Рабочая программа по русскому языку 3 класс ("Перспектива")
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ("Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_perspektiva_3_kl.docx82.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа по русскому языку  для  1-4 классов разработана в соответствии:

- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2015);

- с рекомендациями рабочей программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.  (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. 1-4 классы. Просвещение, 2015);

- с возможностями УМК «Перспектива»

-  с  учебным планом образовательного учреждения ГБОУ Школа №2051 на 2017/2018 учебный год.


                   Общая характеристика учебного предмета.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
        В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи программы:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Главные направления работы по учебно-методическому комплекту:

  • развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, мысленная речь);
  • формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и орфографических явлениях, необходимых и достаточных для дальнейшего обучения родному языку, а также формирование умений и навыков использовать их в практике устной и письменной речи;
  • активизация мыслительной , познавательно-языковой и речевой деятельности учащихся разных уровней подготовленности к изучению русского языка;
  • создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка, воспитание чувства уважения к слову и к русскому языку в целом.

Содержание курса (перечень тем):

  1. «Мир общения. Повторяем – узнаем новое» - 13 часов
  2. «Язык – главный помощник в общении» - 40 часов
  3. «Состав слова» - 12 часов
  4. «Части речи» - 3 часа
  5. «Имя существительное» - 39 час
  6. «Местоимение» - 3 часа
  7. «Глагол» - 28 часов
  8. «Имя прилагательное» - 14 часов
  9. «Повторение» -10 часов +  8 резерв

Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) 3 класс

              Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

             Обучающийся научится:

  • испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • относиться с уважением к представителям других народов;
  • уважительно относиться к иному мнению;
  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;
  • оценивать свои успехи в освоении языка.

              Обучающийся получит возможность научиться:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
  • сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

             сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

         

          Метапредметные результаты

             Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • находить ответы на  проблемные вопросы;  
  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
  • пользоваться справочной литературой (словарями);
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;
  • находить выход из проблемных ситуаций;
  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

         Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

             

             Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
  • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
  • различать диалогическую и монологическую речь;
  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
  • писать изложения по составленному плану;
  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
  • делать полный и краткий пересказ текста;
  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

             Обучающийся научится:

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • определять ударение в словах;
  • делить слова на слоги и на части для переноса;
  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
  • правильно писать «не» с глаголами;
  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика

             Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

             Обучающийся научится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
  • выделять в слове основу и окончание;
  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

             Обучающийся научится:

  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

             Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
  • определять число имён существительных;
  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
  • изменять имена существительные по падежам.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

             Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
  • употреблять личные местоимения в речи.

            Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять времена глаголов;
  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • определять число глаголов;
  • верно писать частицу «не» с глаголами;
  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:        

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

             Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;
  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
  • объяснять роль имён прилагательных в речи;
  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

             Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
  • составлять словосочетания по заданным моделям;
  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

             Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
  • находить в предложении однородные члены.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

             Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;
  • устанавливать связь между предложениями в тексте;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • озаглавливать текст;
  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
  • составлять план текста;
  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;
  • составлять тексты разных типов.

      Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

  • адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать орфоэпические нормы;
  • передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
  • владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).        

Количество контрольных и проверочных работ

Вид работы

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого

Диктант

2

2

2

6

Контрольный диктант

1

2

1

4

Словарный диктант

2

1

2

5

Списывание

-

1

1

2

Изложение

1

1

1

3

Сочинение

-

1

1

2

Итого

6

8

8

22


Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

Рабочие программы. Русский язык.

2015г.

Москва. Просвещение.

2

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс.

2015г.

Москва. Просвещение.

3

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

Русский язык. Учебник. 3 класс

2015г.

Москва. Просвещение.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык» (170)

Тема урока

Содержание урока

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Практическая часть

Дата

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

план

факт

Мир общения. Повторяем – узнаем новое 13ч

1

Собеседники. Диалог.

Почему каждому человеку необходимо знать родной язык?

Построение предложений, составление рассказа.

