русский язык 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
«Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»
(урок русского языка, 2 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).
Деятельностная цель: создать условия для формирования умения писать суффиксы имен существительных -ик-, -ек-.
Содержательная цель: познакомить учащихся с правилом и алгоритмом написания суффиксов -ек-, -ик-; научить грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-.
Задачи урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass_suffiksy_-ik-ek.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»
(урок русского языка, 2 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).
Деятельностная цель: создать условия для формирования умения писать суффиксы имен существительных -ик-, -ек-.
Содержательная цель: познакомить учащихся с правилом и алгоритмом написания суффиксов -ек-, -ик-; научить грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-.
Задачи урока:
образовательные: организовать наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения; отработать алгоритм применения правила;
развивающие: создать условия для развития познавательных умений в правильном написании суффиксов имен существительных -ик-, -ек-; развивать личность ученика на основе формирования умения учиться;
воспитательные: создать условия для воспитания интереса к русскому языку, положительного отношения к знаниям.
Личностные УУД:
Предметное содержание. Суффиксы имен существительных -ик-, -ек-. Правило правописания суффиксов -ик-, -ек-.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: различать суффиксы -ик-, -ек-;
познавательные УУД: использовать алгоритм для написания слов с суффиксами -ик-, -ек-;
коммуникативные УУД: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Оборудование: орфографическая тетрадь «Пишем грамотно», таблица-опора «Алгоритм определения правописания суффиксов -ик- ,-ек-»,карточки для работы в парах, группах.
Учебник: «Русский язык» для 2 класса (авт. С.Иванов).
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение для мозговой гимнастики.
- Закройте глаза, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее. Я желаю вам здоровой успешной работы на уроке.
II. Мотивация. Каллиграфическая минутка.
(1 вариант работает за конторками).
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
- Для чего мы этому учимся?
Обобщение: грамотность - показатель культуры человека. На уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить:
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили, (покрутить сцепленными пальцами)
Потянули, потянули
И открыли! (резко расцепить пальцы, развести руки в стороны).
- Прочитайте сочетания на доске: енокекик чек чиконок.
- Какие из них являются суффиксами?
- Что такое суффикс?
- Для чего служит суффикс?
- Вспомните, в каких словах встречаются суффиксы -ик-, -ек-?
- Пропишите сочетания, подчеркните самое красивое написание.
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
На доске: гвоздик, молоточек.
- Спишите слова. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем (-ик-, -ек-. В суффиксе -ик- - безударный гласный звук, в суффиксе –ек- - тоже безударный).
- Почему же мы в слове гвоздик пишем суффикс -ик-?, а в слове молоточек -
-ек-?
- Почему возникло затруднение?
- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(в слове "гвоздик" - совпадает, а в слове "молоточек" - расходится)
- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек-, -ик-? (гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).
- Хотите этому научиться?
- Какие задачи поставим для себя на этом уроке?
- Какая тема сегодняшнего урока?
Тема урока «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-».
IV. Изучение нового материала.
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: использовать готовое правило.
Путь 2: самим вывести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
(Вывести самим, это интереснее. Правило лучше запоминается. Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)
- Какую цель ставим перед собой?
Работа в парах. На парте у вас есть карточка. Работать будете в парах. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. Задание: распределите слова в 2 столбика. Молоточ…к, гвозд…к, дожд…к, носоч..к, молоточки, гвоздики, дождики, носочки.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Много и один)
Проверка по доске.
много | один |
молоточки | молоточ…к |
гвоздики | гвозд…к |
дождики | дожд…к |
носочки | носоч..к |
- Какую букву в суффикс выбираем, ваши предположения.
- Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек-, -ик-?
- Что нам поможет проверить себя?
Работа по учебнику стр. 122 - рубрика «Давай подумаем»; стр. 123 - рубрика «Обрати внимание».
Вставьте пропущенные буквы в суффиксы. Проверьте по доске.
много | один |
молоточки | молоточек |
гвоздики | гвоздик |
дождики | дождик |
носочки | носочек |
- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
«В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек-, был самым настоящим прогульщиком - вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым».
Физкультминутка. Ходьба по коврику (Проводит дежурный ученик)
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Изучение нового материала. Составление алгоритма.
Работа в группах постоянного состава (1 группа работает у доски, 2 группа с экологическим панно, остальные на рабочих местах).
- Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какую цель ставим перед собой?
Консультанты групп помогают организовать работу. Уважайте партнеров в группе, корректно делайте замечания, соблюдайте здоровую атмосферу работы.
- Собираем рассыпанный алгоритм. Проверка по контрольным карточкам.
Определяю суффикс -ик- или -ек-
- Выделяю корень, если после корня слышу -ик- ?
- Изменяю форму слова (нет, много).
- Смотрю на гласную в суффиксе.
- Если сохранилась, то пишу -ик- (ключик - ключика).
- Если исчезла, то пишу -ек- (замочек - замочка).
V. Применение новых знаний. Работа в парах по учебнику.
Стр. 124, упражнение 2.
- Какую цель ставим перед собой? (Поупражняться в написании суффиксов -ек-, -ек-, пользуясь алгоритмом-опорой)
Выборочная проверка с использованием зрительных меток.
- Найдите метки с суффиксом -ек-, с суффиксом -ик-.
Физминутка для глаз (с использованием офтальмотренажера на потолке).
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в печатной тетради.
(2 вариант работает за конторками).
Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой по эталону.
Тетрадь №1 «Пишем грамотно», урок 54.
VII. Подведение итогов урока.
- Какую цель ставили на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке?
- Какие же задачи определим для себя на следующий урок русского языка?
(На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах)
Задание на дом (разноуровневое).
Учебник стр. 124. упражнение 1, правило стр. 123.
Придумать и записать самостоятельно по 5 слов с суффиксами -ик-, -ек-.
VIII. Рефлексия.
Заполните лист самооценки
Лист самооценки | |
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы -ик-, -ек-. | |
Использовал алгоритм, чтобы не ошибиться в написании слов | |
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы | |
Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....