Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № ___
от «__»________2017 г.
Руководитель Ш МО
__________/______________________/
Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Заступовой Натальи Владимировны, высшая квалификационная категория
Ф.И.О., категория
по русскому языку, 4 В класс
предмет, класс и т.п.
2017 – 2018 учебный год
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
- пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Содержание учебного предмета.
Повторение (10 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (6 ч)
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления И, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение соднородными членами.
Слово в языке и речи (17 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи, значение, вопросы.
Роль наречий в предложении- второстепенный член предложения.
Имя существительное (30 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные типы склонения имён существительных.
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке.
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (25 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним.
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею.
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Гпагол (27ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения.
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? что делать?.
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел, слышать — слышал
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат.
Повторение (14 ч)
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению коллективно и самостоятельно.
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях.
Изложение подробное, сжатое текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, олицетворений, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов.
Сочинения устные и письменные по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Повторение | 10 | ||
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста». Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | |
3 | Текст. План текста. | 1 | Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Писать правильно слово «каникулы» Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности |
4 | Изложение повествовательного текста | 1 | Излагать содержание повествовательного текста. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство». Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
7 | Обращение Словарный диктант №1 | 1 | Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 1 | Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма |
9 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | 1 | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
10 | Анализ диктанта. Корректировка знаний. Словосочетание | 1 | |
Предложение | 6 | ||
11 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | Находить в предложении однородные члены предложения. Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр». Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
12 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
13 | Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
14 | Простые и сложные предложения. Словарный диктант №2 | 1 | Различать простое и сложное предложения Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
15 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
16 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | 1 | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Слово о языке и речи | 17 | ||
17 | Анализ диктанта. Корректировка знаний. Лексическое значение слова | 1 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь» Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
18 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | 1 | Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Писать правильно слово «шофёр» . Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Писать правильно слово «ещё» Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
20 | Фразеологизмы. Словарный диктант №3 | 1 | Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
21 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Писать правильно слово «костюм» Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
22 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | |
23 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо» Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
24 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | Объяснять написание приставок и суффиксов Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
25 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант №4 | 1 | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации |
26 | Обучающее изложение. | 1 | Излагать содержание повествовательного текста. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
27 | Анализ изложения. Корректировка знаний. Части речи. | 1 | |
28 | Имя числительное. Глагол. | 1 | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
29 | Наречие. | 1 | Находить в тексте наречия. Образовывать наречия от прилагательных. Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно» Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
30 | Правописание наречий. | 1 | |
31 | Правописание наречий. Словарный диктант №5 | 1 | |
32 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 1 | Составлять предложения и текст по репродукции картины Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
33 | Анализ сочинений. Корректировка знаний. | 1 | |
Имя существительное | 30 | ||
34 | Распознавание падежей имен существительных | 1 | Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам. Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа. Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам. Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода. Определять существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, только в форме множественного числа, существительные общего рода, составлять с ними предложения, использовать в тексте. Толковать (объяснять) значение образных выражений и пословиц. Высказываться (строить монологические высказывания), вести диалог по результатам наблюдений об изменении имен существительных. Давать толкование термину существительные общего рода. Составлять с существительным общего рода предложения, употреблять эти существительные в тексте. |
