Технологическая карта на тему "Что такое антонимы?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Якупова Айгуль Расиловна

Технологическая карта на тему "Что такое антонимы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

-Добрый день, ребята!

-Начинается урок.

Не ленись, не зевай,

Смело руку поднимай,

 На вопросы отвечай!

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число,  классная работа.

- Добрый  день!

Пишут число, классная работа

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей, проверить готовность к уроку

Слайд №1

Работа с эпиграфом  к уроку

- Ребята, давайте оценим свое настроение. Если у вас хорошее, солнечное настроение покажите солнце, если волнуетесь, то красный кружок, если у вас нет настроения работать,поднимите синий кружок.

- Девизом нашего  урока я взяла следующие слова:  «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

-Как вы понимаете эти слова?

- Какие правила нужно соблюдать на уроке?

Создать позитивное настроение

Актуализация знаний

Минутка чистописания

(фронтально,1 ученик у доски, остальные в тетради)

Слайд №1

На доске прикрепляется карточка со словом СЛОВО

-Ребята, на уроках русского языка мы учимся грамотно и красиво писать. Давайте проведем минутку чистописания.

В тетрадях по образцу напишите  буквы Н,н и слово начало.

-Сделайте звуковой анализ этого слова.

-К доске выходит Айгуль.

- Я предлагаю  начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского.

- Прочитай, Карина, эти  слова.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский  язык.

-Давайте, ребята вместе прочитаем. 

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём?

-Какой раздел мы изучаем?

- Чем мы занимаемся на уроках этого раздела?

- Чем богат и могуч русский язык?

Учащиеся каллиграфически правильно пишут буквы и слово, делают звуковой анализ.

1 ученик делает звуковой анализ с объяснением

Читают хором

Раздел «Слово, слово, слово…»

Мы открываем тайны языка

Своими словами

Личностные: проявлять старательность.

Метапредметные: правильно распологать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные: каллиграфическое написание букв и слов, сделать полный звуковой анализ.

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии

Словарная работа

На доску прикрепляется карточка со словом  осина

Однозначное (карточка)

Работа со словарями

Многозначное

(карточка)

Синонимы

(карточка)

- Мы с вами уже многое знаем о словах. Чтобы вспомнить все, что вы знаете, я вам предлагаю отгадать загадки.

-Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?

-Напишите отгадку, поставьте ударение, найдите и подчеркните орфограмму.

-На какую тему данная орфограмма?

-Правильно! Их нужно запомнить.

-А что вы можете сказать о слове осина? Сколько у него значений?

- Белые цветочки вечером на небе расцветают,
А утром увядают.

- А мы напишем слово звезда. Поставьте знак ударения.

-Что вы можете сказать о данном слове? Как можно проверить букву е?(звЁзды)

–Сколько значений у этого слова?

-Почему вы так решили?

-Ребята откуда можно посмотреть значения слов?

-Ребята, в мире очень много словарей. Но самыми значительными считаются толковые словари. Перед вами несколько толковых словарей русского языка. В них содержатся толкование многих слов. 

-В нашем учебнике тоже есть толковый словарь, откройте 138 стр. найдите значения слова звезда.

- Первое значение читает Азамат.

-Второе значение- Гарипов Ислам.

-Третье значение – Камиль.

-Сколько значений у этого слова?

-Значит,  какое это слово?

-Какие слова называются многозначными?

-В языке родном, богатом 

Много сходных слов, ребята. 

Как врача назвать иначе? 

-Запишите эти слова.

-На какой слог падает ударение?

 -Какие буквы запомнили в этих словах?

-Можно ли к слову лекарь подобрать проверочное слово?

-Как называются такие слова?

 –Почему вы так решили?

-Какие же вы молодцы! Эти темы мы с вами изучили. А если и дальше правильно  ответите на мой вопрос, то сможете назвать тему нашего урока.

Осина

Звезда

Работа со словарем

Из толкового словаря

Многозначное

Доктор, лекарь

лекарство

Личностные: контролируют свои действия.

Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы, определять значение слов, повторяют и закрепляют пройденный материал

Развивать грамотность, орфографическую зоркость.

Постановка учебной задачи

Чтение учителем стихотворения. Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Антонимы

(карточка красным выделенная)

-Ребята, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.

Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.

Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,
Смех – рыданья...
Здравствуйте... и до свиданья!

- Вам понравилось стихотворение?

 -Чем?

-Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению?  (Слова в каждой паре противоположные по значению)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? 

- Прочитайте тему урока. 

- Что хотите узнать об антонимах?

-Чему будете учиться на уроке?

 

- А для чего мы изучаем эту тему?

- Где нам пригодятся эти знания?

