Правописание слов с удвоенными согласными
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Воловикова Светлана Николаевна

Знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; 
закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; 
обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; 

 развивать интерес у детей к русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uro_russkogo_yazyka.2_klass._udvoennye_soglasnye.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели: 
- продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; 
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; 
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; 
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; 
- развивать интерес у детей к русскому языку. 
Оборудование:  кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация,
 книга В. Волиной «Весёлая грамматика»

Ход урока

  • Организационный момент.

Великий, могучий, свободный, 
Надежды и силы родник, 
Тебе посвящаем урок мы сегодня, 
Родной наш, правдивый и гордый язык!

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли очень необычные слова. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.

  • Актуализация знаний

На доске запись:

Весноймашагуляетпотенистойаллее.

- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)

- Что такое аллея? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?

- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).

- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?

«Правописание слов с удвоенными согласными»

  • Учебник. Слайд

           с. 117, правило.

Сегодня на уроке мы должны:

•        научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;

•        научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

•        выучить правило переноса данных слов.

  • Минутка чистописания:


Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. «красивый» - + grapho (графо) - пишу.

  • 1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение) 
    2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за 
    предмет? Догадались или нет?
    (ванна) 
    3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ...
    (грипп) 
    4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .
    (аллея, лл - нижнее соединение) 
    5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам
    , (килограмм, мм - нижнее соединение) 
    б.Шестой день недели
    (суббота) 
    7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива
    (дрожжи) 

8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)

  • Полученная запись в тетрадях детей: сс нн пп лл мм бб жж рр

-Давайте найдем в учебнике, в орфографическом словаре слова с удвоенной согласной:

класс, Россия, русский, суббота.

-Придумайте ещё 3 слова. (Коллектив, аллея, рассказ)

Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так: одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку:

Антенн-на , рас-свет, ап-парат, суб-бота.

- Запишите эти слова и запомните правило переноса.

  • Словарная работа

Кроссворд (слайд)

Описание игры:

Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.

- Отгадайте загадки.

Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - …(хоккей)

  1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется …(шоссе)

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

- Как разделить записанные слова для переноса (устно).

- Какое слово нельзя перенести? Почему?

- Подберите однокоренные слова к слову:

 Класс (классная, классики, одноклассники, классно)

  • Физкульминутка.

- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

Разминка «Буратино потянулся»

  • Закрепление. Дифференцированная работа.
  • Игра «Поймай слово» 

 - Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают  красный смайлик, а если одна согласная, то с зелёный смайлик.

 Телеграмма, стеклянный, принцесса, суббота, класс, малина, масса, Анна, спектакль, сумма, рассказ, машина, русский.

  • Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового узнали?

- Какие задания вам понравились? Почему?

- Кто испытывал трудности?

  • Оцените свою работу

Я все понял, могу объяснить другим – зелёный смайлик.

Я понял, но у меня ещё есть вопросы – жёлтый смайлик.

Я не понял новый материал – красный смайлик.

- А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик) 
     Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе. 
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали: 
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени. 
И Алла разучилась писать своё имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала. 
- Почему ты плачешь? - спросила учительница. 
- Я не знаю, как пишется моё имя. 
      Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….

(Задание по группам: что же сказала учительница?)


…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:  

аккуратный

аппликация

массаж

миллион

русский

троллейбус

Давайте выучим эти слова и мы!  Список слов с двойными согласными).

  • Домашнее задание.

Я предлагаю вам интересную работу.

Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.

Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; -...

Различение и правописание слов с удвоенной согласной

Тема: «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня».Цель:1. Познавательные УУД:- закрепить понятие корень и приставка;- формировать умение пр...

Тестовые задания по теме "Правописание слов с удвоенными согласными в корне слове"

Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, "Школа 2100"). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с...

Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе ФГОС по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными  согласными» для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС....

Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...

Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."

Данный урок предназначен для учителей начальных классов...