Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цель: Создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце
Тип урока: урок обобщающего повторения
Задачи урока:
обучающие: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
- совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развивающие: - развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование познавательной мотивации;
воспитывающие: - воспитывать дисциплинированность, ответственность
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;
- воспитывать любознательность;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
- воспитание аккуратности при работе.
Планируемые результаты:
Предметные: - знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова; - уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; | Метапредметные: Познавательные: -учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; - ориентироваться в своей системе знаний; - учить выдвигать гипотезы, доказывать; - учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока. Регулятивные: - осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя; - выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане, - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий; - формировать умение оценивать себя; - формировать умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - формировать умение слышать, слушать и понимать партнера; - оформлять свои мысли в устной форме; - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками: - воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию, - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; - формировать умение договариваться. | Личностные: - развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; - проявлять интерес к изучению темы урока. |
Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Основные понятия: орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.
Основные понятия: орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Мотивацион-ный ( 5 мин) - Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока. | - Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука. - Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка. - Сегодня урок будет особенным. Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках. - Продолжите, пожалуйста, предложение: Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы… - Сегодня , ребята. мы с вами отправимся в сказку. А героем нашей сказки будет…угадайте кто? На деревьях бахрома, В белом инее дома. Это значит — разгулялась Наша русская .... -Верно, это зима. Итак, отправляемся в сказку. Слайд Нас встречает зимний лес. Он стоит, как белый терем. Полный сказок и чудес. Солнце брызнуло сквозь ветки И по снежному ковру Вмиг рассыпались монетки Серебром по серебру. - Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж . - А какие чувства он у вас вызывает ? - Но лес этот, ребята, не только красивый, а ещё и волшебный. Он приготовил для вас много интересных заданий. Для того, чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания. | Настраивается на активную работу на уроке. Предполагаемые ответы детей: - Научиться правильно выражать свои мысли, -давать полные ответы, - узнать новые правила и научиться их применять -научиться грамотно и красиво писать. Дети называют отгадку (зима) Дети любуются зимним пейзажем. Предполагаемые ответы детей: - Любви, покоя, красоты, восхищения, радости, умиротворения. |
2. Целевой (2 мин) Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса. Постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении» учителя. | - Откройте тетради и запишите число, классная работа. -Просигнальте, кто готов работать дальше. - Внимание на доску. Здесь разбросаны буквы. - Что вы можете о них сказать? - На какие две группы их можно разделить? - Составьте из них пары. Иди к доске….. Б Д В Ж З Г П Т Ф Ш С К – Итак, на доске пары букв. Давайте попробуем произнести звуки, которые они обозначают. Приложите ладошки к горлышку. - Что вы заметили? - Какой можно сделать вывод? -Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом. Отрабатываем верхнее соединение. Учитель следит за осанкой. Сижу красиво Пишу красиво - Не торопитесь, выводите каждую букву. - Хочется похвалить за осанку…. -Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните ту пару букв, которая у вас получилась красивее, лучше всего. Запомните и старайтесь так писать всегда. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Слайд - Внимание! На доске слова с пропущенными буквами Т…релка, т…варищ, щ…вель, м…тель -Какие это слова? - Запишите их, вставляя пропущенные буквы.