( не меньше 3 слов) и выделите корень.

- Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте по эталону на доске:

Горох - гороховый, горошек, горошница, горошина, горошинка.

- Оцените работу соседа по парте.

 -Составьте предложение со словом горох. Запишите его. Назовите существительные. Подчеркните главные члены предложения. Проверяем и оцениваем.

10. Тренажёр. Проверка. Самооценка.

11.Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному: «До свидания!», потому что мы ещё будем говорить о нём на следующих уроках.

- Посмотрите на свои жетоны, которыми вы оценивали себя на уроке, и поставьте себе оценку.

11. Домашнее задание: выучить правило, упр. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя существительное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя существительное"...

Урок русского языка 2 класс "Перспектива".Тема "Имя существительное"

Предлагаю вашему вниманию урок разработанный в технологии РКМЧП....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Тест по русскому языку 2 класс по теме " Имя существительное" по программе " Школа России"

Проверочная работа по русскому языку  для 2 класса в форме теста  по программе " Школа России" по теме " Имя существительное"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "3-е склонение имён существительных" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "3-е склонение имён существительных" с перечнем целей, задач урока, формируемых УУД....