35 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 1 | |
36 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 1 | |
37 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 | |
38 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. Словарный диктант №6 | 1 | |
39 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | Составлять текст-описание на заданную тему. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяются существительные при связи с другими словами. |
40 | 2-е склонение имен существительных | 1 | Выделять окончания имён существительных. Склонять существительные, устанавливать, что изменяется у существительных при склонении, и выделять окончания существительных. Выделять из предложений словосочетания с существительными. Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании. Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений. |
41 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения | 1 | |
42 | 3-е склонение имен существительных | 1 | |
43 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения | 1 | |
44 | Обучающее изложение | 1 | |
45 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | |
46 | Именительный и винительный падежи | 1 | Строить алгоритм рассуждений при определении падежа существительного. Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме. Определять падеж существительного в предложении (в тексте). Разбирать существительные по составу. Определять род и тип основы существительных (мягкая, твердая основа) Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения. Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице Строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных. Толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или или самостоятельно составленный текст (контекст). Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного; определять тип склонения и падеж существительных; Толковать (объяснять) значение пословиц. Использовать образные выражения пословиц для озаглавливания текста. Устанавливать связь значения пословицы и главной мысли текста. Составлять текст по рисунку. |
47 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Словарный диктант №7 | 1 | |
48 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | |
49 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 | |
50 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | |
51 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | |
52 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант №8 | 1 | |
53 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | |
54 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 | |
55 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Повторение | 1 | |
56 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | |
57 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 1 | |
58 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 1 | |
59 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 1 | |
60 | Обучающее изложение | 1 | |
61 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | |
62 | Контрольный диктант № 4 за 1 полугодие. | 1 | |
63 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Наши проекты. | 1 | |
Имя прилагательное | 25 | ||
64 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Характеризовать лексическое значение имен прилагательных. Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам). Объяснять термин родовые окончания имен прилагательных. Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях. |
65 | Род и число имён прилагательных | 1 | |
66 | Описание игрушки | 1 | |
67 | Склонение имён прилагательных. Словарный диктант №9 | 1 | |
68 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 | Анализировать текст о звуках весеннего леса и рассказывать о значении имён прилагательных для придания тексту точности и выразительности. Толковать (объяснять) образные выражения, в которые входят прилагательные. |
69 | Анализ сочинений. Корректировка знаний. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | |
70 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 1 | Наблюдать за словосочетанием существительных с прилагательными и устанавливать, от чего зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании с существительным. Объяснять, как определить род, число и падеж прилагательного в словосочетании с существительным. Разбирать прилагательные по составу. Наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи. Использовать знания об определении рода, числа и падежа прилагательных на практике. Склонять имена прилагательные в форме единственного числа мужского и среднего рода. Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердой и мягкой основой (работать по таблице). Формулировать вывод по результатам проведенного сравнения. Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского рода, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными (работать по таблице) Формулировать вывод по результатам проведенного сравнения. Наблюдать за особенностями склонения прилагательных с основами на ж, ш. Устанавливать особенности склонения этих прилагательных. Формулировать общее правило проверки правописания безударных гласных. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, можно ли общее правило проверки правописания безударных гласных применить к именам прилагательным с безударными гласными в окончаниях. Анализировать предложенные модели проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского и среднего рода. Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода. Применять на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в форме мужского и среднего рода. |
71 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | |
72 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 | |
73 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | |
74 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. Словарный диктант №10 | 1 | |
75 | Анализ изложения. Корректировка знаний. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | |
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | |
77 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | |
78 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | |
79 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | 1 | |
80 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Словарный диктант №11 | 1 | |
81 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 | Объяснять, к какому типу относится текст (текст-повествование, текст-описание). Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода единственного числа |
82 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 1 | |
83 | Анализ сочинений. Корректировка знаний. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа. Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки. Составлять небольшие тексты (5-6 предложений) с прилагательными, которые имеют прямое и переносное значение, с прилагательными, близкими и противоположными по значению (самостоятельно подобранными или предложенными на выбор), и записывать составленные тексты. |
84 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | |
85 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | |
86 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
87 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
88 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Повторение | 1 | |
Местоимение | 7 | ||
89 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения | 1 | Выделять личные местоимения в предложении (в тексте). Устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют. Наблюдать за личными местоимениями и характеризовать их грамматические признаки: устанавливать, изменяются ли личные местоимения по числам; устанавливать, на существительные какого рода указывают личные местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Наблюдать за предложениями с личными местоимениями и устанавливать, каким членом предложения может быть личное местоимение. Различать личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. |
90 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Словарный диктант №12 | 1 | |
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | |
92 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | |
93 | Обобщение по теме «Местоимение» | 1 | |
94 | Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение» | 1 | |
95 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Повторение | 1 | |
Глагол | 27 | ||
96 | Общие сведения о глаголе. | 1 | Выделять глаголы среди других частей речи. Различать глаголы и имена существительные, называющие действия предмета. Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Наблюдать и анализировать, какова роль глаголов в речи. Характеризовать роль глаголов в речи. Выделять глаголы в неопределенной форме в предложении (в тексте) Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределенной форме. Разбирать глаголы в неопределенной форме по составу Определять форму времени глагола. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как по неопределенной форме глагола определить все его возможные формы времени. Устанавливать на практике по неопределенной форме данного глагола все его возможные формы времени. Выделять глаголы в форме прошедшего времени. Наблюдать (анализировать) по таблице и устанавливать, как образуются глаголы прошедшего времени. Устанавливать, как глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Образовывать глаголы в форме прошедшего времени и разбирать их по составу. Наблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределенной форме с частицей -ся и без нее. Различать лексическое значение глаголов в неопределенной форме с частицей -ся и без нее. Составлять текст на заданную тему с использованием глаголов. Характеризовать роль глаголов в неопределенной форме в речи. Определять форму времени глагола. Разбирать глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени по составу. Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам, устанавливать, в каком времени глаголы изменяются по лицам и числам. Объяснять, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называются личными окончаниями. Объяснять, может ли быть личное окончание глагола орфограммой. |
97 | Изменение глаголов по временам | 1 | |
98 | Неопределённая форма глагола | 1 | |
99 | Изменение глаголов по временам Словарный диктант №13 | 1 | |
100 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | |
101 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 1 | |
102 | Спряжение глаголов | 1 | |
103 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | |
104 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | |
105 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 | |
106 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 | |
107 | Наши проекты | 1 | |
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | |
109 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | |
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | |
111 | Возвратные глаголы | 1 | |
112 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Словарный диктант №14 | 1 | |
113 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 1 | |
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | |
115 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 | |
116 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» | 1 | |
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | |
118 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | |
119 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | |
120 | Изложение повествовательного текста | 1 | |
121 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 | |
122 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 | |
Повторение | 14 | ||
123 | Язык. Речь. Текст | 1 | Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия. Устанавливать в процессе наблюдения и анализа: наречие - неизменяемая часть речи. Разбирать наречия по составу. Объяснять, какая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) всегда отсутствует в наречиях. Устанавливать, каким членом предложения является наречие. Упражняться в правописании суффиксов -о, -а в наречиях. Устанавливать связь слов в предложении. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматическую основу предложения. Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Разбирать по членам предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами и без них. Наблюдать за предложениями с однородными главными членами и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Характеризовать однородные дополнения, однородные определения и однородные обстоятельства. Различать простые и сложные предложения с использованием термина грамматическая основа предложения. Наблюдать за расстановкой знаков препинания в сложных предложениях (с союзами и без союзов). Формулировать вывод о знаках препинания в сложных предложениях. |