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Будем говорить о словах, противоположных по значению.

Антонимы

Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?

 Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи.

 На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

Речь будет богатой, в общении что-то уточнять, дополнять нам нужны эти слова.

Личностные:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные:

-  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

- самостоятельно ставить новые учебные цели.

Коммуникативные:

- формулировать и аргументировать свою точку зрения;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные:

- давать определение понятию «Слова – антонимы»;

- осуществлять сравнение понятий для правильного ответа;

- строить логическое рассуждение;

- формирование основ изучающего и поискового чтения.

Этап выявления места и причины затруднений

Индивидуальная работа

Физминутка

- Ребята, а теперь откроем учебники. Стр.54, упр.71

-Давайте сделаем вывод.

-Давайте ещё раз докажем, что выделенные слова являются антонимами.

- Какие слова называются антонимами? 

- Были ли трудности во время работы? Какие?

- Чему научились, выполняя данное задание?

- Ребята, а  теперь поиграем в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)! 

-Молодцы! Отдохнули, тихонечко садимся на свои места.

Глубокий пруд

Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный.

У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.

Кислое яблоко

Горькое лекарство

Противоположные по значению слова называются антонимами.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Работа в паре

Слайд 2.

- Ребята, посмотрите все на экран. Вы должны в паре, совещаясь, подобрать к словам из первого столбика, подходящие к нему антонимы из второго столбика. Понравившиеся  3 пары слов запишите в тетради.

Быстрый

Ошибочный

Друг

 Щедрый

Плакать

Ложь

Потерять

Найти

Медленный

Враг

Правда

Правильный

Скупой

смеяться

- А теперь проверим.

-Встаньте, у кого не было ошибок.

-Поднимите правую руку, у кого была одна или две ошибки.

- Поднимите левую руку у кого больше двух ошибок.

- Были ли трудности во время работы? Какие?

-Давайте сделаем вывод. Чему научились, выполняя данное задание?

-Какие слова называются антонимами?

Работают в паре, читают задание и текст

Определяют места затруднения, фиксируют какого именно знания или умения не хватает

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа в группе

Проверка по эталону

Слайд 6

- А сейчас поработаем  в группе.

-Каждый участник группы должен найти и  подчеркнуть антонимы к выделенным словам. Из первой  строчки первый  участник подчеркивает и передает карточку второму. Второй выполняет задание и передает третьему, третий- четвертому, а пятую строчку выполняете вместе.

День- утро, вечер, ночь.

Глубокий- низкий, мелкий, большой.

Умный- красивый, хороший, глупый.

Здоровье- болезнь, беда, веселье.

Говорить - сказать, молчать, молвить.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач;

- отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные:

- давать определение понятию «слова – антонимы»;

- строить логическое рассуждение;

- формирование основ изучающего чтения.

Регулятивные:

- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- осуществлять познавательную рефлексию

Этап включения в систему знаний и повторения

Фронтальная работа

- Посмотрите на экран.

- Кого вы видите?

Чем они отличаются?

-Что вы можете сказать о данных словах?

- Я предлагаю вам прочитать одно стихотворение, которое вам поможет запомнить антонимов.

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Котёнка и льва

Котёнок маленький, добрый, лев -большой,  злой

1 ученик читает, вместе 2 раза.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Рефлексия

Оценивание

Игра «Да-нет»

-Какую тему мы сегодня изучили?

-Я узнал-

-Я научился-

-Мне было интересно-

- Я понял-

-Теперь я могу-

-Мне было трудно-                                                  -Мне захотелось-

- Ребята, перед вами лежат билеты на выход, их нужно заполнить. Ответы пишете в виде слов да или нет. Сперва подпишите их.

1. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. (да)

2. Белый, беленький- это антонимы. (нет)

3. Лук, иголка, звезда –многозначные слова.(да)

4. Слова огонь-вода являются антонимами.(да)

5. Слово язык однозначное слово.(нет)

6. Напишите синоним слова дети.

Делают выводы. Анализируют свою работу.

Регулятивные:

- формирование основ самооценивания, саморефлексии.

Домашнее задание

 Найти одну загадку с антонимами и записать в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока " Кто такие птицы?"

Цель урока: познакомить с птицами, показать их разнообразие....

Технологическая карта урока "Кто такие насекомые? Окружающий мир,1 класс Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе из раздела "Что и кто?". В результате изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе обучающийся научится: различать объекты живой и неживой пр...

Технологическая карта урока: "Что такое имя прилагательное?" 2 класс

Технологическая карта урока по русскому языку-2 класс...

Технологическая карта урока "Кто такие птицы"

Учащиеся исследуют кто такие птицы, проводят практическую работу....

Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"

Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со зн...