русский язык 2 класс фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

«Значение фразеологизмов»

(урок русского языка, 2 класс)

 

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: традиционная.

Цели урока:

образовательные: показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов, способствовать умению находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять, способствовать формированию орфографического навыка; способствовать развитию умения работать со словарями, развитию умения использовать фразеологизмы в речи, развитию интереса к русскому языку, слову; создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, творческого отношения к делу, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать умения взаимодействия со сверстниками и с учителем, способствовать воспитанию культуры речи, привитию понятия о красоте родного языка.

Задачи урока: закрепить понятие «фразеологизм», определить историю возникновения устойчивых сочетаний, источники фразеологизмов; развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности; воспитывать культуру общения; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_frazeologizmy.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение фразеологизмов»

(урок русского языка, 2 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: традиционная.

Цели урока:

образовательные: показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов, способствовать умению находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять, способствовать формированию орфографического навыка; способствовать развитию умения работать со словарями, развитию умения использовать фразеологизмы в речи, развитию интереса к русскому языку, слову; создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, творческого отношения к делу, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать умения взаимодействия со сверстниками и с учителем, способствовать воспитанию культуры речи, привитию понятия о красоте родного языка.

Задачи урока: закрепить понятие «фразеологизм», определить историю возникновения устойчивых сочетаний, источники фразеологизмов; развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности; воспитывать культуру общения; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.

Личностные УУД: развивать доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; интерес к родному языку.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.

познавательные УУД: работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию урока с помощью значков; уметь выделять и формулировать познавательную цель.

коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и работе в группах, в парах; уважать мнение собеседников; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять, овладение навыками работы со словарём.

Метапредметные:

познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока.

регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Актуальность и значимость урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Оборудование: условные знаки, большой фразеологический словарь для детей, толковый словарь, условные знаки, задания для работы в группах, карточки для самооценки; рисунки обучающихся, отражающие значение фразеологизмов.

Учебник: «Русский язык» 2 класс (2 ч.), автор С.Иванов.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Психологический настрой детей на работу, формулирование темы, постановка цели урока.

1 группа «Ручеёк» (смена динамических поз: чередование положений стоя-сидя).

- Сегодняшний наш с вами урок начнём стихотворными строками. Послушайте их внимательно (читает ученик)

Не будем мы считать ворон.

Не будем в облаках витать.

Будем усердно учиться,

Засучив рукава, трудиться!

- Вы согласны так провести урок? Обратите внимание на образные выражения. Догадайтесь, какая тема нашего урока.

- Прочитайте тему в учебнике

- Как вы думаете, для чего изучаем данную тему?

- Подумайте, чему же мы можем научиться на уроке?

Пальчиковая гимнастика.

- Подготовимся к работе. Соедините руки на затылке, локти направлены вперед и потяните голову к локтям.

- Руки перед грудью, ладони под прямым углом. Изо всех сил надавливайте ладонью на ладонь.

Упражнения для глаз (руки на колени, спинка прямая).

- «Муха» - круговые вращения глаз.

- «Сова» - широко открыть глаза, зажмурить.

Оформление работы в тетради.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Актуализация знаний и способов действий.

- Сегодня мы продолжим открывать для себя удивительный и занимательный мир фразеологизмов. Что вы знаете о фразеологизмах?

(Фразеологизмы - устойчивые (постоянные) сочетания слов. Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова. Фразеологические обороты не создаются в момент говорения, а существуют давно устоявшимися в русском языке. Слова, составляющие фразеологизм, теряют своё самостоятельное значение, смысл имеет всё выражение в целом)

- Как будем называть фразеологизмы, чтобы не повторяться? (н/д)

- Какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении? (На доске задание: в левом столбике (закрыты) записаны фразеологизмы, а в правом (не по порядку) их значения)

- Как догадались, что данные сочетания слов являются фразеологизмами?

- Объясните, как понимаете значение (соединить стрелочкой)

Считать ворон мечтать

Витать в облаках усердно трудиться

Засучив рукава отвлекаться

Каллиграфическая минутка

- Какой фразеологизм на ваш взгляд «лишний»? Почему? (По значению (синонимы), по количеству слов, по наличию (отсутствию) словарных слов)

- Назовите словарные слова. Соединения букв в данных словах сегодня на нашей минутке чистописания. Будем писать красиво и правильно, не как …(рисунок) курица лапой.

об оро (прописать до конца строки, чередуя соединения)

III. Изучение знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действий.

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

- Как вы понимаете выражение «белая ворона»? (Необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей). В нашем классе отличников появилась белая ворона - (учится на тройки). Если необходимо, обратимся за помощью к нашим словарям.

- Вспомним правописание словарного слова (скандирование, ударение, запись, запомню...) (запись слов «ворона», «облако»).

- Продолжите работу со словарём. Ваша задача выписать в тетрадь из предложения фразеологизм и написать его значение.