124 | Предложение и словосочетание. Словарный диктант №15 | 1 | |
125 | Предложение и словосочетание | 1 | |
126 | Лексическое значение слова | 1 | |
127 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | |
128 | Состав слова | 1 | |
129 | Состав слова | 1 | |
130 | Части речи. Словарный диктант №16 | 1 | |
131 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | |
132 | Анализ изложения. Части речи | 1 | |
133 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | |
134 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | |
135 | Звуки и буквы | 1 | |
136 | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Сроки | Примечание | |
по плану | по факту | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Повторение | ||||
1 | Наша речь и наш язык. | 4.09-8.09 | ||
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 4.09-8.09 | ||
3 | Текст. План текста. | 4.09-8.09 | ||
4 | Изложение повествовательного текста | 4.09-8.09 | ||
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | 11.09-15.09 | ||
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 11.09-15.09 | ||
7 | Обращение. Словарный диктант №1 | 11.09-15.09 | ||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 11.09-15.09 | ||
9 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | 18.09-22.09 | 19.09 | |
10 | Анализ диктанта. Корректировка знаний. Словосочетание | 18.09-22.09 | 20.09 | |
Предложение | ||||
11 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 18.09-22.09 | 18.09 | |
12 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 18.09-22.09 | 21.09 | |
13 | Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 25.09-29.09 | 25.09 | |
14 | Простые и сложные предложения. Словарный диктант №2 | 25.09-29.09 | 26.09 | |
15 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 25.09-29.09 | 27.09 | |
16 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | 25.09-29.09 | 28.09 | |
Слово о языке и речи | ||||
17 | Анализ диктанта. Корректировка знаний. Лексическое значение слова | 2.10—6.10 | ||
18 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | 2.10—6.10 | ||
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 2.10—6.10 | ||
20 | Фразеологизмы. | 2.10—6.10 | ||
21 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 9.10-13.10 | ||
22 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 9.10-13.10 | ||
23 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 9.10-13.10 | ||
24 | Правописание приставок и суффиксов. | 9.10-13.10 | ||
25 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 16.10-20.10 | ||
26 | Обучающее изложение. | 16.10-20.10 | ||
27 | Анализ изложения. Корректировка знаний. Части речи. | 16.10-20.10 | ||
28 | Имя числительное. Глагол. | 16.10-20.10 | ||
29 | Наречие. | 23.10-27.10 | ||
30 | Правописание наречий. | 23.10-27.10 | ||
31 | Правописание наречий. | 23.10-27.10 | ||
32 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 23.10-27.10 | ||
33 | Анализ сочинений. Корректировка знаний. | 07.11-10.11 | ||
Имя существительное | ||||
34 | Распознавание падежей имен существительных | 07.11-10.11 | ||
35 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 07.11-10.11 | ||
36 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 07.11-10.11 | ||
37 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 13.11-17.11 | ||
38 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. Словарный диктант №6 | 13.11-17.11 | ||
39 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 13.11-17.11 | ||
40 | 2-е склонение имен существительных | 13.11-17.11 | ||
41 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения | 20.11-24.11 | ||
42 | 3-е склонение имен существительных | 20.11-24.11 | ||
43 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения | 20.11-24.11 | ||
44 | Обучающее изложение | 20.11-24.11 | ||
45 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 27.11-01.12 | 23.11 | |
46 | Именительный и винительный падежи | 27.11-01.12 | ||
47 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Словарный диктант №7 | 27.11-01.12 | ||
48 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 27.11-01.12 | ||
49 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 04.12-08.12 | ||
50 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 04.12-08.12 | ||
51 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 04.12-08.12 | ||
52 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант №8 | 04.12-08.12 | ||
53 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 11.12-15.12 | ||
54 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 11.12-15.12 | ||
55 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Повторение | 11.12-15.12 | ||
56 | Склонение имён существительных во множественном числе | 11.12-15.12 | ||
57 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 18.12-22.12 | ||
58 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 18.12-22.12 | ||
59 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 18.12-22.12 | ||
60 | Обучающее изложение | 18.12-22.12 | ||
61 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 25.12-29.12 | ||
62 | Контрольный диктант № 4 за 1 полугодие. | 25.12-29.12 | ||
63 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Наши проекты. | 25.12-29.12 | ||
Имя прилагательное | ||||
64 | Имя прилагательное как часть речи | 25.12-29.12 | ||
65 | Род и число имён прилагательных | 15.01-19.01 | ||
66 | Описание игрушки | 15.01-19.01 | ||
67 | Склонение имён прилагательных. Словарный диктант №9 | 15.01-19.01 | ||
68 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | 15.01-19.01 | ||
69 | Анализ сочинений. Корректировка знаний. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 22.01-26.01 | ||
70 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 22.01-26.01 | ||
