Мастер-класс прием "Кластер"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Мастер-класс Прием "Кластер и синквейн"
Использование данного метода на уроке русского языка при узучении частей речи - имя существительное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием - кластер
Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один из методов критического мышления.
Современная система образования ориентированная на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относятся наличие трех стадий:
- вызов – активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы.
- осмысление – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
- рефлексия – полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- на этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предложения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников. Мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- на стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- на стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В виде общей стратегии занятия. На всех его стадиях. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно. В ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг спутников центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке.
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Применение метода кластер.
Метод кластер может применяться практически на всех уроках при изучении самых разных тем. форма работы может любой: индивидуальной, групповой, коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач. Возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. (Сначала создает один учащийся в тетради кластер, после чего в совместном обсуждении материала составляется общая графическая схема) Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке и в качестве домашнего задания ( ПРИ НАЛИЧИИ опыта составления)
Положительное и результат применение метода
Достоинства метода
- позволяет охватить большой объем информации
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, интерес
- дети активны и открыты, т.к. не возникает страха ошибиться, высказывать неверное суждение
Формируются и развиваются умения:
- Умение ставить вопросы
- Выделять главное
- Устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения
- Переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом
- Сравнивать и анализировать
- Проводить аналогии.
Существуют различные виды кластеров:
- планета и её спутники
- блок-схемы
- бумажный кластер
- кластер с нумерацией слов для составления рассказа
- кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
- групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
- обратный кластер
- грамматический кластер
Метод кластера на уроках развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и оценочные суждения, учит вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений. Опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Уроки с применением кластера дают возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Части речи, к которым можно задать вопрос, называются самостоятельные.
Имя существительное (кто? что?) обозначает предмет. Например: ученик, река, школа.
Имя прилагательное (какой? какая? какое?) обозначает признак предмета. Например: красивая, солнечный.
Глагол (что делать? что сделать?) обозначает действие. Например: играть, учиться.
Части речи, к которым нельзя поставить вопрос, называются служебные. Например: предлоги (к, по, за); союзы (и, а, но).
«Дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах.
Синквейн по предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать, таким образом, части речи.
Пример синквейна на тему «Существительное»:
Существительное.
Самостоятельная часть речи обозначает предмет, явление.
Отвечает на вопрос кто? что?
Постоянные признаки существительного: род, собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное.
Непостоянные признаки: число,
Здравствуйте члены жюри, коллеги!
Вашему вниманию представляю мастер-класс по теме: прием - кластер.
Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один методов критического мышления.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов.
Выделяют три стадии критического мышления.
- вызов – активизация, вовлечение участников в процесс. Воспроизведение имеющихся знаний по теме. Формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов.
- осмысление – работа с информацией: чтение текста, обдумывание, анализ.
- рефлексия – полученные знания перерабатываются.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
Применение кластера на протяжении всего урока.
Кластер оформляется в виде грозди, модели планеты со спутниками.
Оформление кластера на доске, в тетради, на отдельном листе.
Виды кластеров.
- планета и её спутники
- блок-схемы
- бумажный кластер
- кластер с нумерацией слов для составления рассказа
- кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
- групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
- обратный кластер
- грамматический кластер
Сегодня продемонстрирую Вам, каким образом работает кластер на уроке русского языка – тема: Имя существительное.
- Разделите слова на группы (на листочках пишут) слова на экране. СЛАЙД
- На какие группы разбили слова?
Существительное Прилагательное глагол союзы предлоги
- Как можно назвать группы слов?
ЧАСТИ РЕЧИ
- Карточка – давайте наполним нашу таблицу информацией - карточки.
- – какие части речи есть ещё? Наречие Местоимение
- как выделили существительное (по значению и вопросу) предмет, кто? что?
- как выделили прилагательное (значение и вопрос) признак, какой? Какая? Какие?
- на какие группы делятся части речи?
- самостоятельные и служебные.
- о теме урока узнаем, если найдем лишнее слово - (слова на доске – зеленая, добрая, школа, высокая.
- посмотрите на экран вы видите картинки, запишите СЛАЙД
- девочка, собака, город
- чем объединены слова – это слова с непроверяемой гласной в корне слова.
- придумайте имя девочке, кличку собаке. Название города СЛАЙД
- на какие группы можно разделить слова?
СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
- посмотрите на экран
На экране слова
- чем объединены данные слова? (проверяемая безударная гласная в корне слова)
- поделите на группы слова?
- на какие группы поделили слова?
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
- задайте вопрос
- Прочитайте пары слов найдите лишнюю пару слов?
- по какому признаку определили?
- изменили форму слова, что это значит? – поставили слово в другое число.
- какие числа имен существительных знаете?
- ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО и МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
- назовите предметы на картинке и запишите слова
- облако, солнце, звезда, туча, снег, ветер –
- подберите местоимения и разделите на группы , по каким словам определили род.
Жен. Муж. Средн.
- какие из признаков имени существительного постоянные, а какие нет? ПОСТОЯННЫЕ и НЕПОСТОЯННЫЕ
- по какому признаку изменяются?
- сейчас 1 группа – работают у доски с карточками
2 группа – работают на месте с листом бумаги
Вам необходимо систематизировать. Составить алгоритм, схему по признакам имени существительного.
- Работа с жюри
- посмотрите на экран данный прием кластер может быть использован на уроках в начальной школе СЛАЙДЫ
-
- Проверяем группы, покажите, что у вас получилось?
- Теперь подведем итог, используя один из приемов СИНКВЕЙН как разновидности кластера.
СЛАЙД
СЛАЙД
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Окружающему миру в 4 классе УМК Планета знаний и мастер -класс
Урок по теме "Искусственное сообщество сад" и мастер- класс по теме"Тигр" по новой технологии :Развитие критического мышления посредствам чтения и письма...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...