исследовательская работа
творческая работа учащихся по русскому языку на тему

Пурбожапова Дулмажап Пурбожаповна

на тему школьный сленг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_kapustinoy.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики муниципального района «Могойтуйский район »

Школьный сленг

                                                             Капустина Малена

                                                             ученица 4 Б класса

                                                             Муниципальное автономное  образовательное

                                                             учреждение  «Могойтуйская Средняя общеобразовательная                          

                                                             школа №3»

                                     

                                                            Руководитель:

                                                            Бадмаева Дулмажап Пурбожаповна

                                                            учитель начальных классов

                                                            первой квалификационной категории

Могойтуй

2017                                                                 

  1. Аннотация.

Автор данной работы исследовала речь учащихся Могойтуйской средней общеобразовательной школы №3 и  выявила все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников. Изучив теоретический материал по теме «Школьный сленг» (понятие и виды сленга, причины употребления и источники пополнения школьного сленга) и выполнив ряд практических исследований (социологический опрос, анкетирование, голосование), ученица четвертого класса пришла к следующему: школьный сленг был, есть, а вот будет или нет, решать только нам. Капустина Малена за искоренение сленга из речи школьников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                                     Введение.........................................................................................................................................3

Основная часть...............................................................................................................................4

Глава 1. Что такое жаргон и его происхождение........................................................................4

Глава 2. О молодёжном жаргоне..................................................................................................5

Глава 3. Почему мы так говорим..................................................................................................6

Заключение.....................................................................................................................................8

Литература......................................................................................................................................9

Приложение № 1. Жаргонные слова, употребляемые в детской литературе........................10

Приложение № 2. «Бестолковый словарь» школьника............................................................11

Приложение № 3. «Календарь наблюдений. Как часто учащиеся произносят жаргонные слова в школе».............................................................................................................................15

Приложение № 4. Анкетирование учащихся 4-х классов.......................................................16

Приложение № 5. Сочинение «Почему мы так говорим?».....................................................19

Приложение №6. Анкетирование родителей ...........................................................................20

                                                                                                                                  3  

ВВЕДЕНИЕ

В этом году я стала четвероклассницей. Поднявшись ещё на одну ступеньку своего развития, заметила, что многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность. «Непросвещённому» человеку, порою, трудно понять, о чём вообще хотел сказать его «крутой» собеседник. К тому же, как мне кажется, бессмысленные и грубые словечки засоряют не только нашу устную речь, но и письменную. Ребята, привыкая вульгарно выражаться в разговоре, и пишут так же. Но самое удивительное, что они не видят в этом большой проблемы, приводя массу аргументов «за».

         Актуальность темы: культура  речи – показатель интеллектуального развития человека. А речь школьников  переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка. Учащиеся пользуются не литературным языком, а жаргонной лексикой.

        Для проведения исследования я выбрала методы:

- поиск информации;

 - анкетирование учащихся, родителей;

 - наблюдение над речью школьников;

- сбор молодёжного жаргона.

Гипотеза: предположим, что жаргонизмы школьникам необходимы, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от сверстников и взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.

Объект моего исследования: речь учащихся нашей школы во внеурочное время.

Предмет исследования:жаргонизмы, используемые учащимися в своей речи.

          Цель исследования: изучение сленга школьников и выяснение причины употребления ими в  речи большого количества жаргонных слов.

Для решения цели я поставила следующие задачи:

  - изучить  научную литературу о  жаргоне;

  - определить, какие жаргонные слова  употребляют в речи школьники;

 - установить причины употребления жаргонных слов и выражений;

 - выявить, что предпринять, чтобы сохранить  речевую культуру школьников;

 - составить словарь школьного жаргона. 

Новизна: исследование школьного сленга позволит улучшить речь моих сверстников.

Прогнозируемый результат: помочь предотвратить использование сленга в устной и письменной речи школьников.

                                                                                                                                           ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.  ЧТО ТАКОЕ ЖАРГОН И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

        Какое же определение слову «жаргон» даёт толковый словарь С. И Ожегова?

 ЖАРГОН, -а, м. Речь какой-н. социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж. [ 6, 329].