71 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 22.01-26.01 | ||
72 | Именительный, винительный, родительный падежи | 22.01-26.01 | ||
73 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 29.01-02.02 | ||
74 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. Словарный диктант №10 | 29.01-02.02 | ||
75 | Анализ изложения. Корректировка знаний. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 29.01-02.02 | ||
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 29.01-02.02 | ||
77 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 05.02-09.02 | ||
78 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 05.02-09.02 | ||
79 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | 05.02-09.02 | ||
80 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Словарный диктант №11 | 05.02-09.02 | ||
81 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 12.02-16.02 | ||
82 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 12.02-16.02 | ||
83 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 12.02-16.02 | ||
84 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 12.02-16.02 | ||
85 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 19.02-23.02 | ||
86 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 19.02-23.02 | ||
87 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное» | 19.02-23.02 | ||
88 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Повторение | 19.02-23.02 | ||
Местоимение | ||||
89 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения | 26.02-02.03 | ||
90 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Словарный диктант №11 | 26.02-02.03 | ||
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 26.02-02.03 | ||
92 | Изменение личных местоимений по падежам. | 26.02-02.03 | ||
93 | Обобщение по теме «Местоимение» | 05.03-09.03 | ||
94 | Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение» | 05.03-09.03 | ||
95 | Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. Повторение | 05.03-09.03 | ||
Глагол | ||||
96 | Общие сведения о глаголе. | 05.03-09.03 | ||
97 | Изменение глаголов по временам | 12.03-16.03 | ||
98 | Неопределённая форма глагола | 12.03-16.03 | ||
99 | Изменение глаголов по временам Словарный диктант №13 | 12.03-16.03 | ||
100 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 12.03-16.03 | ||
101 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 19.03-23.03 | ||
102 | Спряжение глаголов | 19.03-23.03 | ||
103 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 19.03-23.03 | ||
104 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 19.03-23.03 | ||
105 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 04.04-06.04 | ||
106 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 04.04-06.04 | ||
107 | Наши проекты | 04.04-06.04 | ||
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 04.04-06.04 | ||
109 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 09.04-13.04 | ||
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 09.04-13.04 | ||
111 | Возвратные глаголы | 09.04-13.04 | ||
112 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Словарный диктант №14 | 09.04-13.04 | ||
113 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 16.04-20.04 | ||
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 16.04-20.04 | ||
115 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 16.04-20.04 | ||
116 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» | 16.04-20.04 | ||
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 23.04-27.04 | ||
118 | Обобщение по теме «Глагол» | 23.04-27.04 | ||
119 | Обобщение по теме «Глагол» | 23.04-27.04 | ||
120 | Изложение повествовательного текста | 23.04-27.04 | ||
121 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 30.04-04.05 | ||
122 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 30.04-04.05 | ||
Повторение | ||||
123 | Язык. Речь. Текст | 30.04-04.05 | ||
124 | Предложение и словосочетание. Словарный диктант №15 | 30.04-04.05 | ||
125 | Предложение и словосочетание | 07.05-11.05 | ||
126 | Лексическое значение слова | 07.05-11.05 | ||
127 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 07.05-11.05 | ||
128 | Состав слова | 07.05-11.05 | ||
129 | Состав слова | 14.05-18.05 | ||
130 | Части речи. Словарный диктант №16 | 14.05-18.05 | ||
131 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 14.05-18.05 | ||
132 | Анализ изложения. Части речи | 14.05-18.05 | ||
133 | Итоговый контрольный диктант. | 21.05-25.05 | ||
134 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 21.05-25.05 | ||
135 | Звуки и буквы | 21.05-25.05 | ||
136 | Игра «По галактике Частей Речи» | 21.05-25.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- Русский язык. 3 класс. Учебник. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. Канакина В.П.
- Русский язык. Раздаточный материал. 4 класс Канакина В.П.
- Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-4 классы. Канакина В.П.
- CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. Издательство «Просвещение»
- Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. В 2-х частях Канакина В.П., Манасова Г.Н.
- Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В.
- Пишу правильно. Орфографический словарь. Начальная школа. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. ФГОС начального общего образования.
Для учащихся:
- Русский язык. 4 класс. Учебник. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. Канакина В.П.
- CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 4 класс. Издательство «Просвещение»
Пишу правильно. Орфографический словарь. Начальная школа. Бондаренко А.А., Гуркова И.В
Технические средства обучения: Классная доска. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер.
Электронные образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику «Русский язык 4 класс». Автор Канакина В.П. и др.
http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов
http://school.edu.ru – российский образовательный портал
http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов
Оборудование класса:
Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения
учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания
иллюстративного материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
- Мне нравится (1)