Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце  слова

Цель: Создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце

Тип урока: урок обобщающего повторения

Задачи урока: 

обучающие: -  актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;

  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;

развивающие:  - развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации;

воспитывающие: -  воспитывать дисциплинированность, ответственность

          - воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;

            - воспитывать  любознательность;

  • воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
  • воспитание аккуратности при работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;

- уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

Метапредметные:

Познавательные: 

-учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- проводить сравнение  и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- учить выдвигать гипотезы, доказывать;

- учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане,

формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;

- формировать умение оценивать себя;

- формировать умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: 

- формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

- формировать умение договариваться.

Личностные:

развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

- проявлять интерес к изучению темы урока.

Тип урока: урок обобщающего повторения

Форма урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Основные понятия: орфограмма, парные  звонкие и глухие согласные.

Основные понятия: орфограмма, парные  звонкие и глухие согласные.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивацион-ный ( 5 мин)

- Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока.

- Прозвенел звонок. Начинается урок.

Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука.

-  Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.

 -   Сегодня урок   будет особенным.   Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных  головках.

- Продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…    

- Сегодня , ребята. мы с вами отправимся в сказку.

А героем нашей сказки будет…угадайте кто?

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская ....

-Верно, это зима. Итак, отправляемся в сказку.    Слайд

        Нас встречает зимний лес.

        Он стоит, как белый терем.          

        Полный сказок и чудес.

        Солнце брызнуло сквозь ветки

        И по снежному ковру

        Вмиг рассыпались монетки

        Серебром по серебру.

- Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж .

- А какие чувства он у вас  вызывает ?

- Но лес этот, ребята, не только красивый, а  ещё и волшебный. Он приготовил для вас много интересных заданий.  Для того, чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания.

Настраивается на активную работу на уроке.

Предполагаемые ответы детей:

  - Научиться  правильно выражать свои мысли,

-давать полные ответы,

- узнать новые правила и научиться их применять

-научиться  грамотно и красиво писать.

Дети называют отгадку (зима)

Дети любуются зимним пейзажем.

Предполагаемые ответы детей:

- Любви, покоя, красоты, восхищения, радости, умиротворения.

2. Целевой

 (2 мин)

Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.

Постановка учащимися цели и задач урока в  «сопровождении» учителя.

- Откройте тетради и запишите число, классная  работа.

 -Просигнальте, кто готов работать дальше.                                                                                                                            

 - Внимание на доску. Здесь разбросаны буквы.

- Что вы можете о них сказать?

- На какие две группы их можно разделить?

- Составьте из них пары. Иди к доске…..

Б Д  В  Ж  З Г

П Т Ф Ш С К

– Итак, на доске пары букв.  Давайте  попробуем произнести звуки, которые они  обозначают. Приложите ладошки к горлышку.  

- Что вы заметили?

- Какой можно сделать вывод?

-Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом. Отрабатываем верхнее соединение.

Учитель следит за осанкой.

Сижу красиво

Пишу красиво

- Не торопитесь, выводите каждую букву.

- Хочется похвалить за осанку….

-Возьмите в руки простой карандаш и  подчеркните  ту пару букв, которая у вас получилась красивее,  лучше всего.  Запомните и  старайтесь так писать всегда.    

 СЛОВАРНАЯ РАБОТА.      Слайд

- Внимание! На доске слова с пропущенными буквами

Т…релка, т…варищ, щ…вель, м…тель

 -Какие это слова?

 -  Запишите их, вставляя пропущенные буквы.( по одному)                        Проговаривая только по слогам. Ударение….

-Назовите слово, в котором  звуков больше, чем букв  Почему?

– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясни.

– Какая  ещё орфограмма есть в этом слове?

- Сколько пар согл вы знаете?                                      

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Послушайте стихотворение:

В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ-пэ
вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.

- Давайте определим цели нашего  урока?  

- Кто догадался, как будет называться  тема нашего урока? Полным ответом.

- А точнее хором с доски

Дети начинают работу в тетради

( записывают число, кл. работа)

Предполагаемые ответы детей:

- эти буквы обозначают парные согл. звуки

- звонкие и глухие

- при произнесении звонких согласных голосовые связки напрягаются, происходит вибрация

- Звонкие  согл произносятся   с  голосом  и  шумом, а глухие  согласные  состоят  только  из  шума.)

