Рабочая программа по Школе России
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Программа по русскому языку 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_2_klass.docx | 60.1 КБ |
Предварительный просмотр:
.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена для общеобразовательных учреждений, предназначена для изучения предмета «Русский язык », разработана на основе:
- нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2004 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. №189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
5. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.№1576 (зарегистрирован 02.02.2016г) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015г. №1/15).
7. Основная образовательная программа начального общего образования БОУ «Воскресенская СОШ»
- информационно- методических материалов:
1. С авторской программой «Русский язык» -В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,В..М.В.Бойкина –М.Просвещение,2015 г
2. Учебник: Русский язык в 2 ч. Ч. 1, 2 - 3 изд. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий –М.Просвещение, 2017г
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся:
-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
-письменно отвечать на вопросы к тексту;
-писать под диктовку;
-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся:
-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
-составлять предложения, различные по цели высказывания;
-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
-различать текст-пословицу и текст-загадку;
-писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Слова, слова, слова… (22 часа)
В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » дети научатся:
-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
-выделять корень в однокоренных словах;
-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» дети учатся:
-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Звуки и буквы (34часа)
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
-слушать, анализировать звучащее слово;
-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;
-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)
В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Части речи (47 часов)
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
-писать имена собственные по правилам;
-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
-изменять имя прилагательное по числам;
-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
-изменять глаголы по числам;
-писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:
-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
-понимать значение предлогов в речи.
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.).
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (3 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (11 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(18 ч).
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (60 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (57 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (18 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Наша речь | 3 | |||
1 | Знакомство с учебником | 1 | ||
2 | Язык и речь ,их значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека | 1 | ||
3 | Диалог и и монолог | 1 | ||
Текст | 3 | |||
4 | Признаки текста: целостность, связность ,законченность | 1 | ||
5 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. Контрольное списывание | 1 | ||
6 | Построение текста: вступление, основная часть, заключение | 1 | ||
Предложение | 11 | |||
7 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки | 2 | ||
8 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки : законченность мысли, связь слов в предложении | |||
9 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | 1 | ||
10 | Главные члены предложения (основа). | 1 | ||
11 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | ||
12 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | ||
13 | Проверочная работа по теме «Предложения». | 1 | ||
14 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | ||
15 | Стартовая контрольная | 1 | ||
16 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении | 1 | ||
17 | Развитие речи .Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» | 1 | ||
Слова, слова, слова.. | 18 | |||
18 | Слово и его значение | 1 | ||
19 | Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения | 1 | ||
20 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||
21 | Прямое и переносное значения слов. | 1 | ||
22 | Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 | ||
23 | Работа с толковым и орфографическим словарями | 1 | ||
24-25 | Синонимы и антонимы | 2 | ||
26 | Родственные (однокоренные) слова. | 1 | ||
27 | Корень слова (первое представление). | 1 | ||
28 | Выделение корня в однокоренных словах. | 1 | ||
29 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | ||
30 | Слогообразующая роль гласных звуков. | 1 | ||
31 | Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | ||
32 | Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | |||
33 | Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую | |||
34 | Проверочная работа по теме «Родственные слова» | |||
35 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | |||
Звуки и буквы | 60 | |||
36 | Различие звуков и букв. | 1 | ||
37 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||
38 | Работа над ошибками. Звуки и их обозначение буквами на письме. | 1 | ||
39 | Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности | 1 | ||
40 | Употребление прописной (заглавной) буквы | 1 | ||
41 | Использование алфавита при работе со словарями | 1 | ||
42 | Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | ||
43 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Словарный диктант | 1 | ||
44 | Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | ||
45 | Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | ||
46-48 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 3 | ||
49-50 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 2 | ||
51-53 | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука | 3 | ||
54 | Проверочный диктант | 1 | ||
55 | Работа над ошибками. Слова с непроверяемым написанием | 1 | ||
