Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | -Добрый день, ребята! -Начинается урок. Не ленись, не зевай, Смело руку поднимай, На вопросы отвечай! - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа.
| - Добрый день!
Пишут число, классная работа | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей, проверить готовность к уроку |
Слайд №1
Работа с эпиграфом к уроку
| - Ребята, давайте оценим свое настроение. Если у вас хорошее, солнечное настроение покажите солнце, если волнуетесь, то красный кружок, если у вас нет настроения работать,поднимите синий кружок.
- Девизом нашего урока я взяла следующие слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». -Как вы понимаете эти слова? - Какие правила нужно соблюдать на уроке?
|
| Создать позитивное настроение |
Актуализация знаний | Минутка чистописания (фронтально,1 ученик у доски, остальные в тетради)
Слайд №1
На доске прикрепляется карточка со словом СЛОВО | -Ребята, на уроках русского языка мы учимся грамотно и красиво писать. Давайте проведем минутку чистописания. В тетрадях по образцу напишите буквы Н,н и слово начало. -Сделайте звуковой анализ этого слова. -К доске выходит Айгуль. - Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. - Прочитай, Карина, эти слова. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Давайте, ребята вместе прочитаем. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? -Какой раздел мы изучаем? - Чем мы занимаемся на уроках этого раздела?
- Чем богат и могуч русский язык? |
Учащиеся каллиграфически правильно пишут буквы и слово, делают звуковой анализ.
1 ученик делает звуковой анализ с объяснением
Читают хором
Раздел «Слово, слово, слово…»
Мы открываем тайны языка
Своими словами
| Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно распологать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв и слов, сделать полный звуковой анализ.
| Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии |
| Словарная работа
На доску прикрепляется карточка со словом осина
Однозначное (карточка)
Работа со словарями
Многозначное (карточка)
Синонимы (карточка) | - Мы с вами уже многое знаем о словах. Чтобы вспомнить все, что вы знаете, я вам предлагаю отгадать загадки.
-Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? -Напишите отгадку, поставьте ударение, найдите и подчеркните орфограмму. -На какую тему данная орфограмма? -Правильно! Их нужно запомнить. -А что вы можете сказать о слове осина? Сколько у него значений? - Белые цветочки вечером на небе расцветают, А утром увядают. - А мы напишем слово звезда. Поставьте знак ударения. -Что вы можете сказать о данном слове? Как можно проверить букву е?(звЁзды) –Сколько значений у этого слова? -Почему вы так решили? -Ребята откуда можно посмотреть значения слов? -Ребята, в мире очень много словарей. Но самыми значительными считаются толковые словари. Перед вами несколько толковых словарей русского языка. В них содержатся толкование многих слов. -В нашем учебнике тоже есть толковый словарь, откройте 138 стр. найдите значения слова звезда. - Первое значение читает Азамат. -Второе значение- Гарипов Ислам. -Третье значение – Камиль. -Сколько значений у этого слова? -Значит, какое это слово? -Какие слова называются многозначными?
-В языке родном, богатом Много сходных слов, ребята. Как врача назвать иначе? -Запишите эти слова. -На какой слог падает ударение? -Какие буквы запомнили в этих словах? -Можно ли к слову лекарь подобрать проверочное слово? -Как называются такие слова? –Почему вы так решили? -Какие же вы молодцы! Эти темы мы с вами изучили. А если и дальше правильно ответите на мой вопрос, то сможете назвать тему нашего урока. |
Осина
Звезда
Работа со словарем
Из толкового словаря
Многозначное
Доктор, лекарь
лекарство | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы, определять значение слов, повторяют и закрепляют пройденный материал | Развивать грамотность, орфографическую зоркость. |
Постановка учебной задачи | Чтение учителем стихотворения. Формулирование темы и целей урока (фронтально)
Антонимы (карточка красным выделенная) | -Ребята, послушайте стихотворение. Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый.
Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа.
Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье, Смех – рыданья... Здравствуйте... и до свиданья!
- Вам понравилось стихотворение? -Чем? -Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению) - Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока.
- Что хотите узнать об антонимах? -Чему будете учиться на уроке?
- А для чего мы изучаем эту тему? - Где нам пригодятся эти знания? |
Размышляют.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и образовательные цели урока.
Будем говорить о словах, противоположных по значению.
Антонимы
Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи? Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи. На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам. Речь будет богатой, в общении что-то уточнять, дополнять нам нужны эти слова. | Личностные: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; - самостоятельно ставить новые учебные цели.
Коммуникативные: - формулировать и аргументировать свою точку зрения; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные: - давать определение понятию «Слова – антонимы»; - осуществлять сравнение понятий для правильного ответа; - строить логическое рассуждение; - формирование основ изучающего и поискового чтения. |
|
Этап выявления места и причины затруднений | Индивидуальная работа
Физминутка | - Ребята, а теперь откроем учебники. Стр.54, упр.71
-Давайте сделаем вывод.
-Давайте ещё раз докажем, что выделенные слова являются антонимами. - Какие слова называются антонимами? - Были ли трудности во время работы? Какие? - Чему научились, выполняя данное задание? - Ребята, а теперь поиграем в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. А вы ответите («конец»)! -Молодцы! Отдохнули, тихонечко садимся на свои места. |
Глубокий пруд
Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный.
У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.
Кислое яблоко
Горькое лекарство
Противоположные по значению слова называются антонимами. |
|
|
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Работа в паре
Слайд 2.
| - Ребята, посмотрите все на экран. Вы должны в паре, совещаясь, подобрать к словам из первого столбика, подходящие к нему антонимы из второго столбика. Понравившиеся 3 пары слов запишите в тетради.
Быстрый Ошибочный Друг Щедрый Плакать Ложь Потерять
| Найти Медленный Враг Правда Правильный Скупой смеяться |
- А теперь проверим.
-Встаньте, у кого не было ошибок. -Поднимите правую руку, у кого была одна или две ошибки. - Поднимите левую руку у кого больше двух ошибок. - Были ли трудности во время работы? Какие? -Давайте сделаем вывод. Чему научились, выполняя данное задание? -Какие слова называются антонимами?
| Работают в паре, читают задание и текст
Определяют места затруднения, фиксируют какого именно знания или умения не хватает
|
|
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа в группе
Проверка по эталону Слайд 6 | - А сейчас поработаем в группе. -Каждый участник группы должен найти и подчеркнуть антонимы к выделенным словам. Из первой строчки первый участник подчеркивает и передает карточку второму. Второй выполняет задание и передает третьему, третий- четвертому, а пятую строчку выполняете вместе. День- утро, вечер, ночь. Глубокий- низкий, мелкий, большой. Умный- красивый, хороший, глупый. Здоровье- болезнь, беда, веселье. Говорить - сказать, молчать, молвить.
|
| Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач; - отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные: - давать определение понятию «слова – антонимы»; - строить логическое рассуждение; - формирование основ изучающего чтения. | Регулятивные: - умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; - осуществлять познавательную рефлексию
|
Этап включения в систему знаний и повторения | Фронтальная работа | - Посмотрите на экран. - Кого вы видите? Чем они отличаются? -Что вы можете сказать о данных словах? - Я предлагаю вам прочитать одно стихотворение, которое вам поможет запомнить антонимов. Минус – плюс, Огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны.
|
Котёнка и льва Котёнок маленький, добрый, лев -большой, злой
1 ученик читает, вместе 2 раза. |
|
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Рефлексия
Оценивание Игра «Да-нет»
| -Какую тему мы сегодня изучили? -Я узнал- -Я научился- -Мне было интересно- - Я понял- -Теперь я могу- -Мне было трудно- -Мне захотелось- - Ребята, перед вами лежат билеты на выход, их нужно заполнить. Ответы пишете в виде слов да или нет. Сперва подпишите их. 1. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. (да) 2. Белый, беленький- это антонимы. (нет) 3. Лук, иголка, звезда –многозначные слова.(да) 4. Слова огонь-вода являются антонимами.(да) 5. Слово язык однозначное слово.(нет) 6. Напишите синоним слова дети. | Делают выводы. Анализируют свою работу. |
| Регулятивные: - формирование основ самооценивания, саморефлексии. |
Домашнее задание
| Найти одну загадку с антонимами и записать в тетради. |
|
|
|