Наречие как часть речи
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Касимова Аида Залимхановна

Урок сопровождается показом электронной презентации в программеPower Point и проецированием её на экране интерактивной доски, строится с опорой на ранее изученные темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narechie.docx19.3 КБ
Файл narechie.pptx418.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок_36___                                                        Дата______________

Тема:  Наречие как часть речи

Цели: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (Чтение скороговорок и пословиц с именами числительными.)

Дело доброе живет два века.

Ты развесил уши, а он бьёт баклуши.

Пёс не старый ветер не лает.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

III. Актуализация знаний

Запись под диктовку. Словарная работа.

Одиннадцать, шестнадцать, радостно, сейчас, здесь, интересно, сегодня.

IV. Самоопределение к деятельности

-  Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.

Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.

 - Что обозначают слова каждой группы?

—  На какие вопросы они отвечают?

—  Какие грамматические признаки имеют?

— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.

Хорошо и плохо.

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи...

(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.)

—  На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)

—  Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.

(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)

—  Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет.)

—  Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 124 (с. 73).

—  Прочитайте стихотворение выразительно.

—  Кто его автор?

—  Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

—  Назовите первое выделенное слово. ( Печальные)

—  С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

—  Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.

—  Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)

—  Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия? (Признак действия.) 

Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», как называются такие слова и что они обозначают. ( Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи. (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)

2. Наблюдения над наречиями

— Сравните словосочетания в столбиках.

печальные поляны                               льет печально

печальных полян                                 льют печально

печальный лес                                     лила печально

—  Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется.)

—  Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое.)

—  Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного печальные? (Число, падеж, род.)

( Слайд 75 )

—  Изменяется ли главное слово во втором столбце? (Да, оно изменяется по числам, временам.)

Что происходит со словом печально? (Оно не изменяется.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 73). (Устное выполнение.)

—  Какой вывод вы можете сделать? (Наречие — неизменяемая часть речи.)

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Упр. 126 (с. 74).

—  Прочитайте.

—  Назовите наречия.

—  Прочитайте текст с наречиями и без них.

—  Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)

—  Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

(Комментированное письмо. Учащиеся ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозначение времени действия (вечером); 3) обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).)

—  Прочитайте определение наречия.

—  На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?

—  Какую роль играют наречия в предложении?

—  Запишите в словарик слова впереди, медленно, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

—  Составьте предложения с этими словами.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 127(с. 74-75). (Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание: дописать в каждую группу ещё по три наречия. (Четыре ученика работают у доски. Самопроверка, самооценка.)

Упр. 128 (с. 75).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Кто его автор? (А. С. Пушкин.)

—  Найдите в тексте наречия. (Днём, ночью, кругом, направо, налево.)

—  Докажите, что это наречия.

—  Обратите внимание на правописание наречий налево и направо.

(Письмо под диктовку. Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

—  Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь. 

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

—  Что вы узнали о наречии как части речи?

—  Почему у наречий нет окончаний?

Домашнее задание

Упр. 129 (с. 75).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 «А» классе Наречие, как часть речи. Учитель начальных классов Касимова Аида Залимхановна

Слайд 2

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль порядке – Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»!

Слайд 3

Словарная работа рад о с т н о с ей час з десь инт е ре сно с ег одн я шес т надцать оди нн адцать

Слайд 4

Существительное Глагол Прилагательное праздник веселье грусть интересный мягкий мелёный близкий спешит теплело светит

Слайд 5

Хорошо и плохо. Мягко и тепло, Весело и славно, Ярко и светло. Сверху или снизу, Близко иль вдали. Все слова знакомы, Нас определи...

Слайд 6

Наблюдать Размышлять Делать выводы

Слайд 7

Печальные поляны Печальных полян Печальный лес Льет печально Льют печально Лила печально х х х х х х

Слайд 8

Наречие - неизменяемая часть речи.

Слайд 9

Как лучше запомнить вопросы. где? куда? когда? откуда? как? почему? зачем? каким образом? и

Слайд 10

Наречие- это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? (быстро) где? (вдалеке) куда? ( вправо) когда? (сейчас) откуда? ( снизу). В предложении наречие является второстепенным членом .

Слайд 11

Обозначение места действия ( медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно) ( вечером) (впереди, кругом, налево, направо, вниз) Обозначение образа действия Обозначение времени действия

Слайд 12

- Прочитайте и сравните предложения. Зазеленеют деревья. Забегают по кочкам муравьи. Прилетят к нам пернатые гости. Зовёт их родная земля. Скоро зазеленеют деревья. Хлопотливо забегают по кочкам муравьи. Издалека прилетят к нам пернатые гости. Сюда зовёт их родная земля.

Слайд 13

Словарик Вп е р е ди, медл е нн о . / /

Слайд 14

Физминутка . А теперь ,ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело.

Слайд 15

Самостоятельная работа в группах Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам

Слайд 16

Проверка исследовательской работы. Наречие не изменяется по числам! Наречие не изменяется по родам! Наречие не изменяется по временам! Наречие не изменяется по лицам! Наречие не изменяется по падежам! Наречие неизменяемая Часть речи

Слайд 17

На какие вопросы отвечают наречия? Что обозначают наречия? С какой частью речи связаны наречия? Каким членом предложения являются наречия? Какую роль играют в нашей речи наречия? Итог урока

Слайд 18

молодцы! Если будет вам желательно Действие или признак пояснить, Это значит: нужно обязательно Вам наречие на помощь пригласить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия...

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Цель: дать первое представление о наречии как части речи; по­знакомить с некоторыми существенными признак...

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....