1 ряд Андрей шёл по берегу моря и вдруг замер как вкопанный (стоять неподвижно, замереть на месте).

- Словарное слово допишите в словарь.

2 ряд Бабушка так вкусно готовит блинчики, просто пальчики оближешь (о чём-либо очень вкусном).

3 ряд Папа не смог пойти с нами в театр, потому что у него забот полон рот (об очень занятом человеке).

Работа со зрительными метками.

- Продолжим работу. Встаньте, посмотрите вокруг, найдите и покажите иллюстрацию к фразеологизму (как вкопанный (1), забот полон рот (3), считать ворон (2),пальчики оближешь (4)).

- Что было нарисовано на картинке 1, 4, 2, 3?

Из истории происхождения фразеологизмов.

- Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого и их значение не всегда бывает понятно. Нередко взрослые говорят детям: «Перестань бить баклуши!». Что за странное обвинение? Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьёт»? Как узнать? (из контекста или словарика).

2 группа «Ручеёк» (смена динамических поз).

- Поможет нам разобраться со значением слова.

В произведении Л.Н. Толстого «Детство» есть следующие строки: «Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться».

- Что поняли о фразеологизме «бить баклуши» из контекста? (Значение - бездельничать)

- А что представляют собой «баклуши» поняли? Хотите узнать?

- Историю происхождения фразеологизма мы можем узнать, воспользовавшись фразеологическим словарём (Большой фразеологический словарь для детей, с.13). Послушаем.

- Найдите иллюстрацию к данному фразеологизму. Можно сказать, что работник очень напряжённо работает, не жалея сил или в поте лица? Что же значит выражение?

Работа в тетради. Выборочное списывание (Упр. 1, с.106).

- Теперь вы знаете историю фразеологизма и его значение. Используя подсказку в упр. 1, назовите другие фразеологизмы со значением «бездельничать». Если будете затрудняться, как поступите? (Сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух)

- Какой ещё фразеологизм с таким же значением знаете? (Считать ворон)

Задание в тетради: упр. 1.

2 группа (1ученик работает у доски) работает с фразеологизмами со значением «бездельничать».

1 группа (1 ученик работает у доски) - «усердно, прилежно трудиться» (не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица).

Наблюдение над эмоциональной окраской фразеологизма

- Прочитайте предложение.

Усердно трудились ребята на пришкольном участке.

- Назовите орфограммы, спишите предложение.

- Замените подчёркнутое слово фразеологизмом.

- Если вместо «не покладая рук», «не жалея сил», «засучив рукава», «до седьмого пота», «в поте лица» можно просто сказать «усердно трудиться», зачем в языке существуют такие «странные» сочетания слов? Какое из предложений с фразеологизмом или со словами «усердно трудиться» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким? В каких ситуациях эти фразеологизмы употребляются? (В разговорной речи с близкими знакомыми)

- Отсюда вывод: хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

Работа с офтальмотренажёром на потолке.

Чтобы нам не уставать, нужно малость пробежать

по прямым дорожкам длинным

влево - вправо, влево - вправо, вверх - вниз, вверх - вниз.

Ох, забот у нас немало: пройдем по красному овалу,

по зелёному овалу!

Зоркость чтоб развить немножко, пройдём по синей мы дорожке,

А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.

1 группа «Ручеёк».

IV. Применение новых знаний. Работа в парах по учебнику.

- Прочитайте задание (упр.5).(Работа в парах)

- Прочитайте фразеологизмы парами, назовите значение.

Физкультминутка 

- Трудились вы, не покладая рук, настало время отдохнуть. Поиграем.

- Я буду называть устойчивые сочетания. Если называю фразеологизмы, которые можно услышать в разговоре, вы выполняете повороты влево (вправо) (ручки на поясе), назову фразеологизмы, которые можно прочитать в книгах - руки поднимете вверх (упражнение из учебника).

- Подумайте, по какому признаку фразеологизмы объединили в пары?

- Как можно назвать эти фразеологизмы, если они близки по значению?

- Как вы думаете, можно ли к фразеологическим оборотам подобрать фразеологизмы-антонимы? Приведите примеры. Затрудняетесь? Тогда послушайте:

За домом, едва пожелтела трава, два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава, другой - засучив рукава. (В. Викторов)

- Назовите фразеологизмы.

- Что значит работать «спустя рукава», «засучив рукава»?

- Хотели бы вы узнать историю происхождения данных фразеологизмов?

- Эту информацию нашёл и подготовил к уроку.

- Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

- Можем ли данные фразеологизмы назвать антонимами?

V. Первичная проверка понимания изученного .

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала.

- Знакомы ли вам выражения «Язык без костей» и «Ни в зуб ногой»?

- Подойдите к сенсорным крестам и найдите фразеологизмы - антонимы к выражениям:

1 вариант - «Язык без костей» (держать язык за зубами, прикусить язык, проглотить язык, в рот воды набрать).

2 вариант - «Ни в зуб ногой».

- Подобное задание будете выполнять дома (упр.3).

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

- В представлении наших предков большой лоб у человека являлся признаком его ума. Число 7 славяне считали магическим (синоним?). Поэтому всё, вызывающее восхищение или удивление, связывали с числом 7 (семь пятниц на неделе, семь раз отмерь, один - отрежь).

- А что значит слово «пядь»?

- Почему затрудняемся ответить на вопрос? Употребляется ли слово как самостоятельное в современном русском языке? Как называются такие слова? (устаревшие)

Пальчиковая гимнастика.

Закрепление знаний и способов действий. Воспроизведение информации. Упражнения по образцу в изменённой ситуации.

- Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет. А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

2 группа «Ручеёк»

Применение новых знаний. Работа в группах.

1 группа. Прочитайте текст, найдите и подчеркните фразеологизмы.

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай, бабушка!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал. - Я машину чиню...

А бабушка: - Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился.

Русским языком сказано: поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь.

Что ни слово, то фразеологизм.

- Вы согласны с папой мальчика? - Посчитайте, сколько фразеологизмов нашли? (10)

2 группа. Соедините фразеологизм с его значением

повесить нос быть в плохом настроении

задирать нос спать

водить за нос запомнить

клевать носом близко

остаться с носом гордиться

встретиться нос к носу потерпеть неудачу

зарубить на носу обманывать

3 группа. Составить небольшой текст (из 2-3 предложений), используя фразеологизмы

Не переливали из пустого в порожнее,

работали не покладая рук,

не вышли из себя,

взяли себя в руки.

4 группа. Вставьте пропущенное название животного, птицы или насекомого.

гнаться за двумя ____________,

голоден, как ____________,

делить шкуру неубитого ___________,

здоров, как____________,

как с___________ вода,

____________ носа не подточит,

____________ на душе скребут,

писать, как__________ лапой,

тянуть _____________за хвост.

(Слова для справок: бык, ворона, гусь, заяц, волк, комар, кот, кошки, курица, медведь) («Ловушка»: «лишнее» слово - ворона)

- Знаете ли вы значения этих фразеологических оборотов?

5 группа. Догадайтесь, о чем идет речь.

I. Его вешают, когда плохое настроение.

Его задирают, когда зазнаются.

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (о носе).

II. Её морочат, когда хотят обмануть.

Её теряют.

С неё больной перекладывают на здоровую (о голове).

III. Их уносят в случае опасности.

Под ними путаются дети и домашние животные.

На них ставят родители или врачи (о ногах).

6 группа. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в предложении.

1. Бросились искать приезжего, а его и след ...простыл.

2. У Серёжи с Мишей дружба крепкая: их водой …не разлить.

3. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...слона.

4. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...в рот набрал.

Дополнительное задание

Прочитайте, запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

за тридевять земель хоть пруд пруди

повесить голову рукой подать

с гулькин нос взять себя в руки

выйти из себя воспрянуть духом

VI. Обобщение и систематизация способов действий.

Формирование целостной системы знаний и способов действий.

Отгадывание устойчивых оборотов по иллюстрациям. Работа с экологическим панно.

- К уроку вы нарисовали рисунки (поместить на панно).

Работа со зрительными метками.

- Встаньте, посмотрите внимательно по классу, подберите к ним фразеологизмы (тянуть кота за хвост, как с гуся вода, корова языком слизала, как кот наплакал).

VII. Подведение итогов занятия.

- Вам понравился урок? – Какую цель ставили?

- Как добивались цели? – Достигли цели?

- Что нового узнали? – Какое задание было интересным?

- При выполнении какого задания испытывали трудности?

- Какую роль в речи играют фразеологизмы?

- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы - это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем богаче и выразительнее станет ваша речь.

Домашнее задание: с.108, упр.3; если останется время и будет желание, узнайте значение и историю происхождения заинтересовавших вас фразеологизмов, а на следующем уроке расскажете нам.

VIII. Рефлексия.

- А сейчас оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, записанные на цветных листах. Прочитайте их внимательно, возьмите карточку нужного цвета, покажите. Как же вы трудились?

1. Я работал не покладая рук.

2. Я трудился не жалея сил.

3. Я устал, но взял себя в руки.

4. Я ждал у моря погоды.

5. Я выполнял задания спустя рукава

6. Я гонял лодыря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон учебной ситуации по русскому языку: "Изучение фразеологизмов""

шаблон учебной ситуации по русскому языку и литературному чтению...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Фразеологизмы

Конспект составлен по ФГОС, много интересных заданий. Прилагается презентация....

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"

-Сегодня мы с вами  отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное  путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...

Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"

-Сегодня мы с вами  отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное  путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...

Технологическая карта по русскому языку "Значение фразеологизмов" (2 класс) УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для формирования представлений значении фразеологизмов и их правильное употребление в речи.Задачи урока:Дидактические:знать и отличать  фразеологизмы от других сочета...