Фрагмент открытого занятия кружка по русскому языку "За я зыком до Киева" в 4 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Тема : «Слово, которому 2000 лет»
Тип занятия: исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_seminar_slovo_kotoromu_2000_let.pptx | 402.08 КБ |
fragment_zanyatiya_kruzhka_za_yazykom_do_kieva_seminar_2016.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена. Иван Бунин
ГАВРАН
В славянских народных представлениях нечистые и зловещие птицы. Как и другие птицы семейства вороновых (галка, грач), они объединены сходными поверьями и названиями. Воронье, гайворонье , гай, галь , галье , чернь - собирательные название всех этих птиц в целом. Ворон - вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами. Замечено, что ворон умеет подражать человеческой речи, потому воспринимается как вестник, умеющий говорить человеческим языком. Поскольку же цвет его оперенья черный, а сам голос считается неблагозвучным, то ассоциируется он исключительно с дурными новостями, хотя и правдивыми. Ворон предсказывает скорую смерть, а также различные несчастья или неудачи. Поэтому русские охотники избегали упоминания ворона и называли его « гавран », "верховым" или даже "курицей".
Вывод: Слово гавран потерпело изменения и дошло до нас как ворон , не утратив своего значения. Филологи предполагают, что изначальное образование слова может быть связано с хорватским и украинскими языками: Гайворон, чорний птах, більший ворон Ворон - русское Гавран - хорватское гайворон , крук - украинское
Вывод: Древнерусский язык – это дар, доставшийся нашему народу как жребий, как некое великое предназначение его грядущего Духовного возрождения… Совершенство речи Древнерусского языка доказывает древнейшее его происхождение, а народ, разговаривавший на этом языке, с древнейших времѐн является самым просвещѐнным народом на Земле…
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Фрагмент занятия кружка по русскому языку «За языком до Киева»
в 4 классе
Учитель начальных классов МБОУ СШ №16 г. Павлово : Бурчалова Э. В.
Тема : «Слово, которому 2000 лет»
Тип занятия: исследование
Задачи:
Образовательные: продолжить работу по изучению истории русского языка; учиться наблюдать за жизнью слова и его фонетическим изменением; определять лексическое значение неизвестного слова; развивать мышление, воображение, целостное восприятие нового слова;
Развивающие: содействовать привитию интереса к уроку русского языка, расширять кругозор учащихся;
Воспитывающие: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива .воспитывать уважительное отношение к высказываниям своего одноклассника; воспитание добросовестного отношения к учебе.
Ожидаемые результаты
Предметные:
–познакомиться со словом , которому 2 000 лет;
–понять, что имели ввиду люди, употребляя это слово;
Создать условия для развития у учащихся умения:
– осознанно воспринимать текст на слух; –выделять главную мысль, рассуждать, докапываться до сути;
–прогнозировать развитие событий (на первоначальном уровне).
Метапредметные:
Познавательные: – овладение начальными представлениями о сущности природных и культурных процессов; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей; – умение находить в тексте ответы на вопросы ;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – находить интересующую информацию в разных носителях; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
Коммуникативные:
- умения произвольно и выразительно строить речевое высказывание; выражать своё мнение ;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий; – выражать свое мнение; – устно выражать впечатление от нового ; – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Регулятивные:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы в зависимости от учебной задачи; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала; – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Личностные:
– положительное отношение к учению в целом и урокам русского языка;
– интерес к возникновению слов русского языка; – интерес к миру чувств и мыслей человека; – эмоциональное отношение к изучению нового; – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Оборудование : Этимологический словарь, М. ,1981 г., Старославянский словарь,М, 1985 г, Историческая грамматика, М,. 1987 г;
Компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор. Презентация.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы :
–дети имеют представление о происхождении слов русского языка;
– умеют анализировать содержание текста;
– выделять главное, обобщать, подводить итог;
–умеют работать с различными носителями и источниками информации;
– прогнозировать события;
– выдвигать гипотезы, строить предположения;
– работать в группах.
План и хронометраж занятия:
1.Организационный момент. Идет настрой детей на учебный процесс
( 1 мин.).
2. Мотивационный этап . Привлечь интерес к материалу уроку. ( 1 мин.)
3. Актуализация знаний. Построена на ранее полученных знаниях о жизни древних людей. О истории возникновения слов. Проводится в форме беседы. ( 2 мин.)
4. Формулирование цели занятия с помощью сообщения темы. ( 1 мин.)
5. Групповая работа по извлечению интересующей информации из различных источников( компьютер, бумажные носители, гости семинара) . (5 мин.)
6. Обобщение полученной информации (5 мин.):
- Сообщение групп о том, что удалось узнать;
- Выделение главного из полученных сведений;
7.Итог занятия. Выводы о создании и значении слова. (2 мин.)
8. Рефлексия . Групповая работа по созданию и зачитыванию Синквейнов за Авторским столом.( 3 мин.)
Содержание занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент открытого занятия по обучению грамоте
Тема: «Мир звуков и букв»Цель:Ход занятия:ВведениеВсе, что мы слышим – это звуки. Они отражают богатство и разнообразие окружающего мира, при помощи звуков можно передавать чувства, настроение, ...
Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской"
Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской" составила и провела учитель начальных классов Стороженко Н.А....
Открытое занятие кружка "Маленький художник"в 1 классе
Конспект занятия и презентация к занятию. Тема занятия "Роспись русской матрёшки"...
Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.
Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по теме: «Улыбка ангела» в 1 А классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...
Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».
Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...
Открытое занятие кружка Решение проектных задач 1 класс "Правила первоклассника"
Формирование умения представлять результаты проектной деятельности, оценивать свои достижения, воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность к учебным занятиям, соблюдени...
Открытое занятие кружка"Бисероплетение". Занятие "Цветущая ветка сакуры"
Открытое занятие кружка "Бисероплетение" на тему "Цветущая ветка сакуры", проведенное на Республиканском семинаре. Занятие познакомило детей с отличительными особенностями искусств...