        Жаргон - это своего рода язык в языке. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «щебетание, болтовня, непонятный язык». Иногда термин жаргон применяют для обозначения искажённой, неправильной речи.

 Кроме общепринятого понятия «жаргон», существуют такие понятия, как «арго», «сленг» или «феня». Можно сказать, они обозначают одно и то же. В словаре слово «жаргон» и «арго» считаются синонимами. Слово «арго» произошло от французского «argot»- peчь определенных, замкнутых групп (нищих, воров, мошенников).  «Сленг» - слова или выражения, употребляемые людьми определённых возрастных  групп (молодёжный сленг).

       Существует школьный жаргон, студенческий, армейский, жаргон музыкантов, спортсменов, торговцев и др. За пределами профессионального общения такой жаргон непонятен.

        Иногда деятельность какой-то  группы людей скрывается от общества. В этом случае употребление особого «языка», непонятного чужим, диктуется жизненной необходимостью. В прошлом, например, существовали нищенский и воровской жаргоны.

Как появился жаргон? Были в дореволюционной России ( XIX в.) бродячие торговцы разными мелочами - коробейники, или офени.  Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них товар и деньги. Поэтому офени вынуждены были создать свой тайный язык, чтобы обеспечить безопасность ( никто не должен был знать, где они берут товар, сколько выручили денег за товар, когда и кому будут продавать и т.д.) Дом офени называли  рылъ, молоко - мелех, деньги - сары, товар – имвар и др. От имени торговцев-офеней и произошло слово «феня».

  Со временем  в  нашей речи появляются тысячи новых слов, отражающие  перемены в жизни людей, ведь каждому новому понятию должно соответствовать своё слово. Но, если раньше употребление жаргонов вызывалось стремлением скрыть смысл слов, то сейчас люди  употребляют жаргонные слова бездумно, просто потому, что они звучат необычно. Часто в СМИ (средствах массовой информации) мы читаем и  слышим

                                                                                                                                                         5

жаргонные слова и выражения. СМИ используют жаргоны, чтобы увеличить число подписчиков, зрителей, слушателей.

Читая детские современные книги, я тоже встречала в них жаргонные слова и выражения. ( Приложение №  1)

        Вывод: жаргонная лексика  появилась давно в кругу торговых людей и диктовалась жизненной необходимостью. Сейчас употребление  жаргонных слов  существует как в разговорной речи, так и в литературных произведениях современных писателей.

ГЛАВА 2.  О МОЛОДЁЖНОМ ЖАРГОНЕ

Я пока учусь в школе, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг.         Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

          Какие же жаргонные слова и выражения присутствуют в  речи школьников? Мною были собраны жаргонизмы, которые чаще всего употребляют ученики  –  96 слов.   ( Приложение № 2) . Также я провела небольшое наблюдение, как часто учащиеся пользуются сленгом ( Приложение № 3).

Почему же большая часть моих сверстников употребляет слова школьного сленга?

Ответы мне подсказали сами учащиеся МОУ «МСОШ№3». Вашему вниманию представляю результаты социологического опроса, проведённого мною в 4 классах.

Было опрошено 43 человек. На вопрос: «Почему ты употребляешь слова школьного сленга?» - ребята ответили так:

- хочу, чтобы меня понимали  сверстники – 27 %;

- это экономит время при общении – 21 %;

- помогает ярче выразить эмоции и чувства – 43 %;

- хочу быть современной (-ым)–15 %

- это вошло в привычку – 35 %;

- все мои друзья так говорят – 28 %

- это модно – 30 %

- хочу выглядеть крутой(-ым) – 16 % 

Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно. Есть категория ребят, которым просто не хватает словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль

Изучая «свободную от уроков» речь школьников, я убедилась, что она насыщена жаргонными словами. Что же представляет собой молодёжный сленг?

В речи учеников много слов, как будто знакомых и в то же время иногда оскорбительных для слуха, не всем понятных. Например, «выпал в осадок», что означает на языке молодёжи «поразился, удивился»; «башка», «тыква» вместо голова ; «отвали», «отвянь», что значит отстань; «ботан» - заученный человек. Вместо того, чтобы произнести  «ушел», они скажут «слинял или свалил».

