Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кононова Надежда Петровна

Цели:

1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;

2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, графически объяснять написания с ь и без ь;

3) воспитывать уважительное отношение к орфографическим нормам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Кононова Надежда Петровна,

учитель начальных классов,

 МАОУ «Городская гимназия №1»,

г. Усть-Илимск

Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода»

4 класс

Цели:

1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;

2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, графически объяснять написания с ь и без ь;

3) воспитывать уважительное отношение к орфографическим нормам русского языка.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения;
  • регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи;
  • познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации, закрепление умений нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;
  • коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в группе;
  • предметные: научиться объяснять правописание слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода.

Технология проблемно-диалогического обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Настроение каково? (Во! Ученики изображают настроение)

- С хорошим настроением начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний (повторение о букве ь)

Слайд 1.

- Посмотрите, что общего в словах трёх столбиков?

        портфель                ателье                беречь

                пальмовый                серьезный                стеречь

        коньки                судья                        испечь

(Во всех словах есть мягкий знак).

- Какова роль мягкого знака в словах каждого столбика?

(В первом столбике обозначает на письме мягкость согласного. Во втором – является разделительным. В третьем столбике указывает на неопределенную форму глагола).

III. Постановка проблемы.

1. Практическое задание на ошибку.

- Учитель диктует слова: рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш.

Три ученика пишут на доске, остальные записывают эти слова на отдельных листочках.

(На доске и на листочках появляются слова с ошибками)                                

Слайд 2. 

- А теперь посмотрите, как это же задание выполнила я. (Предъявление научного факта; возникновение проблемной ситуации)

- Сравните записи. Где допустили ошибки мои помощники? (Побуждение к осознанию противоречия)

Обучающиеся называют расхождения.

- А почему ребята допустили ошибки?

- Какого правила вы ещё не знаете?

- Какой будет тема сегодняшнего урока? (Побуждение к формулированию учебной проблемы)

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой)

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

1. - Прочитайте слова.

- Какие есть предположения о правописании мягкого знака? (Общее побуждение к выдвижению гипотез)

- Посмотрите, чем ещё, кроме мягкого знака, различаются слова? Что можно сказать о роде? (Подсказка к выдвижению решающей гипотезы)

Ответ учащихся: в женском роде мягкий знак пишется, а в мужском нет. (Решающая гипотеза)

- Давайте проверим вашу гипотезу. Как это можно сделать?

Ученики выписывают слова в тетрадь в два столбика. Слова женского рода с мягким знаком в первый столбик, а мужского рода без мягкого знака – во второй.

- Сделайте вывод.

Ученики: После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, в именах существительных мужского рода – не пишется. (Открытие нового знания).

Тему урока учитель открывает на доске.

- Сравните свою формулировку с авторской в учебнике на с. 5.

2. Работа над текстом правила.

1) Чтение правила и сравнение с теми формулировками, которые дети дали сами.

2) Ответы на вопросы:

– Можно ли написание после букв шипящих в конце имён существительных считать орфограммой? Докажите.

– Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук [ч'], [щ'], [ж] или [ш].)

– Что является главным в выборе написания ь? (Род имени существительного.)

V. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Развитие умений.

1. Работа в группах.

- Изобразите это правило в виде схемы, удобной для запоминания.

Ученики представляют схему правила, отвечают на вопросы в учебнике на с. 5–6.

При ответе на 3-й вопрос на доске появляется совместно выработанный алгоритм:

2. Работа в парах.

– Проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах: меч, горечь, помочь, мель, ночью, рожь.

– Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм.

3. Работа в рабочей тетради.

Задание № 7, тема 6 в рабочей тетради.

– Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

4. Работа в учебнике

1. Упр. 174 – развивается умение отличать орфограмму ь после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с ь.

У доски работают три ученика. Проверка коллективная.

Запись:

сельдь                                        раздолье                                  дичь (ж.р.)

польза                                       стулья                                      чушь (ж.р.)

топь                                          соловьи                                     полночь (ж.р.)

ширь                                                                                            дрожь (ж.р.)

5. Физкультминутка.

Учитель называет существительные с ь и без ь: сторож, дичь, малыш, помощь и др. Ученики хлопают в ладоши, если нет ь, прыгают на одной ноге, если есть ь.

6. Упр. 175

В словах есть ещё орфограмма – «Проверяемая буква согласного в конце слова». Чтобы не допустить ошибку в правописании таких слов, надо подбирать проверочные слова. Буква ж является орфограммой, когда говорим о правописании её в конце слова, и одним из условий выбора написания, когда говорим о том, надо или не надо писать ь. Кроме того, наличие буквы шипящего – признак (показатель) того, что за ним следует орфограмма.

7. Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.

8. Кодированный диктант.

-  Учитель диктует слова: помощь, малыш, борщ, калач, пляж, мелочь, сыч, дочь, ученики ставят +  (плюс), если есть ь, если нет – (минус).

Взаимопроверка:

На доске учитель открывает ответы: +  ,  -  ,  -  ,  -  ,  -  ,  +  ,   -  ,   +  .

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

VI. Итог урока.

– Назовите причину отсутствия изученной орфограммы в слове помочь. (Другая часть речи – глагол.)

– Какую роль выполняет в этом слове ь? Вспомните три случая употребления ь 

(с. 5).

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

VII. Домашнее задание.

Дифференцированная работа:

1 группа - упр. 5, с. 13, уметь передать содержание правила схемой;

2 группа – упр. 6, с. 13-14, придумать и записать слова;

3 группа – придумать и записать сказку или стихотворение на новую тему.

VIII. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

1.  Самым интересным на занятии для меня было…

2.  Я научился…

3.  Мне понравилось…

4.  Я хотел бы вам сказать…

5.  Самым скучным на занятии было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")

В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм ...

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода

Урок русского языка "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" (4 класс)...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100

Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода"  содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...

Схема "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода"

Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода.Несклоняемые существительные...