Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку, 2 класс.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Закрепить знания о способах проверки слов с согласными на
           конце; овладение учащимися последовательностью действий
           при обозначении согласных звуков буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
         слова.

Цель: Закрепить знания о способах проверки слов с согласными на
          конце; овладение учащимися последовательностью действий
          при обозначении согласных звуков буквами.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного.
         1. Индивидуальная работа учащихся с программой «Фраза»
            1 класс «Непроверяемые написания» - №60.
            1 класс «Безударные гласные» - №27.
        2. Устная работа со словарными словами (Презентация,
    слайды
            2-15
    )
  3. Определение темы урока.
    - Посмотрите на доску. Я повесила карточки с буквами:
      Б, П, Д, Т, Н, З, С, В, Ф.

- Что объединяет все эти буквы? (Они обозначают согласные звуки).
- На какие две группы их можно разделить? (На звонкие и глухие согласные)
- Назовите звонкие согласные (Б, В, Н, Д, З)

- Назовите глухие согласные. (П, Т, С, Ф)

- Посмотрите внимательно, какая буква лишняя? (Н)

- Почему? (Все буквы, кроме этой, образуют пары)
- Составьте пары.
- Какие согласные самые опасные? (Звонкие)

- Могут ли эти буквы подсказать нам с вами тему нашего сегодняшнего урока? (Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова).
- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Распознавать парные согласные и проверять их написание).

  1. Работа по теме урока.
    - Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парной согласной? (Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная).
    - А сейчас мы с вами побываем в сказке. Мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма. Вы должны узнать эту сказку и вспомнить автора. ( Отрывок из мультфильма «Доктор Айболит».
    Слайд 16)

- Кто автор этого произведения7 (К.И.Чуковский)
- Давайте представим, что заболел Доктор Айболит. Что будет?
- Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На доске  рисунки животных: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, крокодил).

- Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют  на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова. Сначала запишите проверочное слово.

Учащиеся записывают на доске и в тетрадях: Медведи – медведь, львы – лев, ежи – еж, жирафы – жираф, киты – кит.)

- Назовите из записанных слов словарное слово. (Медведь)

- Что можно сказать об особенностях звукового состава этого слова? (В этом слове 7 букв, 6 звуков).

- Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая орфограмма. (Ежи, жирафы – жи-ши пиши с гласной И).

- Итак, какие слова требуют проверки? (Слова с парными согласными в конце слова)

- Какие слова являются проверочными? (Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным).

  1. Физкультминутка (Релаксация)
    - В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
  2. Закрепление пройденного материала.
    - Предлагаю Вам задание, которое называется «Помоги разобраться». Много зверят пришло лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у меня на доске.
    (Слайд 18)

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/2002/40/7.jpg

- Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда? (Лук, прут, плод, кос)

-Почему?

- Давайте исправим ошибки, чтобы верблюжонок тоже смог добраться до любимого доктора. (Устное исправление ошибок учащимися).

  1. Работа с учебником.
    - Откройте учебник на странице 80 и найдите упражнение № 161.
    - Прочитайте задание, что Вам надо сделать.
    - Коллективное выполнение задания.
  2. Физкультминутка. (Слайд 19)
  3. Многозначность слов.
    - Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте.
    Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу, пьёт боржом,

Очень любит эскимо,

Вместе ходим мы в кино.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря

Этот морж – Морковкин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

- О ком идет речь в стихотворении? (О мальчике Морковкине Боре)

- Как его называет автор стихотворения? (Моржом)

- Кто такой морж? (Слайд 20)(Морж – северное животное и человек, который не боится холода, закален, купается зимой)

- Что вы можете сказать об этом слове? (Оно многозначное)

- Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его? (На конце слова «морж» парная согласная Ж, которую надо проверять словом МОРЖИ)

- Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шёл, шёл без дорог.

Где шел, там и лёг.

До весны пролежал,
А потом убежал.

- О чем речь? (О снеге)

- На какую орфограмму это слово? (Снег – парная согласная на конце)

- Подберите слова, которые обозначают действие этого предмета (Снег идет, летит, сверкает, падает, кружится, хрустит …)

- Подберите признаки, характеризующие этот предмет (Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий …)

- Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки. )

-* Запишите получившиеся предложения в тетрадь.

  1. Работа в парах.
    - Сейчас проверим, как вы усвоили правило проверки парных согласных на конце слова. Будем работать в парах.

- Вспомните правила работы в парах.

- Перед Вами МакBоок. Открываем их. Работаем в программе ПервоЛого. Используя инструмент Рисовалка, выполните задания.

- Обведи парные согласные:
                  з, н, с, ч, б

- Обведи слова с парной согласной на конце:
                 Кот, дом, луг, нос

- Подчеркни слова, которые являются  проверочными

   Погодка, грибы, виноград, глазок, лебеди,тетрадь.

- вставь букву:
                 Ду..,   но..,   моро..,  арбу..,   лё..,   шала…

Проверка.

  1. Итог урока.
    - Чему учились на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)

- Что для этого надо знать? (Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная).

  1. Рефлексия.

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Какое время года было перед зимой? (Осень)

- Чем осень отличается от других времен года? (С деревьев опадают листья)

- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- У каждого из вас на парте лежит по три листочка: зеленый, желтый, красный. Сейчас мы с вами вспомним осень и устроим листопад на нашем слайде (Слайд 21). Каждый из вас возмет только один листочек:

Зелёный – если вам понравился урок, вы поняли тему нашего
                 сегодняшнего урока и вам на уроке все удалось.

Жёлтый – если вам урок понравился, но что-то Вам было на уроке
                 не очень понятно.

Красный -  если Вам на уроке было скучно, урок не понравился, вы
                  ничего не поняли по нашей сегодняшней теме.

  1. Домашнее задание.

Молодцы! Вы сегодня хорошо работали на уроке. Открываем дневники и записываем домашнее задание на завтра.

С.78 упражнение №157 (Не задано).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России.  Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"

Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов". 2 класс....

Урок русского языка в 3 классе, в школе VIII вида по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Урок русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". Урок закрепления знаний в 3 классе, в специальной коррекционной школе-интернат 8 вида....

Урок русского языка во 2 классе.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цели:  познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова...

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2класс

Формирование умения подбирать проверочные слова с парными согласными на конце слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. Продолжать развивать орфографическую зоркость, способс...