( по одному) Проговаривая только по слогам. Ударение…. -Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв Почему? – Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясни. – Какая ещё орфограмма есть в этом слове? - Сколько пар согл вы знаете? САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Послушайте стихотворение: В нашем русском языке - Давайте определим цели нашего урока? - Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Полным ответом. - А точнее хором с доски | Дети начинают работу в тетради ( записывают число, кл. работа) Предполагаемые ответы детей: - эти буквы обозначают парные согл. звуки - звонкие и глухие - при произнесении звонких согласных голосовые связки напрягаются, происходит вибрация - Звонкие согл произносятся с голосом и шумом, а глухие согласные состоят только из шума.) - В произнесении звонких согласных участвует голос и шум. А при произнесении глухих- только шум Минутка чистописания Предполагаемые ответы детей: - словарные -ягода, т.к. буква я в начале слова обозначает 2 зв. -медведь, т.к. буква ь звуков не обозначает. - парная согл. на конце слова - 6 Предполагаемые ответы детей: - мы будем учиться проверять слова с парными согласными на конце слова - Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. |
3.Практиче- ский (25 мин) (проверка усвоения нового учебного материала + применение знаний в измененной ситуации) | - Итак, мы с вами отправимся в «Сказку парных согласных звуков». А теперь слушайте сказку. Слайд -Живёт себе Зимушка, живёт, не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?) -Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники . Угадайте, кто они. - Возьмите в руки вееры Белое покрывало Землю покрывало Солнце припекло Одеяло утекло…(Снег) Как по зеркалу качусь, На коньках кручусь-верчусь, Разгонюсь, как самолёт - Под ногами что же? (Лед) Невидимкой осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. Сделайте вывод: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно…. Придумайте предложение с одним из слов.( выслушать разные варианты ответов) - Запишите предложение: На реке треснул лёд. - Подчеркните главные члены предложения. -Это предложение распространённое или нераспр.? Докажи. Самостоятельная работа. Работа с классом (связь с жизнью) Правила поведения на льду. Слайд - На реке треснул лёд. А ведь это может быть опасно. - Давайте вспомним правила поведения на льду. - Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.
Проверка работы на доске ( 1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого) Дополнительные вопросы : - Почему в слове лёд слышится звук т?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова? Физминутка Слайд - А теперь все тихо сели - На меня все посмотрели Работа с учебником - Отправляемся в нашу сказку дальше -Зимушка приготовила для вас задание, но разгулялась метель и некоторые буквы потерялись.. Поможем Зимушке собрать их! Найдите упр 37 стр. 18 . Прочитай, ….., задание. Комментирует с места…… Учитель следит за осанкой А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает …. и ответьте на вопрос: -О ком идёт речь в этом стихотворении? – Я знаком с одним моржом. Ест он кашу, пьет боржом, Очень любит эскимо, Вместе ходим мы в кино. Он среди моржей один Не видал огромных льдин, Не видал он даже моря. Этот морж – Морковин Боря, Он спортсмен, приятель мой, Он купается зимой. - Так о ком идет речь в стихотворении? - Как его называет автор стихотворения? - Кто такой морж? Слайд – Что вы можете сказать об этом слове? - Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его? Продолжите фразу… -Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно…. - Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде. Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг! Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! -Повторите последние строчки . Гимнастика для глаз -Руки на колени, расслабьтесь Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз.
Работа с текстом Слайд - Внимание на слайд. Зимушка приготовила для вас текст. Но он заколдованный , замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки Что такое предложение? Как пишутся предл? Что может стоять в конце предл? - иди к доске, ……., исправь ошибки. Зимний лес Ле… оделся в зимний наря…. Сне.. укутал деревья ду… надел пушистый шар…. в нём не страшен моро…. - Сколько предложений в этом тексте? ………….выпишет слова с п/с из 1 предл. ……….- из 3 предл., подбирая провер слова. 2 предлож. комментирует у доски ………. Пальчиковая гимнастика ( мы повесили замок…)Руки ! На месте…. И т.д. Завели как- то, Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце. -Давайте поможете нашим героям! Игра "Цепочка слов" Возьмём в помощь веер парных согласных. Будем придумывать слова с п.с. на конце. Я назову слово . Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё. Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф. -Вот вы и справились ещё с заданием. Помогли нашим героям. -Каким правилом вы пользовались? | Дети называют отгадки и , с помощью веера, показывают букву, которую нужно писать на конце этого слова. Доказывают, подбирая проверочные слова. Учатся решать проблему, доказывать, объяснять, слушать, делать выводы.