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Формировать  мотивацию к общению; желание изучать язык

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками

2

Собеседники. Диалог.

Как можно проверить написание выписанных вами слов?

Определять темы текстов, выбор заглавия.

Составление (устно) текстов-рассуждений

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение;

Формировать  личностные качества в процессе общения

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками

3

Собеседники. Диалог.

Из чего строятся составленные вами тексты? Что такое предложение?

Находить в текстах  предложений, разных по цели высказывания и по интонации.

Поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Проявлять к собеседнику внимание, терпение

Текущий контроль: устный опрос

4

Собеседники. Диалог.

С какой целью люди общаются (вступают в диалог)?

Определить цель общения людей между собой.

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами;

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

Фронтальный опрос.

Работа в паре

5

Собеседники. Диалог.

Каким должен быть разговор двух людей? С каким человеком хочется дружить  — с вежливым или с грубым?

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; Определять связь главной мысли текста и его настроения.

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками

6

Культура устной и письменной речи

Какую цель люди ставят перед собой при общении?

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Фронтальный опрос

7

Культура устной и письменной речи

Словарный диктант № 1

С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Фронтальный опрос. Работа в паре

8

Текст.

Что такое текст, какими особенностями он обладает?

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Использовать в общении тексты разных типов составлять

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Текущий, тестовый контроль

9

Текст.

Виды текстов.

Могут ли тексты иметь общую  тему, но разную главную мысль?

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Использовать в общении тексты разных типов

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Текущий. Работа по карточкам

10

Текст. Обучающее изложение по тексту К. Паустовского (учебник, ч.1 с. 23 упр. 31)

Могут ли в одном тексте быть части, относящиеся к разным типам текста?

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Текущий. Индивидуальный

11

Списывание текстов различных типов. Тест по теме «Текст»

Какие виды текста вы знаете?

Делать полный и краткий пересказ текста;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Работа в паре.

Текущий

12

Контрольный диктант № 1 по теме «Текст» (входной диктант)

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Составлять предложения на заданную тему

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

 Диктант

13

Текст.

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Делать полный и краткий пересказ текста;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование алгоритма своего действия.

Текущий.

Фронтальный

Язык – главный помощник в общении – 40 часа

14

Язык – главный помощник в общении

Из чего состоит устная речь?

Научаться правильно передавать звуки буквами

Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Фронтальный.

 Индивидуальный

15

Звуки и буквы

Чем отличаются звуки от букв?

Научаться правильно передавать звуки буквами

Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Текущий. Индивидуальный. Работа по карточкам

16

Звуки и буквы

Что вы знаете о звуках, буквах, словах?

Проводить звуко-буквенный анализ слов;

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство

Тестовый контроль

17

Слог, ударение

Из чего состоят слова?

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

Работа в паре.

Самопроверка.

Взаимоконтроль

18

Девять правил орфографии.

Почему, иногда ударение называют волшебником?

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Фронтальный опрос.

19

Прописная буква в именах собственных.

Когда в русской письменной речи употребляется заглавная буква?

Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

Текущий и индивидуальный опрос

20

Буква безударных гласных.

Почему безударные гласные в корне – это орфограмма?

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Тестирование. Работа по карточкам

21

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Буквы каких гласных звуков нужно проверять?

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Текущий.

Индивидуальный

22

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Буквы каких гласных звуков нужно проверять?

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Работа в паре.

Тестирование.

Сам. работа

23

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова.

Написание каких букв согласных надо проверять?

Подбирать слова и проверять парные согласные.

Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

 Фронтальный. Индивидуальный

24

Непроизносимые согласные.

В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные?

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Индивидуальный опрос.

Текущий. Фронтальный

25

Непроизносимые согласные.

В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные?

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Фронтальный опрос. Сам. работа с проверкой по образцу

26

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

В каком месте в слове пишется мягкий знак? В какой части слова употребляется разделительный твердый знак?

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе

Фронтальный опрос.

