Интегрированный урок русского языка "Моя малая родина"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шкулёва Инна Александровна

Тип урока: закрепление изученного материала.

 

Цели урока:

- формирование умений писать падежные безударные окончания имён прилагательных единственного числа и множественного числа женского рода, мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами;

- обучение проверке безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 «А» классе МБОУ СОШ УИОП г. Алдан

Учитель начальных классов : Шкулёва Инна Александровна

Тема: «Моя маленькая родина»

 

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

- формирование умений писать падежные безударные окончания имён прилагательных единственного числа и множественного числа женского рода, мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами;

- обучение проверке безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов.

Задачи:

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и любознательность в процессе учения; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать, чувство патриотизма, чувство прекрасного, прививать любовь к своему городу (малой Родине).

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.

Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация знаний.

  1.  Сообщение темы урока.

IV. Основная часть.

1. Орфографическая минутка.

2. Работа со словосочетанием.

3. Работа с предложением.

Физкультминутка.

4. Работа по группам.

5. Изменение словосочетаний по падежам (работа в группах).        

  1. Итог.

V. Домашнее задание.

- Здравствуйте ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, поприветствуйте их.

      Звучат фрагменты гимнов РФ и РС(Я).

  - Гимны каких государств мы прослушали?

  - Гимн какого государства прозвучал первым? вторым?

 

  -  А мы с вами живём в каком государстве?

   - А в каком городе?

   - Послушайте стихотворение о нашем городе.

- О чем это стихотворение?

- А кто знает, как появился наш город, кто был его основателем?  

 - Об этом нам расскажет  Полина.

- Сегодняшний урок мы и посвятим знакомству с историей нашего города. Ведь именно в этом году нашему городу исполняется 90 лет.

- Итак, переходим к покорению тайн Алдана.

-  Запишите слово «Алдан».

- Названия, каких населённых пунктов Алданского района вы знаете?  Запишите их. Подчеркните орфограмму в этих словах.

- Назовите орфограмму, которую вы подчеркнули.

- Верно, об Алдане как географическом объекте нам расскажет Лиза.

- Образуйте от слова Алдан прилагательное м.р. ед.ч.

- Найдите это слово в предложенном тексте и выпишите с существительным, от которого оно зависит.  

 - Определите падеж у имени прилагательного. Но для начала давайте вспомним алгоритм определения падежа у имён прилагательных.

- Итак, в каком падеже стоит имя прилагательное?

- Как вы определили, что это И.п., а не В.п.?

- Используя это словосочетание, составьте предложение по схеме раскрывая скобки:

Мест. 1 л. мн. ч     ͇͇͇͇͇͇ ͇͇͇͇͇͇ ͇ ͇ ͇ ͇         ~~~~    (Алданский район) .

- Запишите это предложение. У прилагательного выделите окончание, определите число, род, падеж.

- Как вы определили у имени прилагательного число, род и падеж?

Оцените свою работу на этом этапе.

- Если вы справились с заданием и не допустили ни одной ошибки, возьмите красную бабочку.

- Если вы допустили одну или две ошибки, возьмите зелёную бабочку.

- Если вы могли бы справиться лучше, возьмите синюю бабочку.

«На море»

- Какой географический объект имеет такое же название, как и наш город?

- О реке Алдан нам расскажет  Владимир.

- Перед вами карточки. Выпишите из текста имена прилагательные с существительными, с которыми оно связано по падежам.  

- Сравните ваш результат с моим на экране.

 Оцените свою работу на этом этапе.

- Если вы справились с заданием и не допустили ни одной ошибки, возьмите красную бабочку.

- Если вы допустили одну или две ошибки, возьмите зелёную бабочку.

- Если вы могли бы справиться лучше, возьмите синюю бабочку.

-  У нашего города, как и у всех городов, есть герб. Перед вами три герба. Вам нужно определить какому государству или городу они относятся. 

- Об Алданском гербе вам расскажет  Азат.

- Выделенные словосочетания измените по падежам (просклоняйте)

- Сравните свой результат с моим.

Оцените свою работу на этом этапе.

- Если вы справились с заданием и не допустили ни одной ошибки, возьмите красную бабочку.

- Если вы допустили одну или две ошибки, возьмите зелёную бабочку.

- Если вы могли бы справиться лучше, возьмите синюю бабочку.

- Чем сегодня занимались на уроке?

 - Что нового узнали о своём городе?

- Кого бы вы хотели поблагодарить сегодня за урок?

- Я предлагаю вам посмотреть на результат вашей работы на уроке. Вы не зря выбирали себе бабочек. Сейчас весна, скоро наступит лето, появятся первые цветочки. Вот и я предлагаю вам поселить своих бабочек на цветочки.

