"Речевой этикет"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Иркутской области
«Центр развития дополнительного образования детей»
Рекомендована решением экспертного совета ГБУ ДО ЦРДОД протокол № ____ от «___» _____________ 2016 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБУ ДО ЦРДОД «___» ___________ 2016 г. №______ |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Речевой этикет»
Адресат программы: средний школьный возраст (5 класс)
Сроки реализации: 1 год
Направленность: естественнонаучная
Форма обучения: очная
Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ
Разработчик программы: Попова Надежда Алексеевна педагог дополнительного образования центра дистанционного образования ЦРДОД
(высшая квалификационная категория)
г. Иркутск, 2016 год
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа учебного курса «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы факультативного курса для 5-6 классов С. И. Львовой «Речевой этикет», 2009, ( https://yandex.ru/search/)
Актуальность содержания данной программы.
Обучение культуре речевого поведения и речевому этикету совпадает с тем периодом развития ребенка, когда он переходит на новую ступень образования и переживает период адаптации к новым условиям обучения. Необходимый уровень владения культурой речи в обиходно-бытовой и учебной сферах общения становится для него одним из важных коммуникативных умений.
При подготовке материалов инновационного учебного материала было учтено мнение психологов о возрастных и психологических особенностях учащихся 5 класса. Пятиклассники, покинув привычные условия начальной школы, начинают ощущать себя взрослыми, стремятся занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку и к себе, обнаруживая при этом особую восприимчивость к усвоению способов и норм поведения взрослых, потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность и стать самостоятельными. В то же время у них отмечается незрелость в оценке самих себя и других людей, проявление внешнего безразличия к мнению окружающих. И здесь на передний план выходят проблемы лингвистической толерантности.
Обучая детей с ОВЗ, необходимо учесть трудности каждого учащегося, которые они испытывают в процессе обучения. Трудности могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Цель программы:
обучать детей адекватному речевому поведению в ситуациях живого общения.
Задачи программы:
- повысить культуру речи учащихся, формируя языковую и речевую компетенции;
- задать установки толерантности как готовности сторон идти на взаимные уступки в сфере общения.
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: дети-инвалиды, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий, имеющие нормальный коэффициент умственного развития.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Режим занятий
Этапы образовательного процесса | 2016-2017 учебный год |
Начало учебных занятий (периодов) | с 15 сентября 2016 г. |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Входной контроль | 15 сентября 2016 г. |
Итоговая аттестация (при завершении изучения ДРП) | 15 июня 2016 г. |
Окончание учебных занятий (периодов) | 15 июня 2016 г. |
Каникулы осенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы зимние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы весенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Объем программы: 36 часов.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
5 класс (36 часов в год)
№п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Введение» | 1 | 1 | - |
2 | «Уроки речевого этикета» (основной раздел) | 11 | 11 | |
3 | «Уроки вежливости» (дополнительный раздел) | 24 | - | 24 |
Итого: | 36 | 12 | 24 |
Содержание учебно-тематического плана
Электронный курс «Речевой этикет в ситуациях и заданиях (5 класс)» представляет собой учебную среду, включающую три интегрированных и взаимосвязанных содержательных компонента: интерактивные мультимедиауроки («Уроки речевого этикета» - основной раздел, «Уроки вежливости» дополнительный раздел), поддерживающий их справочник «Советы вежливого человека» и электронную книгу «Речевой этикет».
Центральным компонентом инновационного учебного материала являются методически продуманные, законченные, сюжетно организованные интерактивные занятия. На них следует остановиться подробнее.
«Уроки речевого этикета»
- Мультимедиаурок
В основе урока лежит проблемная ситуация. В ходе дискуссии ученик-пользователь совместно с педагогическими агентами овладевает речевыми формулами и поведенческими умениями. - Статья учебника
В статье популярно изложен материал по теме; она содержит информацию о поведении в различных ситуациях; содержит иллюстрацию, эпиграф. Текст статьи можно распечатать и предложить на уроке в качестве раздаточного материала. - Тестовое задание
Тест к теме состоит из нескольких заданий, которые позволяют проверить усвоение учеником материала. - Ситуация для работы на уроке
Ситуации представляют из себя короткие анимации или рисунки, сопровождающиеся вопросами-заданиями. - Задание
Отдельные электронные задания представляют собой вопросы, включенные в тесты, или в качестве раздаточного материала для классной и внеклассной работы (для этого нужно просто распечатать задание). Из отдельных электронных заданий учитель может собрать тест по разным темам.
