русский язык 2 класс синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
«Синонимы в тексте»
(урок русского языка, 2 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок формирования, закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями с использованием здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.
Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass_sinonimy.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Синонимы в тексте»
(урок русского языка, 2 класс)
Класс девочек
Место и роль урока в изучаемой теме: урок формирования, закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями с использованием здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.
Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные УУД: моделирование ситуаций, описанных в тексте; создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; находить синонимы в тексте; продолжать учиться работать со словарём; осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
Оборудование: для учителя - классная доска, компьютер, звуковоспроизводящее техническое устройство Hi-Fi микросистема, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; для всего класса: конторка (регулируемая); коврик массажный для ног, карточка с заданием для работы в парах; для каждого учащегося: индивидуальные карточки № 1, карточки для работы в паре № 2.
Учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4-е издание, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой на урок.
(первая группа детей стоит за конторками)
- Какой урок у нас по расписанию. Проверим готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, дневник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, карточка №1, карточка №2, информационная справка, оценочный лист (проверяет 1 дежурный).
- Открываем тетради, записываем число, классная работа (2 дежурный с комментированием).
- Прочитайте слова на слайде (1 слайд):
внимательные, активные, рассеянные, самостоятельные, наблюдательные, аккуратные, ленивые, целеустремлённые.
- К какой части речи они относятся, докажите. Выберите те имена прилагательные, которые помогут вам быть на уроке успешными. Улыбнитесь и от всей души пожелайте добра и удачи друг другу.
- Я, в свою очередь, также хочу пожелать вам хорошего настроения и плодотворной работы, которую вы сможете оценить в конце урока, используя свой оценочный лист. Всего у вас 20 заданий. За каждый правильный, полный ответ вы ставите себе 1 балл, в конце урока баллы суммируются. Набравшие 15-20 баллов, получают «5», 10-15 - «4», 5-10 - «3».
- Удачи!
- Планирование урока.
- Какие формы работы мы будем использовать на уроке?
Навигация:
- Вспомним изученное.
- Подумаем над решением проблемных ситуаций.
- Обратим внимание на важные моменты.
- Расширим свои знания.
- Продолжим учиться, орфографически правильно оформлять слова, используя подсказки.
- Поработаем в парах.
- Будем работать в группе.
- Продолжим учиться работать со словарём.
- Получим домашнее задание.
- Актуализация знаний (возникновение проблемной ситуации).
- После урока окружающего мира, я случайно услышала спор между девочками нашего класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, отгадав загадки (2 слайд).
Без рук, без ног, с рогами,
Ходит под небесами (месяц).
В голубой станице -
Девица круглолица.
Ночью ей не спится -
В зеркало глядится (луна).
- Одна из девочек говорила, что видела вечером красивую луну, вторая - утверждала, что это был месяц.
- Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? (Луна и месяц - слова, близкие по смыслу. Это синонимы)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- На какой странице необходимо открыть учебник, чтобы убедиться в правильности ответа (стр. 55).
IV. Целеполагание
- Какой будет цель этого урока? (Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию).
- Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах. Подойдите к экологическому панно и внимательно прочтите определения (в определениях, дети должны выявить ошибки).
1. Синонимы - слова, в переводе с древнегреческого значат «одноимённые».
2. Синонимы - слова близкие по значению, но разные по звучанию.
3. Синонимы - слова, имеющие несколько значений.
4. Синонимы - слова противоположные по значению.
5. Синонимы - слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
(Первая группа по сигналу колокольчика возвращается на своё место, за конторки становится вторая группа детей).
- Постановка учебной задачи.
- Мы выяснили, что нам известно о синонимах: это слова, близкие по смыслу, но звучат и пишутся по-разному; пришли из греческого языка; слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос.
- Что вы хотели бы узнать? (Опорные слова: выяснить, научиться, разобраться, грамотно использовать).
(Выяснить особенности синонимов, разобраться, для чего они нужны в речи, научиться находить синонимы в тексте, грамотно использовать синонимы в речи)
- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Передвижной материал по периметру класса (ошибочные определения). Встаньте, читаем подсказки.
1. Текст, состоит из нескольких предложений.
2. Заголовок не связан с текстом.
3. Текст имеет начало.
4. Предложения в тексте не связаны по смыслу.
Назовите номера верных утверждений.
- Изучение нового учебного материала.
Работа с учебником. Упр. 1 (ученик на мольберте, весь класс самостоятельно).
- Давайте теперь обратимся к учебнику. Читаем задание. (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы)
Каплет, брызжет,
Хлещет, льёт.
Дождь на улице идёт.
(Е. Колтай)
Самопроверка.
- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?
1. Замещение (неоправданные повторы).
2. Толкование (объясняет значение слова - идёт).
Работа с учебником, упр. 2.
- Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Какую особенность вы заметили в этом стихотворении?
- Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил слово «спят» синонимами?
- Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено?
Хоровое пение.
- Давайте мы представим себя в роли машиниста и выразительно споём эту песенку. Как мы будем её петь?
- Сравните стихотворения 1-го и 2-го упражнения, что вы можете о них сказать?
(Вторая группа по сигналу колокольчика возвращается на своё место, за конторки становится третья группа детей)
VII. Гимнастика для глаз.
Офтальмотренажёр Базарного (проводит дежурный).
VIII. Первичное закрепление материала.
Работа всего класса
- Посмотрите на слова, которые размещены на доске.
Труд, плакать, работа, рыдать, смелый, храбрый.
- На сколько групп можно разбить эти слова? Докажите.
Работа по индивидуальным карточкам.
- Перед вами лежит карточка №1, распределите слова на 3 грамматические группы.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
труд работа | смелый храбрый | рыдать плакать |
- Что вы можете сказать о каждой группе? Слова-синонимы.
Работа с информационной справкой (словарём).
- Дополните эти группы словами-синонимами, пользуясь информационной справкой с максимальным вариантом.
- Проверим, что у вас получилось (открывается таблица на доске).
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
труд работа дело занятие деятельность | смелый храбрый отважный мужественный героический | рыдать плакать реветь хныкать всхлипывать |
- Какой вывод, мы можем сделать, выполнив это задание.
- Синонимы - близкие по смыслу слова, относятся к одной части речи (табличка закрепляется в колонке «что узнали»).
Третья группа по сигналу колокольчика возвращается на своё место, за конторки становится четвёртая группа детей.
IX. Работа с сенсорными крестами (2 группы).
- Давайте разделимся на 2 группы. Подойдите и посмотрите на слова, которые размещены на сенсорных крестах.
- Посмотрите внимательно на слова. Как вы считаете, какое задание нам предстоит выполнить?
1 группа
Красивый, миленький, ужасный, хорошенький, прекрасный.
Бежать, спотыкаться, торопиться, спешить, мчаться.
Вьюга, пурга, иней, метель, буран.
Волшебство, колдун, маг, чародей, волшебник.
2 группа
Путь, дорога, шоссе, путешествие, тропинка.
Жаркий, горячий, жгучий, холодный, знойный.
Врач, лечит, доктор, лекарь, медик.
Разговаривать, общаться, диалог, беседовать, молвить.
- В каждой группе слов, есть лишнее. Докажите.
X. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Работа по учебнику (упражнение 3).
- Без какой профессии не может быть издано ни одно печатное издание?
- Кто может рассказать о профессии редактора. Каждая из вас читает книги, журналы, газеты. Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют. Сейчас каждая из вас будет в роли редактора.
- Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.
Прочитайте задание и текст упражнения.
- Вы заметили, о каких словах забыл Миша?
Работа в парах по карточке.
- Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст, пользуясь информационной справкой. Первые 3 пары, которые раньше всех выполнили задание, получают 1 балл.
Формулировка вывода
- Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения.
- Синонимы помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.
Работа в группе (учебник, упражнение 4).
- Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. Прочитайте задание упражнения 4.
Первая справившаяся группа зарабатывает 1 балл.
Проверка.
XI. Подведение итогов урока.
- Давайте подведём итоги.
- Вспомним, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Синонимы - это слова близкие по смыслу, но звучат и пишутся по-разному; пришли из греческого языка; слова - синонимы отвечают на один и тот же вопрос. | Выяснить особенности синонимов, разобраться для чего они нужны в речи, научиться находить синонимы в тексте, грамотно использовать синонимы в речи | Синонимы - близкие по смыслу слова, относятся к одной части речи, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой. |
- Как вы думаете, нам удалось решить поставленные задачи? Каким способом? Какие получили результаты? Какое задание оказалось для вас самым трудным? А какое самым лёгким?
- Где мы можем применить новые знания? (Четвёртая группа детей перемещается на место)
- Самооценка своей работы. Домашнее задание.
- Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке. Поднимите руки те, кто получил - 5, 4. Очень хорошо. Остальным девочкам я желаю удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится.
- А сейчас открыли дневники и записали домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки.
-Те, у кого фишка жёлтого цвета - записывают: учебник, стр. 58, упр. 5.
- Девочки, у которых фишка зелёного цвета - записывают: учебник, стр. 58, упр. 6.
- Прочитали своё задание. Всё ли понятно?
- Сегодня мы с вами ещё раз убедились в том, как богат и разнообразен русский язык. Мне очень хочется, чтобы вы научились пользоваться этим богатством в своей речи. Вы молодцы, спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Разработка урока русского языка во 2 классе . ...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Урок русского языка 2 класс....
Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...
Урок по русскому языку "Слова-синонимы" 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова-синонимы" 2класс...
УМК "Школа России" 2 класс .Конспект урока по русскому языку. Тема "Синонимы".
Конспект урока по русскому языку по теме "Синонимы"...
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....