 - В произнесении звонких согласных участвует  голос и шум. А при произнесении глухих- только шум

Минутка чистописания

Предполагаемые ответы детей:

- словарные

-ягода, т.к. буква я в начале слова обозначает 2 зв.

-медведь, т.к. буква ь звуков не обозначает.

- парная согл. на конце слова

- 6

Предполагаемые ответы детей:

- мы будем учиться проверять слова  с парными согласными на конце слова

- Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

3.Практиче- ский (25 мин)

(проверка усвоения нового учебного материала + применение знаний в измененной ситуации)

- Итак, мы с вами отправимся  в «Сказку парных  согласных звуков».

  А теперь  слушайте сказку.    Слайд

-Живёт себе Зимушка, живёт,  не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные  одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?)

-Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники . Угадайте, кто они. 

- Возьмите в руки вееры

Белое покрывало

Землю покрывало

Солнце припекло

Одеяло утекло…(Снег)

 Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолёт -

Под ногами что же? (Лед)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

   Сделайте вывод:  Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

 Придумайте предложение с одним из слов.( выслушать разные варианты ответов)

- Запишите предложение: На реке треснул лёд.

- Подчеркните главные члены предложения.

-Это предложение распространённое или нераспр.?  Докажи.

Самостоятельная работа.

Работа с классом (связь с жизнью)

Правила поведения на льду.      Слайд

- На реке треснул лёд.  А ведь это может быть опасно.    

- Давайте вспомним правила поведения на льду. 

- Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.

 

Проверка работы на доске ( 1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого)

Дополнительные вопросы :

- Почему в слове лёд слышится звук т?

   

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова?                    

Физминутка    Слайд

- А  теперь все тихо сели

- На меня все посмотрели          

          Работа с учебником

  - Отправляемся в нашу сказку дальше

-Зимушка приготовила для вас задание, но разгулялась метель и некоторые буквы потерялись.. Поможем Зимушке собрать их!

Найдите  упр 37 стр. 18 . Прочитай, ….., задание.

Комментирует с места……                     

Учитель следит за осанкой                                                               

А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает ….  и ответьте на вопрос:

-О ком идёт речь в этом стихотворении?

– Я знаком с одним моржом.

 Ест он кашу, пьет боржом,

 Очень любит эскимо,

 Вместе ходим мы в кино.

 Он среди моржей один

 Не видал огромных льдин,

 Не видал он даже моря.

 Этот морж – Морковин  Боря,

 Он спортсмен, приятель мой,

 Он купается зимой.

-  Так о  ком идет речь в стихотворении?

- Как его называет автор стихотворения?

-  Кто такой морж?

Слайд

– Что вы можете сказать об этом слове?

-  Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Продолжите фразу…

-Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

- Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

-Повторите последние строчки .

Гимнастика для глаз    

          -Руки на колени, расслабьтесь        

Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз. 

   

 

  Работа с текстом  Слайд

- Внимание на слайд.  Зимушка приготовила для вас текст. Но он  заколдованный , замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки

Что такое предложение? Как пишутся предл?  Что может стоять в конце предл?

- иди к доске, ……., исправь ошибки.

Зимний лес                          

Ле…  оделся в зимний наря….   Сне.. укутал деревья  ду…  надел пушистый шар….

 в нём не страшен моро….  

 - Сколько предложений в этом тексте?

………….выпишет  слова с п/с из 1 предл. ……….-  из 3 предл., подбирая провер слова.

2 предлож. комментирует   у доски ……….

Пальчиковая гимнастика ( мы повесили замок…)Руки ! На месте…. И т.д.

Завели  как- то,  Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце.

-Давайте поможете нашим героям!

Игра "Цепочка слов"  Возьмём в помощь веер парных согласных.  Будем придумывать  слова с п.с. на конце.  Я назову слово . Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё.

Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф.

-Вот вы и справились ещё с    заданием. Помогли нашим героям.

-Каким правилом вы пользовались?

Дети  называют отгадки и , с помощью веера, показывают букву, которую нужно писать на конце этого слова.