Предполагаемые ответы детей: - Мороз –морозы, нет мороза, морозец, день (какой?) морозный. Предполагаемые ответы детей: - нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звук н. Предполагаемые ответы детей: Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Мороз нарисовал узоры на окне. На реке треснул лёд. Один ученик пишет с комментированием у доски, а другой подчёркивает главные члены предложения. Предполагаемые ответы детей: - распространённое - т.к. кроме главных членов предложения есть второстепенные. 2 ученика самостоятельно у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: лёд,снег. Предполагаемые ответы детей: -Тонкий лёд не прочен. - Лыжник при переходе водоёма должен пользоваться лыжнёй - Нельзя играть на крутом берегу. Предполагаемые ответы детей: - парные согл. на конце слова оглушаются Дети повторяют правило хором, по одному. Под музыку выполняют движения вместе со снеговиками на видео. Дети работают с упр 38, составляют из слов предложение и записывают с комментированием с места. Предполагаемые ответы детей: - о морже -морское животное Предполагаемые ответы детей: - о мальчике - морж -морж – человек, который не боится холода, закаляется, купается зимой. - оно многозначное - на конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи. Дети проговаривают правило хором, по рядам, по одному. Делают вывод: Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! Дети под приятную музыку выполняют упражнения для глаз Дети работают с веерами - Чтобы проверить парный согл на конце слова, нужно…. |
4. Контрольно-оценочный (по ФГОС – контроль и самоконтроль знаний) Комментирова-ние и выставление оценок за урок
| Оцените свою работу с помощью светофора - если вы легко справились с этим заданием- покажите зленый СИГНАЛ. - если вы испытывали затруднения – красный СИГНАЛ. Спасибо. -Поздравляю, вы справились еще с один заданием Зимы -Снегопады и морозы чередуются оттепелями. Снег становится чуть влажным и липким. Замечательный материал для снежков, снежных скульптур. Вот и ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК не заставил себя долго ждать. Явился к вам с заданием. - Запишите только те слова, написание парных согласных в которых нужно проверять. Лес, завод, тетради, столб, морковный, берег, город, урожай. Обменяйтесь тетрадями и сверьте с образцом. Оценки ( комментировать) - за ответы на уроке…. - были активны, давали полные ответы: ……… - грамотно комментировали предложения, объясняли все орфограммы… - Приготовьте дневники | Самопроверка и оценка своих знаний с помощью светофора. Ваимопроверка |
5.Этап подведения итогов урока. | 9. Обобщение -Наш урок – сказка подходит к концу. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок» Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты парных согласных, но и научились ими пользоваться. - Как называется орфограмма , над которой мы работали? - Как проверить парную согл на конце слова? | Дети отвечают на вопросы и подводят итоги с помощью учителя |
6.Рефлексия | - Давайте вспомним свои впечатления от урока: Слайд - На уроке: Я чувствовал себя…… Я работал с …. настроением. Я испытывал затруднения…... Что бы ты хотел рассказать другу, которого не было на уроке? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. |
7.Информа-ция о д/з. | -- И последний сюрприз от зимы: Разгулялся ветер, и с неба посыпались ажурные снежинки. Они кружатся в воздухе и медленно падают на ваши парты - одна красивее другой.. Возьмите их в руки. А снежинки эти не простые, а с заданием. - Большая снежинка – это трудное задание. Нужно восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы. - Снежинка поменьше – задание легче. Нужно списать текст, вставить пропущенную парную согласную. Работу выполнять будете в тетрадях. -Оцените свои силы и покажите каждый, какое задание вы выбрали. - Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся. - Большое спасибо. Урок окончен . Слайд | Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".
Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России. Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определённые трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой,тем не менее, трудно добиться хороших результатов.В свое...
Урок русского языка по теме"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Урок русского языка по программе "Школа России"...
Презентация "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
В данной презентации дан алгоритм проверки парных согласных в корне слова и упражнения для закрепления...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....