Правописание слов с удвоенными согласными
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uro_russkogo_yazyka.2_klass._udvoennye_soglasnye.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Цели:
- продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование: кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация, книга В. Волиной «Весёлая грамматика»
Ход урока
- Организационный момент.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли очень необычные слова. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.
- Актуализация знаний
На доске запись:
Весноймашагуляетпотенистойаллее.
- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)
- Что такое аллея? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?
- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?
«Правописание слов с удвоенными согласными»
- Учебник. Слайд
с. 117, правило.
Сегодня на уроке мы должны:
• научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;
• научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
• выучить правило переноса данных слов.
- Минутка чистописания:
Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. «красивый» - + grapho (графо) - пишу.
- 1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за
предмет? Догадались или нет? (ванна)
3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи)
8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)
- Полученная запись в тетрадях детей: сс нн пп лл мм бб жж рр
-Давайте найдем в учебнике, в орфографическом словаре слова с удвоенной согласной:
класс, Россия, русский, суббота.
-Придумайте ещё 3 слова. (Коллектив, аллея, рассказ)
Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так: одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку:
Антенн-на , рас-свет, ап-парат, суб-бота.
- Запишите эти слова и запомните правило переноса.
- Словарная работа
Кроссворд (слайд)
Описание игры:
Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.
- Отгадайте загадки.
Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
- Результат при сложении. (Сумма)
- Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
- Собирание марок, открыток. (Коллекция)
- Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется …(перрон)
- Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два к;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - …(хоккей)
- По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется …(шоссе)
- Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
- Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть, у нас.
Это наш просторный …(Класс)
- День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)
- Как разделить записанные слова для переноса (устно).
- Какое слово нельзя перенести? Почему?
- Подберите однокоренные слова к слову:
Класс (классная, классики, одноклассники, классно)
- Физкульминутка.
- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
Разминка «Буратино потянулся»
- Закрепление. Дифференцированная работа.
- Игра «Поймай слово»
- Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают красный смайлик, а если одна согласная, то с зелёный смайлик.
Телеграмма, стеклянный, принцесса, суббота, класс, малина, масса, Анна, спектакль, сумма, рассказ, машина, русский.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового узнали?
- Какие задания вам понравились? Почему?
- Кто испытывал трудности?
- Оцените свою работу
Я все понял, могу объяснить другим – зелёный смайлик.
Я понял, но у меня ещё есть вопросы – жёлтый смайлик.
Я не понял новый материал – красный смайлик.
- А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.
Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)
Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….
(Задание по группам: что же сказала учительница?)
…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:
аккуратный
аппликация
массаж
миллион
русский
троллейбус
Давайте выучим эти слова и мы! Список слов с двойными согласными).
- Домашнее задание.
Я предлагаю вам интересную работу.
Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.
Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»
Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; -...
Различение и правописание слов с удвоенной согласной
Тема: «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня».Цель:1. Познавательные УУД:- закрепить понятие корень и приставка;- формировать умение пр...
Тестовые задания по теме "Правописание слов с удвоенными согласными в корне слове"
Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, "Школа 2100"). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с...
Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе ФГОС по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»
Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными» для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС....
Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.
Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...
Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."
Данный урок предназначен для учителей начальных классов...