«Уроки вежливости» – дополнительный раздел. В него вошли материалы, связанные не только с вопросами речевого этикета, но и с основными правилами поведения.
- Материалы, которые входят в раздел:
- Игровая парная ситуация
25 анимированных озвученных ситуаций, рассматривающих вопросы вежливого поведения в кругу друзей и среди взрослых. Каждая ситуация реализована в двух вариантах: «правильном» – «Что такое хорошо?» и «неправильном» – «Что такое плохо?» - Контрольный тест
Контрольный тест включает 25 вопросов – по одному вопросу к каждой игровой ситуации. После выполнение всех заданий теста откроется экран статистики, где пользователь сможет оценить успешность выполнения теста. - Вопрос
Отдельные электронные задания из Контрольного теста, которые могут быть использованы во время занятия или в качестве раздаточного материала для классной и внеклассной работы (для этого нужно просто распечатать задание). Из отдельных электронных заданий учитель может собрать свой тест.
В компьютерной среде учебника под руководством виртуального учителя ведет активную учебно-поисковую деятельность группа виртуальных учеников. Проблемная задача, лежащая в основе каждой смысловой части занятия, успешно решается педагогическими агентами в процессе обсуждения. Однако при этом речь не идет о пассивном просмотре учебного мультфильма — вопросы и задания, внедренные в ткань заятия, прежде всего адресованы пользователю, индивидуальному при самостоятельной работе. Они стимулируют мыслительную активность учащихся, фокусируют внимание на ключевых моментах его содержания, привлекают к участию в работе виртуального класса. Реплики реальных учеников подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников, которые получают вербальную оценку виртуального учителя и комментируются им или самими «учениками». Представление об изучаемой теме формируется поэтапно — результат предшествующего обсуждения становится началом следующего этапа обучения.
Из приведенного краткого описания становится понятно, что такой учебно-дидактический материал отличается от обычного наглядного пособия, обязательным «приложением» к которому является слово учителя. Интерактивные занятия выступает как самодостаточное средство наглядности, моделирующее процесс взаимодействия субъектов обучения (учителя и учеников) с учебными средствами и потому способен занять свое место в сфере самостоятельной учебной деятельности учащихся.
В электронном издании реализована образцовая модель поведения взаимоотношений учителя и учеников: учитель не распространитель знаний и контролер, а партнер, старший товарищ, организатор учебной деятельности. Учитель, который пользуется такими дидактическими материалами и действует по предложенной ему модели, создает атмосферу доверительности, партнерства, свободы высказывания.
ИССС позволяет не только реализовать деятельностные формы и методы организации процесса обучения и учения, но и использовать их в различных вариантах в зависимости от контингента учеников. Все интерактивные мультимедийные уроки инновационного учебного материала построены на проблемных ситуациях, дискуссиях, обсуждениях, проектах, учебных исследованиях, эвристических задачах. Это основные формы взаимодействия учащихся и учителя.
Несмотря на то что содержательная полнота и целостность, а также средства мультимедийной наглядности обеспечивают самостоятельный режим работы, для учащихся 5 класса наиболее оптимальной по условиям психологической комфортности, а значит, и самой результативной будет работа. Вот ее алгоритм деятельности:
- постановка проблемы учителем виртуального класса или одним из его учеников;
- обсуждение проблемы;
- проверка правильности своих выводов в результате наблюдения за ходом обсуждения этой проблемы виртуальными учениками и их учителем.
Результатом такой учебной деятельности становятся не только знания, умения и навыки в предметной области. Дети на примере педагогических агентов-учеников, подражая им, учатся ставить проблему, выбирать оптимальное решение.
Работа с интерактивными уроками стимулирует творческую активность учеников, а их сюжеты способствуют выдвижению идей учебной проектной деятельности. Так, например, работая с циклом уроков, посвященных теме «Поздравление», ученики имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в выборе открыток, поздравиельных текстов.
Уроки разработаны в технологии мультимедиа, в них широко используются рисунки, анимация, звук, что позволяет привлекать внимание к экстралингвистической компоненте общения.
