Олимпиада для учащихся 4 класса
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему
Данная работа составлена для проведения школьного тура предметной олимпиады по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_4_klass_2018_2_tur.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по русскому языку в 2017/2018 учебном году 4 класс
МБОУ «Школа № 41»
Фамилия _______________________________ Имя_____________________
1. Расставьте ударения в словах.
Свекла, щавель, договор, квартал, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
2. Прочитай слова и запиши их:
[ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
______________ _____________ ______________
3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните ихзначения._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | ||
Зайка | ||
Мышь | ||
Картофель | ||
Бандероль | ||
Мозоль | ||
Тюль | ||
Фасоль | ||
Шампунь | ||
Овощ | ||
Рояль |
- Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:
Апельсины-________________,сапоги-______________помидоры-_______________________, ботинки-_________.
8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
9.Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:
Япония – японец, Франция - _________________________, Россия - ____________, Украина - ______________, Узбекистан - _______________________,Чехия - _____________ __, Дания - _______________.
10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ________________________________________________.
Где много слов, там _________________________________________________.
За всё берётся, да _______________________________________________ .
Тяжело в учении - _________________________________________________.
Составь пословицы с данными словами:
Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_________________________________________________________________
КЛЮЧИ
1. Расставьте ударения в словах.
Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово. Итого — 2 балла.
- ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – (2 балла)
3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].
Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла. Итого — 3 балла.
4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
Лес | Лесник |
Лесник | Лесником |
Лесной | Лесники |
Перелесок | |
Лесничий | |
Лесничество |
Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово. Итого — 4,5 б.
5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.
Рукой подать — рядом, близко.
Работать не покладая рук — работать усердно.
Легкая рука — о том, кто приносит удачу.
Правая рука — надежный помощник.
Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.
NB: возможны другие варианты.
Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения. Итого — 5 баллов.
6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Ответ:
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | Белый | Мужской род |
Зайка | Трусливый | Мужской род |
Мышь | Полевая | Женский род |
Картофель | Свежий | Мужской род |
Бандероль | Тяжелая | Женский род |
Мозоль | Больная | Женский род |
Тюль | Красивый | Женский род |
Фасоль | Спелая | Женский род |
Шампунь | Новый | Мужской род |
Овощ | Вкусный | Мужской род |
Рояль | Черный | Мужской род |
NB: возможны другие варианты прилагательных.
Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное. Итого — 4,4 балла.
- (1 балл за каждое слово) Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог, помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.
8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.
Итого — 3 балла.
9.ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК, ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу
10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.
Ответ:
Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?
Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.
Итого — 2 балла.
11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.
Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».
Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.
Итого — 2,1 балла.
12. У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу
13. Тише едешь, дальше будешь.
Язык до Киева доведёт.
Как сыр в масле. (3 балла)
Общая сумма баллов —47 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа подготовки к предметным олимпиадам для учащихся 4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий и список литературы...
Интегрированная олимпиада для учащихся 4-х классов
Интегрированная олимпиада состоит из заданий по 4-ом предметным линиям: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и предназначена для учащихся 4-х классов....
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ
Районные предметные олимпиады среди выпускников начальной школы проводятся в 4 классе. Поэтому целесообразнее проводить отбор для участия в этих олимпиадах уже в 3 классе, для того чтобы был зап...
математическая олимпиада для учащихся начальных классов
задания для школьного тура...
Городская интегрированная олимпиада для учащихся 4 класса - 2011 г.
Задания содержат материалы по русскому языку, математике, литературе, окружающему миру. Работа рассчитана на 2 академических часа. Прилагаются ответы и критерии оценивания....
Городская интегрированная олимпиада для учащихся 4 класса - 2012 г.
Задания включают материалы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Время выполнения - 2 академических часа. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Олимпиады для учащихся 4 класса
Олимпиады по русскому языку , математике, чтению, окружающему миру для четвероклассников содержат задания разного уровня сложности. Материал можно использовать при проведении внутришкольных олимпиад....