27

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова (учебник, ч.1, стр. 50, упр. 76)

Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

Умение проводить сравнительный анализ

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Фронтальный опрос.

Изложение

28

Удвоенные согласные

Как уточнить написание слов с удвоенными согласными?

Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные».

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Выборочный диктант.

Фронтальный опрос

29

 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Какие орфограммы вы знаете?

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций.

Формирование чувства гордости за свою Родину

Фронтальный опрос

30

 Перенос слова.

Какие правила переноса слов со строки на строку вы уже знаете?

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их; Выбирать варианты переноса слов

Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Формирование чувства гордости за свою Родину

 Тестирование.

Выборочное списывание.

31

Тест  по теме «Девять правил орфографии»

Написание каких букв согласных надо проверять?

Выполнять задания практического характера

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

Тестовые задания.

32

Контрольный диктант №2

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

Диктант

33

Работа над ошибками.

Что рассказало слово.

Легко ли вам было меня понять без слов?

Определять основные функции слова.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Фронтальный. Работа в паре

34

Что рассказало слово

Для чего используется слово?

Определять основные функции слова.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Текущий контроль: устный опрос, работа по карточкам

35

Что рассказало слово

Как оно устроено?

Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Фронтальный опрос самостоятельная работа

36

Синонимы.

Можем ли мы утверждать, что, сколько существует в мире слов, явлений, понятий, столько существует и слов?

Углубить знания о синонимах, об их роли в русском языке.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Текущий контроль: устный опрос, работа по карточкам

37

Употребление синонимов в тексте.

Какое определение синонимов мы знаем? Чем они могут различаться?

Расположение синонимов по степени возрастания признака.

Составление предложений с фразеологизмами.

Использовать алгоритмы для решения определённых задач;

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Самостоятельная работа.

Работа в парах

38

Слово и его значение Антонимы.

Какие слова называются антонимами?

Нахождение антонимов в пословицах.

Подбор антонимов к словам разных частей речи.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Индивидуальный.

Работа по карточкам

39

Слово и его значение Омонимы

Словарный диктант № 2

Какой словарь поможет нам  узнать значение слова?

Расширить знания об омонимах; обогащать словарь новыми словами-омонимами.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Текущий контроль

Словарный диктант

40

Многозначные слова.

Сколько предметов может называть одно слово? Какие слова называются многозначными?

Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Фронтальный опрос. Работа в паре

41

Слово и его значение

Как называют слова предметы окружающего мира?

Научаться отличать имена нарицательные, имена собственные

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

 Мини-диктант, тестовый контроль.

42

Тест по теме «Слово и его значение»

Написание каких букв согласных надо проверять?

Выполнять задания практического характера

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Алгоритма действия. Перевод  внешней речи на внутренний план

Тестовые задания.

43

Контрольный диктант №3 «Слово и его значение»

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

Диктант

44

Словосочетание

Когда мы называем что-либо более подробно, что мы для этого используем?

Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Умение выражать свои мысли.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

Текущий.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа

45

Словосочетание

Как выделить в предложении словосочетания?

Выделять словосочетание из предложений, постановка вопроса от слова к слову

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Тестовый контроль.

Индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа

46

Предложение

Что такое предложение?

Уметь определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова.

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Текущий.

Фронтальный

47

Главные члены предложения

А в предложении есть главные члены? Как они называются?

Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

Учиться выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Работа по карточкам.

Индивидуальный опрос

48

Главные члены предложения

Как верно найти главные члены предложения?

Уметь  выделять главные  и второстепенные

члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам

Учиться формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Текущий.

 Работа в паре

49

Предложения с однородными членами

Какие члены предложения – главные или второстепенные – являются однородными в составленных вами предложениях?  

Находить в тексте однородные члены предложения и их обозначения.

Сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Фронтальный.

Работа по карточкам

50

Предложения с однородными членами

Какие знаки препинания стоят между однородными членами?

Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 

51

Предложения с однородными членами

Какие знаки препинания стоят между однородными членами?

Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 

52

Тест по теме «Предложение»

Тестовая работа

Выполнять задания практического характера

Формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

тест

53

Контрольный диктант  № 4 по теме «Предложение»

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

Диктант

Состав слова - 12 ч.

54

Состав слова

Корень.

Из каких частей состоит слово? Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания?

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Фронтальный.

Работа в перфокартах.

Работа в парах

55

Корень.

Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания?

Выделять  окончания у слов разных частей речи.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Текущий.

Индивидуальный.

Работа с перфокартами

56

Корневые орфограммы.

Можете ли вы объяснить, почему корень слова так назван?

Различать однокоренные слова и формы одного слова;

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Фронтальный опрос

57

Приставка.

Как называется эта часть слова? Для чего она служит?

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Работа по карточкам.

Фронтальный опрос

58

Приставка. Предлог.

Что такое приставка? Предлог?

Различать приставку и предлог;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Индивидуальный. Фронтальный.

59

Суффикс.

Какая общая часть есть в этих словах? Какой добавочный оттенок значения она придает?    

Актуализировать и расширить знания о суффиксе как части слова

Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям;

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Индивидуальный.

Текущий

60

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Что вы можете рассказать осуффиксе?

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Фронтальный.

Текущий.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой  

61

Окончание и основа слова

Какая роль окончания в слове?

Выделять в слове основу и окончание;

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Фронтальный.

Индивидуальный

62

Окончание и основа слова

Что такое основа слова?

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Фронтальный.

Индивидуальный.

Работа в паре

63

Как образуются слов

Могут ли приставки и суффиксы устаревать, исчезать из языка?

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Работа в паре.

Фронтальный опрос

64

Как образуются слова

Тест по теме «Состав слова»

Как вы думаете, важно ли знать, как устроено слово, как оно образовано?

Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Фронтальный.

Индивидуальный

65

Контрольный диктант № 5 по теме «Состав слова»

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

Диктант

Части речи 3ч

66

Работа на ошибками

Части речи

Для чего надо знать части речи?

Как верно определить, к какой части речи относится слово?

Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи?

Определять части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог,

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Фронтальный.

67

Части речи Словарный диктант № 3

Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Фронтальный.

Индивидуальный.

Работа в паре

68

Контрольное списывание

Контрольное  списывание

Списывать текст ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

Списывание теста

Имя существительное – 39ч

69

Имя существительное.

Что обозначают  имена существительные?

Знать признаки имени существительного

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Относиться с уважением к представителям других народов;

Фронтальный.

Фронтальный.

Работа по карточкам

70

Собственные и нарицательные имена существительные.

Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных?

Знать

отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Относиться с уважением к представителям других народов;

Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами

71

72

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Какие имена существительные относятся к одушевленным?

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Фронтальный.

Работа по карточкам

73

Развитие речи. Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения.(учебник , ч.1 стр. 143, упр. 251)

Сочинение-описание

Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Сочинение

74

Число имен существительных

Почему имя существительное употреблено неверно? Как надо его изменить?

Уметь определять  род имен существительных во множественном числе

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

Работа по карточкам.

Индивидуальный опрос

75

Изменение имён существительных по числам.

Все ли существительные можно изменять по числам?

Уметь определить роль окончаний при изменении имен существительных по числам, определение рода имен существительных во множественном числе

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

Текущий контроль. Выборочный диктант

76

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту И. Тургенева (учебник, ч.1, стр. 149, упр. 363

Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково?

Образовывать слова с заданными морфемами;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

Изложение

77

78

79

80

81

Род имён существительных.

К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного?

Научиться распознавать род существительных в косвенном падеже

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

Фронтальный.

Индивидуальный.

Работа в паре

82

83

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода

Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель?

Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

Знать орфограмму -правописание мягкого знака в конце имен существительных  женского рода

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

разрешать проблемные ситуации;

Текущий. Индивидуальный

84

Тест

по теме «Имя существительное»

Тест

Выполнять задания практического характера

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

Тест

85

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

 Диктант

86

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Фронтальный.

