Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Начальная форма глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.17 МБ |
urok_russkogo_yazyka_nachalnaya_forma_glagola.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ти чь ть Двадцать первое ноября Классная работа Минутка чистописания
Я МЫ ТЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ
Я смотрю МЫ смотрим Ты смотришь ВЫ смотрите Он (ОНА) смотрит ОНИ смотрят
Начальная форма глагола
Цели урока: 1. Уметь находить начальную форму глагола. 2. Знать суффиксы начальной формы глагола.
Ходить, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить.
1 группа Зарубить на носу – запомнить Держать язык за зубами- молчать
2 группа Держать язык за зубами - молчать Клевать носом – засыпать
3 группа Зарубить на носу - запомнить Клевать носом - засыпать
4 группа Пропустить мимо ушей – прослушать Водить за нос - обманывать
5 группа Дрожать как осиновый лист – трусить Бить баклуши- бездельничать
6 группа Обвести вокруг пальца – обмануть Витать в облаках - мечтать
7 группа Обвести вокруг пальца – обмануть Держать язык за зубами - молчать
живёшь – бежишь – глядишь – жду – несёшь – сидит – жить глядеть ждать нести сидеть бежать
Зима Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
Зима Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
Цели урока: 1. Уметь находить начальную форму глагола. 2. Знать суффиксы начальной формы глагола.
Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались. Если иногда были трудности , сомнения. Если не разобрались в теме , ещё нужна помощь.
Домашнее задание: Упражнение 3,стр.101, правило на стр.,100- выучить. По выбору: подобрать 5 пословиц с глаголами начальной формы.
Молодцы! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Тема урока. Начальная форма глагола. 4 класс
Цель: научиться определять начальную форму глагола.
Задачи:
1. Формировать умение находить начальную форму глагола
2. Познакомить учащихся с суффиксами начальной формы глагола.
3.Продолжить работу по поиску и выбору из текста нужной информации.
4.Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Задачи для детей:
1. Уметь находить начальную форму глагола.
2. Знать суффиксы начальной формы глагола.
3. Научиться отличать глаголы начальной формы от личных глаголов
4.Развивать навыки групповой работы в сочетании с самостоятельной.
Тип урока: изучение нового.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация ко всем этапам урока, классная доска, учебники русского языка, тетради, индивидуальные карточки, таблица – памятка для учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
формирование представления о глаголах неопределенной формы,
развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).
Ход урока:
1.Организация класса.
-Наш урок русского языка хочу начать с пожелания.
(Слайд 1)
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
-Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Присаживайтесь!
Физминутка для рук
Покажите, как идете,
Покажите, как бежите,
Покажите, как берете,
Покажите, как даете.
Работа в тетрадях
Открываем тетради, тетради положите правильно, выпрямите спинки. записываем число. (Комментирует …)
2. Минутка чистописания. (Слайд 2)
- Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//.
-Положили ручки и внимание на доску!
3.Актуализация знаний.
-Прочитайте: (записано на доске)
1. фильм – фильма – фильму – фильмами - (о) фильмах;
2. интересный – интересная – интересное – интересные – интересных.
3. смотрю – смотришь – смотрите - смотрим – смотрит – смотрят - смотреть.
-Что можете сказать о словах первой строчки? (Сущ.,)
- Что можете сказать о словах второй строчки? (Прил.)
-Это разные слова или формы одного и того же слова? (Формы, т.к. меняется только окончание.)
-Меняется ли при изменении формы слова его лексическое значение? (Нет)
-Прочитайте слова третьей строчки:
3. смотрю – смотришь - смотрите- смотрим – смотрит – смотрят - смотреть.
-Что можете сказать об этих словах? (глаголы), (формы слова)
- Верно – это глаголы. Они все одинаковые или разные? (разные)
-Нам трудно! Тогда внимание на слайд!
-На слайде мы видим слова. (Слайд 3 )
Я МЫ
ТЫ ВЫ
ОН ОНА ОНИ
- Какой они части речи? (местоимения)
- Какие они? (Личные)
-Верно!
- Сегодня, чтобы поговорить о глаголе, мы будем использовать личные местоимения. Личные местоимения – это наши помощники.
- Подставьте эти местоимения в наш ряд глаголов.
Я смотрю МЫ смотрим
Ты смотришь ВЫ смотрите
Он (ОНА) смотрит ОНИ смотрят
-Верно! (Слайд 4 )
-Ко всем глаголам подобрали местоимения? (Нет)
-Какой глагол остался? (смотреть)
-Почему? Ваши предположения. (он другой формы)
-Открываем учебники на странице 100 и читаем рубрику «Обрати внимание»
-Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? (Будем говорить о формах глагола)
-Да, мы будем говорить о начальной форме глагола.
(Слайд № 5) Начальная форма глагола
4. Открытие новых знаний.
Работа с правилом.
-А теперь предлагаю прочитать ключ к разгадке на стр.100 прочитает… (до слова НАЧальная ФОРМА)
-Как вы думаете, какой вопрос я вам задам? (Какие суффиксы имеют глаголы начальной формы?)
Продолжаем читать правило.
- О каких ещё особенностях начальной формы вы прочитали в правиле? (Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?.)
-Верно. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?.
5. Постановка учебной задачи.
-Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 6)
1. Уметь находить начальную форму глагола.
