Тема урока: «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода»
план-конспект урока по русскому языку на тему

                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, графически объяснять написания с ь и без ь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, графически объяснять написания с ь и без ь.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи.  Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.)

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

1 вариант записывает только склоняемые существительные, а 2 – несклоняемые.

Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.

– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?

Профиль

Пальмовый

Брать  

Ателье

Серьезный

Судья

Беречь

Стеречь

Испечь

(Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола – выполняет грамматическую функцию.)

Постановка проблемы

– Прочитайте название 8-го параграфа (с. 4).

- Прочтите слова (рожь, ночь, ключ, мышь, камыш).

– Назовите ключевые слова. (ь, шипящие, в конце, существительное.)

– Какие вы знаете шипящие звуки? Назовите их ([ч’], [щ’], [ш], [ж]).

– Обозначьте графически название параграфа в виде опоры для работы.

Работа по учебнику в парах.

– Что общего обнаружили? (Все имена существительные, есть шипящий в конце слова.)

– В чём различие? (В одних словах есть ь, в других нет.)

– Какой возникает вопрос? (Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется?)

– Сравните свою формулировку с авторской в учебнике.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

Упр. 173 – группировка слов и выдвижение гипотез.

- Прочитай имена существительные на какие две группы их можно разделить. Спиши в два столбика. Какую надпись ты сделаешь над каждым? (1 столбик. Женский род: ложь дочь мышь рожь тишь суши пустошь

2 столбик. Мужской род: душ страж муж нож плюш камыша плач ключ)

– Сделайте вывод: от чего зависит написание ь после букв шипящих в конце имён существительных?

- Зависит ли написание с ь от характера шипящего?

Работа над текстом правила. Чтение правила и сравнение с теми формулировками, которые дети дали сами.

– Можно ли написание после букв шипящих в конце имён существительных считать орфограммой? Докажите.

– Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук [ч'], [щ'], [ж] или [ш].)

– Что является главным в выборе написания ь? (Род имени существительного.)

- Изобразите правило в виде схемы, удобной для запоминания

– Проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах меч, горечь, помочь, мель, ночью, рожь.

– Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм.

- Какой вывод можно сделать о написании мягкого знака? (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, ~ пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, ~ мягкий знак не пишется.)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Упр. 174 – развивается умение отличать орфограмму ь после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с ь.

- Запиши данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме 2) с разделительном ь 3) где ь указывает на то, что это существительное женского рода дичь, сельдь, раздолье, польза, стулья, топь, ширь, чушь, полночь, соловьи, дрожь (1) сельдь, польза, топь, ширь, 2) раздолье, стулья, соловьи 3) дичь, чушь, полночь, дрожь)

Упр. 175

-  Прочитай имена существительные. Запиши транскрипцию каждого слова. Какая ещё знакомая тебе орфограмма есть на конце слов? ((рошь)-рожь, нет ржи, рожь ж. р.

(морш) - морж, нет моржей, морж м. р.

(Стриж)-стриж, нет стрижей, стриж м. р.

(Дрожь)-дрожь, доволен дрожью, дрожь ж. р.

(чиш)-чиж, нет чижей, чиж м. р.

(Мираж)-мираж, мираж м. р., доволен миражом)

Вывод: В словах есть ещё орфограмма – «Проверяемая буква согласного в конце слова». Чтобы не допустить ошибку в правописании таких слов, надо подбирать проверочные слова. Буква ж является орфограммой, когда говорим о правописании её в конце слова, и одним из условий выбора написания, когда говорим о том, надо или не надо писать ь. Кроме того, наличие буквы шипящего – признак (показатель) того, что за ним следует орфограмма.

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

- Вставь, где это нужно, букву ь, обозначь орфограмму. Клич_ ( ), шалаш_ ( ), реч_ ( ), голыш_ ( ), печ_ ( ), луч_ ( ), дрож_ ( ), брош_ ( ), матч_ ( ), гореч_( ), палач_ ( ), гараж_ ( ), карандаш_ ( )

-  Напиши слова в два столбика. Обозначь орфограмму с ь Без ь (1 столбик (существительные мужского рода, 2 склонения) клич, шалаш, голыш, луч, матч, палач, гараж, карандаш-пишутся без мягкого знака

2 столбик (существительные 3 склонения женского рода): речь, печь, дрожь, брошь, горечь-с мягким знаком пишутся.)

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

Тест.

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

  1. Всегда пишется ь знак;
  2. Не пишется ь знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

  1. Пишется ь знак;
  2. Не пишется ь знак.

3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

  1. На падеж;
  2. На число;
  3. На род существительных

4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах?

  1. 1
  2. 2
  3. 3

5) Слова на какой строке написаны верно

  1. Шалаш, печь, стриж, дич
  2. Камыш, экипаж, молодёжь
  3. лещь, матч, горечь

Включение в систему знаний

- Спишите расставь недостающие знаки препинания. Вставь, где это нужно, букву ь. Обозначь орфограмму.

1. Экипаж_* стоял его окружали чёрные фигуры.2.Тибун

перешагнул через барьер и стал на карнизе.Его плаш_ развевался,как знамя.3.Силач_ отступил в изумлении и сжал кулаки.(Ю.Олеша)4.Дремлет чуткий камыш_,тиш_-безлюдье вокруг.(И.Никитен)5.Этот плач_3 не могла выносить Травка и,заслышав его3,вылезала из ямы в ноч_ и в полноч_.(М.Пришвин)6.(Так ты же ещё малын_) рассмеялся Владик. (А.Гайдар)

(Экипаж стоял, его окружали чёрные фигуры.2.Тибун перешагнул через барьер и стал на карнизе. Его плащ развевался, как знамя.3.Силач отступил в изумлении и сжал кулаки. (Ю.Олеша) 4.Дремлет чуткий камыш, тишь - безлюдье вокруг. (И.Никитен) 5.Этот плач 3 не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь. (Пришвин)6. (Так ты же ещё малыш), - рассмеялся Владик. (А.Гайдар))

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мызакрепляли, что отрабатывали?

– Что вы узнали о мягком знаке после букв шипящих в конце существительных женского рода?

- Расскажите правило

Личностные УУД:смолообразование

Рефлексия

- Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.

  • У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно (КРАСНЫЙ)
  • У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно (ЗЕЛЁНЫЙ)
  • Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно (СИНИЙ)

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профиль Пальмовый Брать Ателье Серьезный Судья Беречь Стеречь Испечь

Слайд 2

Рожь, ночь, ключ, мышь, камыш

Слайд 3

Клич_ ( ), шалаш_ ( ), реч _ ( ), голыш_ ( ), печ _ ( ), луч_ ( ), дрож _ ( ), брош _ ( ), матч_ ( ), гореч _( ), палач_ ( ), гараж_ ( ), карандаш_ ( )

Слайд 4

1. На конце существительных ж. р. после шипящих: Всегда пишется ь знак; Не пишется ь знак. 2. На конце существительных м. р. после шипящих: Пишется ь знак; Не пишется ь знак. 3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает: На падеж; На число; На род существительных 4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах? 1) 1 2) 2 3) 3 5) Слова на какой строке написаны верно Шалаш, печь, стриж, дич Камыш, экипаж, молодёжь лещь , матч, горечь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")

В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм ...

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода

Урок русского языка "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" (4 класс)...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100

Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода"  содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...

Схема "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода"

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода.Несклоняемые существительные...

Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода» 4 класс

Цели:1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце и...