 Заменяя одни слова другими, ребята  часто сами не понимают, почему именно этим словом воспользовались.Просто потому, что звучит необычно. Страшным оскорблением для молодого человека в настоящее время является слово лох. Лох для молодого человека – это не только дурак, но и обманутый человек. А ведь лох когда-то у торговцев мелким товаром (у коробейников) было безобидным словом и обозначало крестьянина, а слово лоша – крестьянку. Потом оно перешло в арго шулеров, где обозначало жертву карточной игры, а затем словом лох стали пользоваться уголовники, и уже после этого лох перешел в жаргон молодежи.

         Если школьнику что-то нравится, он скажет: «законно, потрясно, классно, ништяк, клево». А ведь с  помощью синонимов русского языка можно сказать: «прекрасно, чудесно, восхитительно, отменно, бесподобно, здорово.»

«Прикол, прикид, понты, потрясно, клево, офонареть, отстой, в натуре, по жизни, чисто, конкретно», « лох» - вот наиболее употребительные слова из речи молодежи.

     

                                                                                                                                                         6

         Вывод:  несмотря на то, что происхождение и  значение многих жаргонных слов школьникам непонятны, они всё чаще заменяют ими правильную речь. Данные дневника наблюдений приблизительные (это только те случаи, которые я слышала), но они говорят о том, что учащиеся  не могут общаться без жаргонных слов.

ГЛАВА 3.  ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ

Так почему же школьники употребляют жаргонизмы? Что  их привлекает в сленге?

Я провела анкетирование, в котором приняли участие 43 учащихся 4-х классов (Приложение № 3). В 4 Б классе ребята написали мини-сочинение «Почему мы так говорим?» ( Приложение № 4) .

       Результаты анкетирования  и анализ сочинений показали:

  1. Название молодёжного сленга («жаргон») знает 1 человек. Варианты ответов: весёлые слова, неформальные выражения, слова молодёжи, классные, модные, суперские, некультурные, глупые, попсовые, слова-паразиты, невоспитанные, современные слова. Это ещё раз доказывает, что употребляя жаргоны, ребята не знают  даже их название и откуда произошли эти слова.
  2. На вопрос «Для чего вы употребляете данные слова?» четвероклассники ответили, что они «модные, современные»; употребляют их «для связи слов», «делают речь понятней»; потому, что «все так говорят»; «вошло в привычку так говорить»; эти слова помогают выделиться среди других необычной речью и привлечь к себе внимание, а также для точного выражения своих эмоций.
  3. Слышат жаргонные слова по телевизору, на улице, в автобусах, в магазинах, на кружках и секциях, в школе, т.е. – всюду. Употребляют их в основном в кругу друзей, одноклассников, но есть случаи общения жаргонными словами с родителями. И только два человека их не употребляют совсем.

   4. Огорчает, что лишь  у небольшой группы  опрошенных четвероклассников есть

        желание избавиться от молодёжного сленга в своей речи. Большинство не желают  

        расставаться с жаргонными словами, так как считают, что они необходимы и не

        представляют свою жизнь без них. И только несколько человек думают, что такие  

        слова не нужны в нашей речи.            

        Мне захотелось узнать мнение взрослых на эту тему. На родительском собрании в 4 А классе я провела анкетирование, в котором приняли участие 25 человек (Приложение № 6).  Оказалось, что многие родители не видят ничего плохого в сленге, относятся к этому явлению спокойно и считают, что с возрастом дети перестанут говорить на жаргонном

                                                                                                                                                         7

языке (сами в детстве так говорили), а бороться с жаргонами не надо. Но всё же, большая часть родителей считают засорение языка проблемой, с которой надо бороться.

          Вывод: основная причина употребления школьниками жаргонизмов – «погоня»  за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык  должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина -  чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все. Есть мнение,                  

что если школьники будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве  хочется  выглядеть взрослее, старше.  Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.

Занимаясь исследованием сленга в своей школе, я еще  убедилась, что школьный сленг – явление развивающееся и обновляющееся.

Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, компьютерные игры, видеоролики (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, ютуб - интернет-сервис youtube.com).

Не менее масштабным источником, по моему мнению, является музыка. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, я бы назвала настоящим «рассадником» сленга. «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…» - уверена, что эти песни слышали все. А мои сверстники сразу «схватили» запоминающиеся припевы.

Очень часто из уст ребят слышу: «лажа, лох, малой, напряг». Это слова из уголовного сленга.

В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на школьном сленге: фазер – отец; флэт – дом; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами.

Наверное, будут понятны и такие слова, как колёса, косяк, нюхачи, бухать. Это слова, заимствованные из жаргона наркоманов и алкоголиков.

Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д. А вот сленговые выражения, которые понятны только в нашей школе: нормас – нормально, несите тазик – так говорят при чрезмерно положительных эмоциях, кэк - здорово.

                                                                                                                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование,  я пришла к выводу, что употребление   жаргонов в  речи – явление историческое, вызванное жизненными обстоятельствами. Но  сейчас наш язык  засорён непонятными и ненужными, порой очень обидными словами. В  настоящее время жаргонные слова употребляются  везде, даже в прессе, в кино и в литературе для придания речи живости. А дети подражают взрослым.

Исследование показало, что на сегодняшний день проблема школьного жаргона не разрешима. Учащиеся считают молодёжный сленг нормой, так как слышат его повсюду.

Для меня явилось открытием, что родители тоже считают жаргонизмы нормой.

        Гипотеза подтвердилась частично: школьники действительно употребляют жаргонные слова, чтобы выглядеть «круто» - быть не такими, как все, утвердиться при помощи сленга в среде сверстников и отличаться от взрослых. Но  исследование также показало, что жаргонизмы не являются необходимыми словами в нашей речи. Жаргонные слова и выражения не украшают, а портят язык, делают речь непонятной и оскорбительной.

         С грубыми,  оскорбительными словами нужно бороться. Ведь даже сказочные персонажи за чистую и красивую речь.

« - И к тому же у него очень засорена речь, - подхватила Кисонька. – Что это за слова: башка, чепуха, влётка! Надо будет поработать над его речью и постепенно отучить от некрасивых слов». [ 5, 106 ]

        Собирать «Бестолковый словарь» было интересно, но лучше, чтобы он не пополнялся, а убывал.

        Для школьников, желающих избавиться от жаргонов, можно порекомендовать:

- больше читать хорошей художественной литературы ( не комиксов) и  учить  

   наизусть  стихотворений;

- контролировать   свою речь;

- не следовать «моде», ведь завоевать  уважение можно и хорошими манерами, а не только «крутыми» словами.

Рекомендации взрослым:

- в присутствии детей не пользоваться жаргонными словами.

Язык общения  должен быть доступным и  понятным. Культурный, образованный человек не будет общаться на языке жаргона.

Буду рада, если моя исследовательская работа заставит хоть кого-то задуматься над тем, как мы говорим, и станет первым этапом в борьбе за искоренение сленга из нашей речи.

В заключение не могу не вспомнить строки из стихотворения В. Полторацкого:    

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

 То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые…

 Есть чистые, алмазные,

 А есть бесстыдно-грязные.

 Одни помогут выпрямить.

 Другие – душу вытравить.

 Есть речь огнем горящая,

 Есть тлением смердящая.

 Слова – высокой доблести,

 И  самой низкой подлости…

Выбор всегда есть. Я уже сделала свой. А  вы?

                                                                                                                                                         9

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абеди Изабель. Лола ищет подругу. Изд. «Ранок», 2013г.-192с.
  2. Беликов В.Н. Социолингвистика:учебник для вузов.-М.: Рос.гос.ун-т, 2001,-439с.
  3. Вальтер Х. Большой русско-немецкий словарь жаргона и просторечий. –М.: АСТ: Восток-Запад, 2007, -827 с.
  4. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с.
  5. Носов Н.Н.Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. /Ил. А.Лаптева и Г. Валька. – М.: ТЕРРА, 1991г.-720с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992. –939 с.