- На наших цветочках преобладают бабочки красного и зелёного цвета. Это говорит о том, что вы сегодня очень хорошо поработали на уроке

Сегодня на уроке мы не рассмотрели достопримечательности нашего города: памятники (слайды ___________). Я вам раздам карточки с названиями этих памятников, вы подготовите небольшие сообщения к уроку, посвящённому 9 мая.

- Это и будет вашим домашним заданием.

- Итак, ребята, Алдан это наша маленькая родина, которая является частью большой родины России.  __________

Дети поворачиваются и кивают гостям.

Дети стоят.

Гимны России и Якутии

Первым прозвучал гимн России, вторым - Якутии

В Республике Саха

Алдане

Выходят Люда и Даша:

Дома старательского стана

 У сопки дальней.

 Хранят историю Алдана

 В отвалах камни.

 Извечна жизнь.

Всегда она

 Сильнее смерти.

 Пришёл в лихие времена

 С артелью Бертин:

 С избушки первой и с лотка

 Рождалось это.

 Брели сюда издалека

 Мечтой согреты.

Теперь те давние дела

 Хранят бумаги.

 Шумит река Орто-Сала,

 Грохочут драги.

 И город - славный чародей

 Огни рассеял.

 Поток машин, поток людей...

 Могучий Север.

                     Михаил Бертелёв

О возникновении, зарождении города

Ответы детей

Днём рождения города принято считать 19 июня 1924 г., когда вольный старатель якут Тарабукин М. П., мывший золото с небольшой артелью, и латыш Бертин В. П., возглавлявший первую трудовую артель, встретились у ручья Незаметный, где и был заложен прииск c таким же названием. 20 сентября 1932 года посёлок Незаметный получил статус города, а в мае 1939 года был переименован в город Алдан.

Томмот, Нижний Куранах, Ыллымах и т.д.

Большая буква в географических названиях.

Алдан расположен на Алданском нагорье, в бассейне реки Алдан (правый приток Лены), на слиянии реки Орто-Сала и ручья Незаметный. Город, как и весь Алданский район находится на Алданском щите.  

Алданский

Алданский район.

1. Найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным.

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

И.п.

Потому что существительное «район» с которым согласуется  имя прилагательное в предложении является подлежащим, т.е. главным членом предложения.

Варианты детей

Алданском – ед.ч., м.р., П.п.

По имени существительному

Дети оценивают свою работу

Река.

Алда́н как река, самый крупный правый приток Лены. Длина 2273 км, пл. басс. 729 тыс. км². Средний расход воды 5110 м³/с, вода мало минерализована, в среднем и нижнем течении умеренно загрязнена. Берёт начало на Становом хребете протекает по Алданскому нагорью, вдоль южного подножия Верхоянского хребта Русло с порогами, перекатами, рукавами. Основные притоки: справа Тимптон, Учур, Мая, Аллах-Юнь; слева – Амга.   В бассейне реки Алдан ведётся добыча золота, слюды, каменного угля (Нерюнгри).

И.п. (Крупный приток, средний расход, основные притоки)

Р.п. (Каменного угля, южного подножия)

в П.п. (Среднем течении)

Дети оценивают свою работу

  1. Герб России
  2. Герб Алдана
  3. Герб Якутии

Герб города Алдан принят (1984 г.) Щит разделен по-горизонтали синим волнистым поясом, вверху на красном поле три стилизованные золотые сопки и Луна в виде рассеченного на синий справа и золотой слева полушария безанта (шара); внизу на зеленом поле древний якутский наскальный рисунок золотого цвета. Стилизованные три сопки и луна; нижнее поле - зеленое, в нем древний якутский символ.

Дети склоняют словосочетания.

Дети оценивают свою работу.

Определяли падеж у имён прилагательных, находили словосочетания по падежам, склоняли словосочетания по падежам

Ответы детей.

Дети приклеивают бабачек на цветочки

Видеоклип «Гимн России» в исполнении Н. Расторгуева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Моя малая Родина"

Тип урока: урок проверки знаний и умений учащихся.Тема: Проект «Моя малая Родина».           Представление результатов проектной деятельности.Це...

Презентация к уроку Знаний "Моя малая Родина" 2класс

Презентация к уроку Знаний "Моя малая Родина" 2 класс....

Презентация к классному часу-уроку. Тема: "Моя малая Родина".

Презентация к классному часу-уроку. Тема: "Моя малая Родина"....

Методическая разработка урока "Кубань-моя малая родина"

Представленная методическая разработка по кубановедению для учащихся 3 класса...

Урок-проект:"Моя малая Родина"

Проект включает сбор и систематизацию информации о достопримечательностях родного края....

1 сентября - урок знаний "Моя малая Родина"

Урок - Знаний. Цель урока - формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины...