русский язык 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

«Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»

(урок русского языка, 2 класс)

 

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).

Деятельностная цель: создать условия для формирования умения писать суффиксы имен существительных -ик-, -ек-.

Содержательная цель: познакомить учащихся с правилом и алгоритмом написания суффиксов -ек-, -ик-; научить грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-.

Задачи урока:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_suffiksy_-ik-ek.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»

(урок русского языка, 2 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).

Деятельностная цель: создать условия для формирования умения писать суффиксы имен существительных -ик-, -ек-.

Содержательная цель: познакомить учащихся с правилом и алгоритмом написания суффиксов -ек-, -ик-; научить грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-.

Задачи урока:

образовательные: организовать наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения; отработать алгоритм применения правила;

развивающие: создать условия для развития познавательных умений в правильном написании суффиксов имен существительных -ик-, -ек-; развивать личность ученика на основе формирования умения учиться;

воспитательные: создать условия для воспитания интереса к русскому языку, положительного отношения к знаниям.

Личностные УУД:

Предметное содержание. Суффиксы имен существительных -ик-, -ек-. Правило правописания суффиксов -ик-, -ек-.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: различать суффиксы -ик-, -ек-;

познавательные УУД: использовать алгоритм для написания слов с суффиксами -ик-, -ек-;

коммуникативные УУД: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Оборудование: орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», таблица-опора «Алгоритм определения правописания суффиксов -ик- ,-ек-»,карточки для работы в парах, группах.

Учебник: «Русский язык» для 2 класса (авт. С.Иванов).

Ход урока

I. Организационный момент.

Упражнение для мозговой гимнастики.

- Закройте глаза, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой успешной работы на уроке.

II. Мотивация. Каллиграфическая минутка.

(1 вариант работает за конторками).

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Для чего мы этому учимся?

Обобщение: грамотность - показатель культуры человека. На уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить:

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

Покрутили, покружили, (покрутить сцепленными пальцами)

Потянули, потянули

И открыли! (резко расцепить пальцы, развести руки в стороны).

- Прочитайте сочетания на доске: енокекик чек чиконок.

- Какие из них являются суффиксами?

- Что такое суффикс?

- Для чего служит суффикс?

- Вспомните, в каких словах встречаются суффиксы -ик-, -ек-?

- Пропишите сочетания, подчеркните самое красивое написание.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

На доске: гвоздик, молоточек.

- Спишите слова. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем (-ик-, -ек-. В суффиксе -ик- - безударный гласный звук, в суффиксе –ек- - тоже безударный).

- Почему же мы в слове гвоздик пишем суффикс -ик-?, а в слове молоточек -

-ек-?

- Почему возникло затруднение?

- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(в слове "гвоздик" - совпадает, а в слове "молоточек" - расходится)

- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек-, -ик-? (гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).

- Хотите этому научиться?

- Какие задачи поставим для себя на этом уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-».

IV. Изучение нового материала.

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: использовать готовое правило.

Путь 2: самим вывести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

(Вывести самим, это интереснее. Правило лучше запоминается. Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

- Какую цель ставим перед собой?

Работа в парах. На парте у вас есть карточка. Работать будете в парах. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. Задание: распределите слова в 2 столбика. Молоточ…к, гвозд…к, дожд…к, носоч..к, молоточки, гвоздики, дождики, носочки.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Много и один)

Проверка по доске.

много

один

молоточки

молоточ…к

гвоздики

гвозд…к

дождики

дожд…к

носочки

носоч..к

- Какую букву в суффикс выбираем, ваши предположения.

- Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек-, -ик-?

- Что нам поможет проверить себя?

Работа по учебнику стр. 122 - рубрика «Давай подумаем»; стр. 123 - рубрика «Обрати внимание».

Вставьте пропущенные буквы в суффиксы. Проверьте по доске.

много

один

молоточки

молоточек

гвоздики

гвоздик

дождики

дождик

носочки

носочек

- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

«В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек-, был самым настоящим прогульщиком - вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым».

Физкультминутка. Ходьба по коврику (Проводит дежурный ученик)

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперед смотри - это три,

Руки в стороны пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать - это пять,

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Изучение нового материала. Составление алгоритма.

Работа в группах постоянного состава (1 группа работает у доски, 2 группа с экологическим панно, остальные на рабочих местах).

- Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какую цель ставим перед собой?

Консультанты групп помогают организовать работу. Уважайте партнеров в группе, корректно делайте замечания, соблюдайте здоровую атмосферу работы.

- Собираем рассыпанный алгоритм. Проверка по контрольным карточкам.

Определяю суффикс -ик- или -ек-

  1. Выделяю корень, если после корня слышу -ик- ?
  2. Изменяю форму слова (нет, много).
  3. Смотрю на гласную в суффиксе.
  4. Если сохранилась, то пишу -ик- (ключик - ключика).
  5. Если исчезла, то пишу -ек- (замочек - замочка).

V. Применение новых знаний. Работа в парах по учебнику.

Стр. 124, упражнение 2.

- Какую цель ставим перед собой? (Поупражняться в написании суффиксов -ек-, -ек-, пользуясь алгоритмом-опорой)

Выборочная проверка с использованием зрительных меток.

- Найдите метки с суффиксом -ек-, с суффиксом -ик-.

Физминутка для глаз (с использованием офтальмотренажера на потолке).

VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в печатной тетради.

(2 вариант работает за конторками).

Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой по эталону.

Тетрадь №1 «Пишем грамотно», урок 54.

VII. Подведение итогов урока.

- Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке?

- Какие же задачи определим для себя на следующий урок русского языка?

(На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах)

Задание на дом (разноуровневое).

Учебник стр. 124. упражнение 1, правило стр. 123.

Придумать и записать самостоятельно по 5 слов с суффиксами -ик-, -ек-.

VIII. Рефлексия.

Заполните лист самооценки

Лист самооценки

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы -ик-, -ек-.

Использовал алгоритм, чтобы не ошибиться в написании слов

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....