Индивидуальный

87

88

89

Изменение имен существительных по падежам

Определите, как изменяются имена существительные: река — рéки, глаз — глазá.

(Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется

Зачем надо уметь определять падеж имени существительного?

Знать названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,

Фронтальный.

Работа в группе.

Индивидуальный

90

Изменение имен существительных по падежам Именительный падеж.

На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

Определять имена существительные в именительном падеже

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Эфективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

Фронтальный.

91

92

Изменение имен существительных по падежам Родительный падеж

Вспомните, почему родительный падеж так называется.

Всегда ли легко определить, какое окончание имеет имя существительное в родительном падеже?

Определять имена существительные в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Текущий.

тестовый

93

Изменение имен существительных по падежам Дательный падеж

Какой падеж следует за родительным падежом? Почему дательный падеж так называется?

Определять имена существительные в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Работа по карточкам

94

Изменение имен существительных по падежам Винительный падеж

Как отличить имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже?

Определять имена существительные в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

 Фронтальный. Индивидуальный

95

Изменение имен существительных по падежам Творительный падеж

Как определить творительный падеж имен существительных?

Определять имена существительные в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа,

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

различных видов.

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Фронтальный. Индивидуальный

96

97

Изменение имен существительных по падежам Предложный падеж

О каком падеже имен существительных мы еще не говорили? Почему предложный падеж так назван?

Определять имена существительные в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

Индивидуальный.  Фронтальный

98

Тест по теме «Падежи»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Перевод  внешней речи на внутренний план.

Тестовый контроль

99

Контрольный диктант № 7

по теме «Падежи»

(2 триместр)

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Контрольный диктант

100

Работа над ошибками.

Обобщение и закрепление изученного материала

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Фронтальный. Работа в паре

101102

Изменение имен существительных по падежам

Как определить падеж имени существительного? В каком падеже стоит существительное в начальной форме?

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание;

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

Фронтальный.

Индивидуальный

103

3 триместр

Развитие речи. Обучающее изложение  по тексту В. Бианки (учебник, ч.2 стр. 40, упр. 73)

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

Изложение

104

105

106

Разбор имени существительного как части речи.

Найдите имя существительное. Что вы можете о нем сказать?

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Фронтальный. Работа в паре

107

 Тест по теме «Имя существительное»

Тест

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Фронтальный. Работа в паре

Тестовый контроль

Местоимение 3 ч

108109

110

Местоимение

Какая часть речи называется местоимением? Как возникло название данной части речи?

Видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.

Уметь верно использовать местоимения в речи;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Индивидуальный Фронтальный. Работа по карточкам

Глагол 28 ч

111

112

113

Глагол как часть речи.

Словарный диктант № 4

Что обозначают все глаголы? Что такое глагол?

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Фронтальный. Текущий

Словарный диктант

114

115

Изменение глаголов по временам

 А как могут изменяться глаголы?
Как можно определить время глагола? Когда используются глаголы каждого из времени?

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять время глаголов;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Фронтальный.

 Работа на карточках.

116

Глаголы настоящего времени.

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

Тестовый. Фронтальный

117

118

Глаголы прошедшего времени.

 На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

Фронтальный. Работа по карточкам

119

120

Глаголы будущего времени

На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Фронтальный.

Самостоятельная работа

121

122

Неопределённая форма глагола

Всегда ли у глаголов можно определить время, число, род?

Почему эта форма глагола так называется?

Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Фронтальный.

Тестовый

123

Тест  « Времена  глаголов»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Текущий контроль:

124

 Обобщение Изменение глаголов по времени. Неопределённая форма глагола

В конце слов какой части речи после шипящих тоже пишется мягкий знак?

Определять число глаголов;

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

Осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

Фронтальный. Работа по карточкам. Работа в парах

125

126

Изменение глаголов по числам

От чего в предложении зависит число глагола?

Определять число глаголов;

Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Фронтальный.