Доказывают, подбирая проверочные слова.

Учатся решать проблему, доказывать, объяснять, слушать,  делать выводы.

 

Предполагаемые ответы детей:

- Мороз –морозы, нет мороза, морозец,  день (какой?) морозный.  

Предполагаемые ответы детей:

- нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звук н.

Предполагаемые ответы детей:

Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Мороз нарисовал узоры на окне. На реке треснул лёд.

Один ученик пишет с комментированием у доски, а другой подчёркивает главные члены предложения.

Предполагаемые ответы детей:

- распространённое

- т.к. кроме главных членов предложения есть второстепенные.

2 ученика  самостоятельно у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: лёд,снег.

Предполагаемые ответы детей:

-Тонкий лёд не прочен.

- Лыжник при переходе водоёма должен пользоваться лыжнёй

- Нельзя играть на крутом берегу.

Предполагаемые ответы детей:

- парные согл. на конце  слова оглушаются

Дети повторяют правило хором, по одному.

Под музыку  выполняют движения вместе со снеговиками на видео.

Дети работают с упр 38,  составляют из слов предложение и записывают с комментированием с места.

Предполагаемые ответы детей:

- о морже

-морское животное

Предполагаемые ответы детей:

- о мальчике

- морж

-морж – человек, который не боится холода, закаляется, купается зимой.  

- оно многозначное

- на конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.

Дети проговаривают правило хором, по рядам, по одному.

Делают вывод:

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Дети  под приятную музыку выполняют упражнения для глаз

Дети работают с веерами

- Чтобы  проверить парный согл на конце слова, нужно….

4. Контрольно-оценочный

(по ФГОС – контроль и самоконтроль знаний)

Комментирова-ние и выставление оценок за урок

 

    Оцените свою работу с помощью светофора

-  если вы легко справились с этим заданием-  покажите зленый СИГНАЛ.

- если  вы   испытывали затруднения – красный СИГНАЛ.      

 Спасибо.

-Поздравляю, вы справились еще с один заданием Зимы

 -Снегопады и морозы чередуются оттепелями. Снег становится чуть влажным и липким. Замечательный материал для снежков, снежных скульптур. Вот и ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК не заставил себя  долго ждать. Явился к вам с заданием.

- Запишите только те слова, написание парных согласных в которых нужно проверять.

Лес, завод, тетради, столб, морковный, берег, город, урожай.

Обменяйтесь тетрадями и сверьте с образцом.  

Оценки ( комментировать)

- за ответы на уроке….

- были активны, давали полные ответы: ………

- грамотно комментировали предложения, объясняли все орфограммы…

- Приготовьте дневники

Самопроверка и оценка своих знаний  с помощью светофора.

Ваимопроверка

5.Этап подведения итогов урока.

9. Обобщение

-Наш урок – сказка подходит к концу. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок»  Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты парных согласных, но и научились ими пользоваться.

- Как называется орфограмма , над которой мы работали?

- Как проверить парную согл на конце слова?              

Дети отвечают на вопросы и подводят  итоги с помощью учителя

6.Рефлексия

  -  Давайте вспомним свои впечатления от урока:  Слайд

- На уроке:

Я чувствовал себя……

 Я работал с …. настроением.

Я испытывал затруднения…...

Что бы ты хотел рассказать другу, которого не было на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  

7.Информа-ция о д/з.

--  И последний сюрприз от зимы:

Разгулялся  ветер, и с неба посыпались ажурные снежинки.  Они кружатся в воздухе и медленно  падают на ваши парты - одна красивее другой..

Возьмите их в руки. А снежинки эти не простые, а с заданием.  

- Большая снежинка –  это трудное задание.  Нужно восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы.

- Снежинка поменьше – задание легче. Нужно списать текст, вставить пропущенную  парную  согласную.  

Работу выполнять будете в тетрадях.

-Оцените свои силы и покажите каждый, какое задание вы выбрали.

- Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.

- Большое спасибо. Урок окончен . Слайд                                

Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России.  Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определённые трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой,тем не менее, трудно добиться хороших результатов.В свое...

Презентация "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

В данной презентации дан алгоритм проверки парных согласных в корне слова и упражнения для закрепления...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....