Учитель может использовать интерактивное занятие целиком или отобрать для проведения отдельные его фрагменты.
Уроки поддерживаются статьями электронного справочника «Советы вежливого человека» и электронной книгой «Речевой этикет».
Тесты и задания содержатся в каждой теме. Тесты представляют собой подборку вопросов по теме и используются при повторении темы или для контроля полученных знаний. Отдельные электронные задания представляют собой вопросы, включенные в тесты, и могут быть использованы во время работы в классе по данной теме (один ученик выполняет задание у доски, остальные помогают и комментируют) или в качестве раздаточного материала для классной и внеклассной работы (для этого нужно просто распечатать задание). Из отдельных электронных заданий учитель может собрать тест по разным темам.
Справочник «Советы вежливого человека» формируется в процессе работы с интерактивными мультимедиауроками, статьи по теме являются как бы его результатом. В его статьях кратко фиксируются выводы, к которым пришли ученики в результате дискуссии по теме. Статьи можно распечатать и предложить детям в конце занятия в качестве раздаточного материала. С их помощью они смогут выполнить задания, предложенные им учителем.
Электронная книга «Речевой этикет» в занимательной и доступной для детей форме рассказывает об истории и современном состоянии русского речевого этикета, знакомит с необходимыми для общения формулами, учит, как вести себя в той или иной ситуации. Статьи книги проиллюстрированы рисунками и отрывками из художественных произведений. Гипертекстовая организация книги не только позволяет оперативно найти нужное, но и связывает ее статьи с интерактивными мультимедиауроками. Таким образом, ребенок, самостоятельно работающий с книгой, получает доступ к интерактивному уроку, который является самой лучшей иллюстрацией к прочитанному и позволяет принять активное участие в разрешении конкретной проблемной ситуации. Статьи книги можно распечатать и предложить детям в конце урока в качестве раздаточного материала.
Электронное издание обеспечивает возможность организации учебного процесса по различным траекториям обучения. Учитель может начать обучение по теме с интерактивного занятия, дискуссии вокруг его ситуации, а затем, предложив детям задания-вопросы, стимулировать их обращение к другим учебным средствам — как инновационным, так и традиционным. Обучение можно начать с традиционного урока-объяснения, а затем в качестве иллюстрации обратиться к интерактивному занятию или использовать его фрагменты в процессе презентации темы. Возможен и третий путь: поставить перед учеником ряд проблем и попросить решить их самостоятельно, обращаясь к уроку или к нескольким урокам, в которых можно найти ответы на поставленные вопросы. Немаловажную роль в организации различных траекторий обучения играет инструментарий инновационного учебного материала: он позволяет учителю отбирать и компоновать дидактические материалы(уроки, статьи, справочники, задания и их фрагменты) для занятий, формировать индивидуализированные комплекты учебных материалов для самостоятельной работы.
Учебный процесс рассматривается как целенаправленный процесс совместной деятельности учителя и учеников, что позволяет оптимизировать учебную нагрузку за счет выведения многих видов работы в область активного самостоятельного обучения.
В данном случае использование ИКТ в учебном процессе определяется не только дидактической целесообразностью, но и несомненной необходимостью, поскольку никаким иным средством они не могут быть заменены — речь идет о принципиально новом средстве наглядности.
При всей своей содержательной комплексности и сложности инновационный учебный материал не представляет никаких трудностей в использовании ни для учителей, ни для учащихся. Помимо семантически прозрачного интерфейса, руководящего действиями пользователя, инновационный учебный материал снабжен методическими рекомендациями со сценариями использования его материалов.
Календарный учебный график
Раздел \ месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
Вводное занятие | 1ч | |||||||||
Раздел 1 | 2ч | 4 ч | 4 ч | 1 ч | ||||||
Раздел 2 | 3ч | 3 ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 2 ч | |||
Итоговая аттестация | Участие в конкурсе | |||||||||
Всего: 36 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Планируемые результаты обучения
Предметные
Владеть:
1) знаниями о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;
2) знаниями о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;
3) сведениями о речевом этикете;
4) сведениями о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;
5) знаниями основных законов порождения речевых высказываний;
6) знаниями о методах и способах работы над своей речью;
Метапредметные
Совершенствование коммуникативных умений:
1) анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
2) реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;
3) захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;
4) адекватно реагировать на коммуникативные помехи;
5) гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;
6) анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни;
Личностные
Развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе;
Развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением:
1) способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);
2) психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;
3) фонематический слух;
4) чувство языка;
Формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:
1) умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;
2) умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;
3) умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;
4) умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия;
Формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя.
7. Браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.
11. Цифровой аппарат.
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
2.2. Описание диагностических методик
Способами определения результативности учебных занятий являются: тесты и задания.
Тесты и задания содержатся в каждой теме. Тесты представляют собой подборку вопросов по теме и используются при повторении темы или для контроля полученных знаний. Отдельные электронные задания представляют собой вопросы, включенные в тесты, и могут быть использованы во время работы в классе по данной теме (один ученик выполняет задание у доски, остальные помогают и комментируют) или в качестве раздаточного материала для классной и внеклассной работы (для этого нужно просто распечатать задание). Из отдельных электронных заданий учитель может собрать тест по разным темам.
2.3. Описание методических материалов
На занятиях будут использованы следующие методические материалы:
• инструкционная карта по технике безопасности при работе с компьютером (Приложение 2);
• электронный курс «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс(http://school-collection.edu.ru)
• лекционный материал (http://mreadz.com/read-168990).
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии.
Дистанционная технология – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды. Технологии дистанционного обучения позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу территориальной удаленности.
Личностно-ориентированная технология характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности. Материал берется посильный для каждого обучающегося.
Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.
Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line при этом учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- наглядные методы обучения ( наблюдение)
- практические методы обучения (упражнение, практическая работа).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
- Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. Этикет и речевой этикет 5 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПКиПРО 2009
- Голъдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.
- Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
- Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука обще ния. — М., 1997.
- Крысин Л. П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
- Кузнецов И.Н. 100 правил безупречного этикета (карманная библиотека) Минск: Харвест 2011
- Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.http://mreadz.com/read-168990
- Львова С. И. Речевой этикет. — М., 1995.
- Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992
Список литературы для учащихся
- Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.http://mreadz.com/read-168990
- Львова С. И. Речевой этикет. — М., 1995.
- Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992
Электронные ресурсы
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/
- «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс(http://school-collection.edu.ru)
- Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.http://mreadz.com/read-168990
Приложение 1.
Учебно-тематический план
5 класс (36 часов в год)
№п/п | Тема и краткое содержание занятий | Форма занятий | Форма контроля и результативности | Кол-во часов |
«Введение» | ||||
1 | Введение Введение в курс «Речевой этикет» | Вводный урок | 1 | |
«Уроки речевого этикета» (основной раздел) | ||||
2 | «Приветствие и знакомство» В уроке рассматривается проблемная ситуация: как надо вести себя подростку со старшими, если он первый раз пришел в гости к товарищу. Ученик-пользователь участвует в дискуссии виртуального класса. Урок включает 3 сцены, рисунки, схемы, анимацию, интерактивные задания. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
3 | «Приветствие и знакомство» В уроке развивается проблемная ситуация предыдущего урока. Ученик-пользователь в ходе дискуссии с привлечением педагогических агентов овладевает различными этикетными формулами, характерными для знакомства, и правилами невербального общения в данной ситуации. Урок включает 3 сцены, рисунки, схемы, анимацию, интерактивные задания. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
4 | «Разговор по телефону» В основе урока лежит проблемная ситуация: как нужно разговаривать, если вы позвонили другу, которого не оказалось дома, а трубку взяли старшие. Ученик-пользователь в ходе дискуссии с привлечением педагогических агентов овладевает речевыми стратегиями и различными этикетными формулами, принятыми в телефонной беседе. Урок включает 7 сцен, рисунки, схемы, анимацию, интерактивные задания. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
5 | «Поздравление» В ходе урока решается проблемная ситуация: как правильно поздравить друзей и знакомых. Ученик-пользователь в ходе дискуссии с привлечением педагогических агентов овладевает этикетными умениями в выборе открытки, соответствующей тому или иному празднику, возрастному и социальному статусу адресата. Урок включает 3 сцены, рисунки, схемы, анимацию, «Задание на 5» (тип: распределение по группам). Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