56 | Развитие речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. | 1 | ||
57 | Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования | 1 | ||
58 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла.Детство». | 1 | ||
59 | Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 | ||
60 | Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Словарный диктант | 1 | ||
61 | Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 1 | ||
62 | Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку. | 1 | ||
63 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь | 1 | ||
64 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. | 1 | ||
65 | Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 | ||
66 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. | 1 | ||
67 | Проект «Пишем письмо». | 1 | ||
68 | Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | 1 | ||
69 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | ||
70 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | ||
71 | Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. | 1 | ||
72-73 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща,чу—щу | 2 | ||
74 | Контрольная работа за1 полугодие | 1 | ||
75 | Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с предложением и текстом. | 1 | ||
76 | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | 1 | ||
77-79 | Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. | 3 | ||
80 | Определение качественной характеристики звука. | 1 | ||
81-82 | . Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 2 | ||
83 | Использование орфографического словаря | 1 | ||
84-85 | Проверяемые безударные гласные в корне слова | 2 | ||
86-87 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова | 2 | ||
88-89 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов). | 2 | ||
90 | Фонетический разбор слова. | 1 | ||
91 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | ||
92 | Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. | 1 | ||
93 | Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). | 1 | ||
94 | Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. | 1 | ||
95 | Проверочная работа | 1 | ||
96 | Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | 1 | ||
97 | Формирование умений работать с графической информацией. | 1 | ||
98 | Имя существительное | 1 | ||
99 | Значение и употребление в речи | 1 | ||
100-101 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 | ||
102 | Формирование представлений о профессиях и людях труда. | 1 | ||
103-104 | Собственные и нарицательные имена существительные | 2 | ||
105 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 | ||
106 | Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города (посёлка). | 1 | ||
107 | Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам | 1 | ||
108 | Число имен существительных Изменение существительных по числам. | 1 | ||
109 | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе | 1 | ||
110 | Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). | 1 | ||
111 | Обобщение знаний об имени существительном | 1 | ||
112 | Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | 1 | ||
113 | . Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам | 1 | ||
114 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | ||
115-116 | Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) . | 2 | ||
117 | Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). | 1 | ||
118 | Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. | 1 | ||
119 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | ||
120 | Изменение глагола по числам. | 1 | ||
121 | Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть). | 1 | ||
122 | Правописание частицы- не- с глаголом | 1 | ||
123 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||
124 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | ||
125 | Понятие о тексте-повествовании. | 1 | ||
126 | Роль глаголов в тексте-повествовании. | 1 | ||
127 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | ||
128-129 | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи | 2 | ||
130 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | ||
131 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | ||
132 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||
133 | Работа над ошибками. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 | ||
134-135 | Единственное и множественное число имён прилагательных Изменение имён прилагательных по числам. | 2 | ||
136 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | ||
137 | Понятие о тексте-описании. | 1 | ||
138 | Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | ||
139 | Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» | 1 | ||
140 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | ||
141 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
142 | Местоимение как часть речи | 1 | ||
143 | Значение и употребление в речи | 1 | ||
144 | Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. | 1 | ||
145-146 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. | 2 | ||
147 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | ||
148 | Предлог. Роль предлогов в речи. | 1 | ||
149 | Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | 1 | ||
150 | Функция предлогов | 1 | ||
151 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | ||
152 | Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | ||
153 | Проект «В словари за частями речи!» | 1 | ||
154-155 | Повторение. Синонимы, антонимы | 2 | ||
156 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
157-158 | Повторение. Речь устная и письменная | 2 | ||
159-160 | Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами | 2 | ||
161-162 | Повторение. . Главные и второстепенные члены предложения | 2 | ||
163 | Контрольная работа за год | 1 | ||
164 | Работа над ошибками. Повторение. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов. | 1 | ||
165-167 | Повторение. Части речи. | 3 | ||
168-169 | Повторение. Однозначные и многозначные слова | 2 | ||
170 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год
В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Рабочая программа УМК "Школа России"
В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....