Орфографические умения.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Основные орфографические умения. Умения, которые необходимо сформировать в период обучения грамоте. Приёмы формирования орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskie_umeniya.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографические умения.
Преимущества обучения правописанию на фонемной основе достаточно, чтобы говорить о таком пути. Теоретические выводы уже нашли подтверждения в экспериментальном обучении. Был достигнут не только более высокий уровень грамотности, но и замечены сдвиги в речевом развитии учащихся.
Ориентация на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучение правописанию. На начальную школу возлагаются задачи:
- обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости (вооружить знанием признаков, по которым можно находить большую часть орфограмм, независимо от того, знают ли они соответствующее правило);
- подвести к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка действий по правилу (нахождение сильной позиции звука (фонемы) в данной части слова).
Именно на начальном этапе эти базовые умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы потом их можно было развивать, а не перестраивать.
Итак, перечислим основные орфографические умения:
1. Умение обнаруживать орфограмму.
2. умение определить тип орфограммы (на какое правило).
3. Применить правило.
4. Осуществить самоконтроль (проверить).
Если пути формирования 2. и 3. умений хорошо известны учителям начальной школы, достаточно обеспечены нужными упражнениями в учебнике, то опыт работы над 1. и 4. умениями ещё в школе недостаточен.
Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка.
Умения, которые надо сформировать в период обучения грамоте.
1. Слышать звучащее слово, т.е. легко определять последовательность звуков в слове и давать характеристику каждому из них.
2. Опираясь на полученные характеристики, определить в сильной или слабой позиции находится тот или иной звук.
3. Распознавать гласные и согласные звуки и давать им характеристику.
4. Проводить слоговой и звуко-буквенный анализ слов.
5. Соотносить графическую и звуковую форму слова.
6. Находить в словах ударный слог, ударный и безударный звук.
7. Обнаруживать согласный звук в опасном положении.
Учеников важно научить проводить фонетический разбор по плану:
а) произнесите и послушайте слово;
б) найдите ударный слог и произнесите слово по слогам;
в) протяните первый звук в полном слове, назовите и охарактеризуйте его;
г) выделите звук, назовите и охарактеризуйте, протяните второй и т.д. по аналогии;
д) проверьте, получилось ли слово.
Согласно фонематическому принципу звуки, как единицы устной речи, связаны с буквами - единицами письменной речи через посредство мельчайших незнаковых единиц - фонем.
Отсюда вытекает три обобщённых правила, на которых базируется вся русская орфография:
1) безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: в корзи`нке - потому что в руке`
2) "сомнительные" согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, сонорными и в;
3) мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твёрдым твёрдым согласным или на конце слова:
бант - бантик
встань - встаньте
Приёмы формирования орфографической зоркости.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе.
Поэтому всю работу по развитию орфографической зоркости надо начинать с первых уроков в период обучения грамоте.
Дети любят упражняться в языке, им доставляет удовольствие произносить и слушать звуки.
- Произнесём слово кот, послушаем, с какого звука оно начинается. Какой буквой обозначим этот звук?
- Произнесём слово конь, послушаем сколько звуков в этом слове. Какие это звуки? Назовите их по-порядку.
- Сколько букв надо взять, чтобы записать это слово? Какие это буквы?
- Для чего мы возьмём букву мягкий знак (ь)?
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности.
Только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить, в какой части слова они находятся, он сможет самостоятельно написать грамотно, т.е. без ошибок.
Многие орфографические ошибки объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. А ведь соотнесение звуков и букв - один из важнейших способов усвоения орфографии, овладение которым начинается в период обучения грамоте.
В период обучения грамоте знакомимся со Звуковичками - это маленькие летающие человечки с крылышками, которые живут в стране слов. Чтобы узнать как зовут Звуковичка, надо посмотреть на рисунок его крыльев, т.е. узнать, какой звук он хранит. Звуковички едят всё, что с человеческой точки зрения несъедобно. Если на крылышках нарисован ландыш, то звук л . Чтобы накормить Звуковичка, надо назвать слова, начинающиеся с этого звука. Чужими звуками Звуковичок может отравиться. Так начинается работа по выделению определённого звука, далее дети учатся выделять гласные звуки, твёрдые и мягкие звуки. Все Звуковички живут в отдельных комнатах, но некоторые из них любят жить вместе, они образуют слияние.
После того, как дети познакомятся с гласной, они научатся делить слова на слоги, систематически упражняться в звуко-буквенном анализе, делать это необходимо на каждом уроке.
Чаще всего идти надо как и в диктанте - от звука к букве. Звуковой анализ не должен быть самоцелью, он постоянно работает на орфографию. Систематическая работа по развитию фонематического слуха подготавливает учеников в дальнейшем к усвоению понятия "ударные и безударные гласные".
Итак, важнейшим условием формирования орфографической зоркости должно стать знание признаков орфограмм с позиции фонемной теории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
"Формирование орфографических умений и навыков"
Газета "Первое сентября", №16/2009. http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200901603...
Формирование орфографических умений на основе понятий
Формирование орфографических умений на основе понятий Выступление на форуме. В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических у...
Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения
Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...
Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
1. Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2. Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....
Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
Выступление МО...
Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...