6 | «Поздравление» В уроке рассматривается проблемная ситуация: кого и как поздравлять (составление текста поздравления, правильное обращение к адресату, стандартные пожелания, написание названий праздников, возможные ошибки в тексте поздравления). в ходе урока с участием педагогических агентов ученик-пользователь овладевает этикетными формулами поздравления, вырабатывает умение применять на практике соответствующие правила орфографии и пунктуации и т.д. Урок включает 3 сцены, рисунки, схемы, анимации, интерактивные задания пользователю. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
7 | «Извинение» В основе урока лежит проблемная ситуация: нужно ли извиняться за опоздание, входя в класс. Ученик-пользователь с участием виртуального класса овладевает этикетными формулами извинения, вырабатывает умение использовать их в зависимости от ситуации. Урок включает 6 сцен, рисунки, схемы, анимации, интерактивные задания пользователю. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
8 | «Просьба» В основу урока положена проблемная ситуация: какие речевые действия предпринять, чтобы вернуть вещь, которая была отдана на время. Ученик- пользователь с участием виртуального класса овладевает различными этикетными формулами просьбы и требования, принятыми в разных ситуациях общения. Урок включает 7 сцен, содержит рисунки, схемы, анимации, «Задание на 5» (тип: множественный выбор). Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
9 | «Согласие и отказ» В основе урока лежит проблемная ситуация: можно ли дать другу чужую вещь без спроса. в ходе дискуссии ученик-пользователь вместе с педагогическими агентами овладевает этикетными речевыми формулами отказа и согласия, используя их в разных ситуациях. Урок включает 6 сцен, содержит рисунки, схемы, анимации, интерактивные вопросы пользователю. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
10 | «Согласие и отказ» В уроке продолжается рассмотрение проблемной ситуации предыдущего урока. Ученик-пользователь, участвуя в дискуссии с привлечением педагогических агентов, овладевает речевыми умениями отказа и согласия в ситуации обременительной просьбы. Урок включает 4 сцены, содержит рисунки, схемы, анимации, интерактивные вопросы пользователю. Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
11 | «Благодарность» В основе урока лежит проблемная ситуация: когда и за что благодарят окружающих. в ходе дискуссии ученик-пользователь совместно с педагогическими агентами овладевает речевыми формулами и поведенческими умениями в ситуациях, требующих благодарности. Урок включает 5 сцен, содержит рисунки, схемы, анимации, «Задание на 5» (тип: множественный выбор). Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
12 | «Благодарность» В основе урока лежит проблемная ситуация: нужно ли показывать свое неудовольствие полученными подарками. в ходе дискуссии ученик-пользователь совместно с педагогическими агентами овладевает речевыми формулами и поведенческими умениями в соответствующей ситуации. Урок включает 5 сцен, содержит рисунки, схемы, анимации, «Задание на 5» (тип: множественный выбор). Реплики педагогических агентов озвучены. | Мультимедиаурок | Тест | 1 |
«Уроки вежливости» (дополнительный раздел) | ||||
13 | Обида. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
14 | Помощь 1. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
15 | Вежливый отказ. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
16 | Снобизм. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
17 | Сленг. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
18 | Разговор. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
19 | Внимание. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
20 | Дай откусить! | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
21 | Разговор взрослых. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
22 | Помощь 2. Помощь 3. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
23 | Чужие привычки. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
24 | Смешной анекдот. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
25 | Сочувствие. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
26 | Обращение. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
27 | Уступи место! | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
28 | Объяснение. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
29 | Затруднительное положение. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
30 | Спор. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
31 | По секрету? | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
32 | Хвастовство. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
33 | Дружба. | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
34 | Кто громче? Место занято? Мне идет? | Интегрированный урок | Задания-ситуации | 1 |
35 | Контрольный тест. | Контроль и оценка знаний. | Контрольный тест | 1 |
36 | Обобщающее занятие. | Обобщающий урок. | 1 | |
Итого: | 36 |
Приложение 2
Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий
1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких уда¬ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.
6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...
Русский речевой этикет приветствия
Исследовательская работа ученицы...
Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Конспект урока русского языка был напечатан в сборнике "Работаем по новым стандартам. Материал стажировки учителей начальных классов. - Белгород, ИПЦ "Сигма". - 2012". Урок разработан в соответствии с...
Речевой этикет. Составление приглашения. 3 класс
Открытый урок в рамках предметной недели русского языка в начальной школе....
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...