2. Знать суффиксы начальной формы глагола.
-Это основные моменты урока! – Запишем их в карточку, которая станет для вас памяткой. (Распечатать и разложить на парты до урока.)
Начальная форма глагола | |
1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: | |
2.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы: |
6. Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
- Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Если вы услышите глагол в начальной форме – сделайте хлопок.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
Физминутка (музыкальная)
7. Наблюдение за изменением глагола.
– Попробуем выполнить упражнение 2,стр.100. ,
- Прочитаем задание вслух. Скажите, что нам нужно знать, чтобы правильно выполнить это упражнение? (Правильно задавать вопросы что делать?
что сделать?. )
-Да, нам нужно правильно задавать вопросы что делать? что сделать?.
-К доске пойдёт …., остальные работают в тетрадях самостоятельно.
ПРОВЕРКА: Работа в группах.
- Повернитесь друг к другу. Сравните свои результаты. Группы, покажите свою готовность отвечать. Сравните свои результаты с работой на доске, на слайде. Слайде № 7
Ходить, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить.
-Представитель от первой группы зачитает свои слова?
-Остальные группы, если вы согласны сделайте хлопок?
- Какие вопросы вы задавали к этим глаголам? (что делать? что сделать?).
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
а). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Продолжим работать в группах. Задание для групп:
- Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами начальной формы. Запишите глагол начальной формы через чёрточку. Пользуйтесь словами для справок (на карточках):
1группа
Зарубить на носу - _________________________________________
Держать язык за зубами ________________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.
2 группа
Держать язык за зубами - __________________________________
Клевать носом -____________________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.
3 группа
Зарубить на носу - _____________________________________________
Клевать носом - _______________________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать, прослушать.
4 группа
Пропустить мимо ушей - ________________________________________
Водить за нос - _________________________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать, прослушать.
5 группа
Дрожать как осиновый лист – ____________________________________
Бить баклуши - _______________________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обмануть, проказничать, бездельничать.
6 группа
Обвести вокруг пальца - _________________________________________
Витать в облаках - ______________________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.
7 группа
Обвести вокруг пальца - ________________________________________
Держать язык за зубами - _______________________________________
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обмануть, проказничать, бездельничать.
Проверка:
- Послушаем представителей от каждой группы. Они зачитают словосочетания (фразеологизмы) и глаголы в начальной форме. (Слушаем представителей от каждой группы.)
( После ответа каждой группы открываю слайды с ответом)
- Посмотрите как это задание выполнила я.
(Слайд № 8 -14 )
- Докажите, что глаголы, записанные через чёрточку – глаголы начальной формы. (Отвечают на вопросы (что делать? что сделать?).
- Какие суффиксы у этих глаголов? (ть //ти //чь//.)
б). Работа в парах. (Карточки)
- А теперь предлагаю вам поработать в парах.
- Запишите в тетрадь, поставьте глагол в начальной форме, выделите суффиксы. Будьте внимательны и не торопитесь.
живешь – …, бежишь-…, глядишь-…, жду-…, несёшь-…, сидит-….
ВзаимоПРОВЕРКА, потом по эталону
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.
-Сравните со слайдом (Слайд №15) и поставьте оценку соседу по парте:
Если работа без ошибок- «5»
1ошибка- «4»
2 ошибки – «3»
-Выберите любой глагол Н.ф. и образуйте устно от него личные глаголы.
10. Работа с текстом. (устно)
- Какое сейчас время года? (ЗИМА)
- Посмотрите на слайд. (Слайд №16) (Картинка – зима)
- Читаю текст. (Слайд №17)
Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
-О чём просит нас автор? ( Помочь зимой нашим маленьким друзьям. Сделать для птиц кормушки.)
-Найдите в тексте глаголы начальной формы. Сколько их?(1)
- Назовите его. ( Бежать)
- Как определили? (Отвечает на вопрос (что делать?, суффикс ть)
- Открываю (Слайд №18).
- Каким цветом я выделила глагол начальной формы? (красным)
-Слова какой части речи я выделила зелёным цветом? (Глаголы)
- Что вы можете о них сказать? ( Они личные)
-Верно!
Если останется время (упр.4.,стр.,101) (по заданию учебника)
-Какой вывод сделаем по этому упражнению? (Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в основу слова.)
Учитель: Глаголы н.ф. оканчиваются на ть, ти, и будут являться для нас суффиксами, если мы будем разбирать слово по составу.
11. Итог урока.
(Открываю Слайд 19 - с целями урока)
1. Уметь находить начальную форму глагола.
2. Знать суффиксы начальной формы глагола.
-Посмотрите, все ли поставленные цели урока выполнили
- Каким способом? (Выполняли упражнения.)
- Мы продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках.
- Какое открытие вы для себя сделали? (Ответы учащихся)
Рефлексия. (Светофор) (Слайд 20 )
-Выберите кружок:
- Если было интересно, легко на уроке , во всём разобрались. (зелёный)
- Если иногда были трудности , сомнения. (жёлтый)
- Если не разобрались в теме , ещё нужна помощь. (красный)
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.
Домашнее задание: (Слайд 21)
- Упражнение 3,стр.101; правило на стр.,100
по выбору
Творческое задание: подобрать 5 пословиц с глаголами начальной формы.
Оценки за урок.
- Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 22)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....