                                           

                                                                                                            10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                 

  ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ЖАРГОННЫЕ СЛОВА, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1. «А однажды меня даже показали по ящику». [ 1, 76 ]

      2. «Не колышет ее ни то, что в ухе у меня стреляет, ни то, что спина чешется».[ 1, 98 ]

 

3.        «- Фу-у-у-у, ты противная корова! – завизжала она и швырнула Поли Покет мне в лицо. – Чеши отсюда и оставь меня в покое раз и навсегда!». [ 1, 102 ]

      4.        «Письмо, прямо скажем, - отпад. Тут тебе и могила, и мраморный ангел. Но то, которое получила Анализа, было еще круче». [ 1, 154 ]

       5. «- Ты спятил, братец, - сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши».[  4, 67 ]

       6.  «И я вошел во двор, и мы стали с Чапкой носиться и кувыркаться, и прыгать и колбаситься, подскакивать, и вертеться, и лаять, визжать, и смеяться, и валяться».

[ 4, 134 ]

       7. « - Это какая влётка? – спросила Кнопочка.

              - Ну, трепанация.

              - Что значит трепанация?

              - Ну, просто колотят» [ 5, 105 ]

                                                                                                                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КАЛЕНДАРЬ НАБЛЮДЕНИЙ.

КАК ЧАСТО УЧАЩИЕСЯ ПРОИЗНОСЯТ ЖАРГОННЫЕ СЛОВА В ШКОЛЕ

Понедельник

1 декабря

Вторник

2 декабря

Среда

3 декабря

Четверг

4 декабря

Пятница

5 декабря

Суббота

6 декабря

до уроков

2

2

1

4

2

3

1-я перемена

1

2

-

1

3

1

2-я перемена

3

1

2

-

2

1

3-я перемена

5

3

4

3

4

-

4-я

перемена

2

1

2

-

4

-

Итого:

13

9

9

8

15

5

В таблице приведено количество только тех случаев употребления жаргонных слов, которые я слышала лично сама.

                                                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

1.Слышите ли Вы в речи своего ребёнка жаргонные слова?

                                Да - 22 чел.       Нет – 3 чел.

   Как Вы к этому относитесь?

                                С юмором – 1 чел.

                                Спокойно – 2 чел.

                                Нормально – 9 чел.

                                Отрицательно – 12 чел.

2.  По Вашему мнению, употребление жаргонных слов детьми и подростками – это  

     норма  или проблема?

                              Норма – 10 чел.                   Проблема – 15 чел.

3. Как Вы считаете, почему школьники употребляют много жаргонных слов?

Влияет окружающая среда – 7 чел.

                                            Интернет, ТВ – 3 чел.

                            Так модно – 4 чел.

                              Для упрощения речи, удобно выражать свои мысли  – 5 чел.                              Маленький словарный запас – 3 чел.

 Подражание друг другу, быть «как все» - 3 чел.

Влияет окружающая среда – 7 чел.

                                            Интернет, ТВ – 3 чел.

                            Так модно – 4 чел.

                              Для упрощения речи, удобно выражать свои мысли  – 5 чел.                              Маленький словарный запас – 3 чел.

Подражание друг другу, быть «как все» - 3 чел.

                              Взрослые подают пример – 3 чел.

4. Надо ли бороться с жаргонными словами?

                             Да – 15 чел.

                             Бесполезно – 2 чел.

                             Пройдёт с возрастом - 2 чел.

                             Нет – 2 чел.

   Если «да», то как? Что Вы можете предложить?                  

                             - Родителям проводить беседы, следить за речью своих детей,

                               не позволять произносить эти слова хотя бы дома, поправлять,

                               делать замечания – 10 чел.

                             - Объяснять, что так говорить некрасиво, объяснять происхождение этих  

                              слов– 4 чел.

                             - В семье самим родителям разговаривать правильно – 1 чел.

                             - Взрослым следить за своей речью, показывать личный пример – 2 чел.

                            -  Учить правильно говорить – 2 чел.

                            -  Побольше учить наизусть стихов – 1 чел.

                            -  Чтение хорошей художественной литературы – 7 чел.

                           -   Изучение книг по культуре речи – 2 чел.


                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...