Индивидуальный

127

Развитие речи.  Обучающее Изложение№ 2 (учебник ч.2, стр.80. упр. 146)

Изложение

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

Изложение

128

129

130

Изменение по родам глаголов  прошедшего времени

Когда происходят действия, названные глаголами в будущем времени?

Определять число глаголов;

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

Относиться с уважением к представителям других народов;

Работа в паре. Фронтальный. Работа по карточкам

131

Развитие речи. Сочинение по теме на выбор

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

Сочинение

132

133

НЕ с глаголами

Как пишется не с глаголом?

Верно писать не с глаголами;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Текущий контроль: устный опрос, практическая работа

134

135

Разбор глагола как части речи

Что вы знаете о глаголе?

Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

Текущий контроль: устный опрос, практическая работа

136

 Тест   по теме:

«Глагол»

Тест

Выполнять задания применяя изученные правила

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия.

Тест

137

Контрольный диктант № 8.

по теме:

«Глагол»

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Контрольный диктант

138

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Фронтальный. Текущий

Имя прилагательное 14 ч

139

140141

142

143

Имя прилагательное

Важно ли указывать признаки предмета? Можно ли по признакам угадать, о каком предмете идет речь? Какая часть речи называется именем прилагательным? Какие признаки предмета могут называть имена прилагательные?

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи;  классифицировать имена прилагательные по значению;

показать роль имен прилагательных в речи.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

Фронтальный.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

144

145

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

От чего зависит число имени прилагательного? Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного?

Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

Текущий.

Индивидуальный.

146

Контрольный диктант № 9 «Имя прилагательное»

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Контрольный диктант

147

148

Работа над ошибками.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

 Связано ли название части речи «имя прилагательное» с глаголом прилагать? С какой частью речи согласуется в словосочетании или в предложении имя прилагательное?

Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

Фронтальный. Текущий. Работа с таблицей

149

Обобщение знаний по разделу «Имя прилагательное».

Тест   «Имя прилагательное»

Что нового мы узнали в третьем классе об именах прилагательных? Как они могут изменяться? Как определить род и число имени прилагательного?

Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Уметь верно использовать местоимения в речи;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Текущий.

Работа с таблицей

150

Обобщение. Работа над ошибками

Обобщение

Систематизация  знаний

Решать проблемные вопросы

Осознание алгоритма своего действия

Текущий

151

Итоговый контрольный диктант

Диктант

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Применять изученные орфограммы

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Контрольный диктант

152

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.        Работа над ошибками        Работа над ошибками

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Фронтальный.

Работа в паре

Повторение 10 ч (+8 резерв)

153

154

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

Словарный Диктант № 5

Какие основные единицы языка и речи вы знаете? Что такое слово? предложение? текст? Для чего они служат? Что такое диалог? Чем диалог отличается от спора?

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Разрешать проблемные ситуации;

реально оценивать свои успехи в освоении языка;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

Фронтальный.

Работа с  таблицами

Словарный диктант

155

156

Повторение изученных орфограмм.

Повторение изученного

Повторение изученного

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

Фронтальный.

Индивидуальный. Работа в карточках

157

Контрольное списывание.

Списывание

Списывание текста без ошибок

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

Контрольное списывание

158

Работа над ошибками.

Повторение. Правила правописания.

Какие части речи вы знаете? По каким признакам они выделяются?

Работа над ошибками

Закрепить навык написания изученных орфограмм

Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

Фронтальный.

Индивидуальный. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

159

Обобщение и повторение

Какие части речи вы знаете? По каким признакам они выделяются? Какие орфографические правила вы знаете со второго класса? Какие новые правила мы узнали в третьем классе?

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Текущий.

Работа в группе

160-162

Обобщение и повторение

Обобщающий урок. Игра «По океану»

Какие части речи вы знаете? По каким признакам они выделяются? Какие орфографические правила вы знаете со второго класса? Какие новые правила мы узнали в третьем классе?

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Текущий.

Работа в группе

163-

170

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...

Рабочая программа по русскому языку УМК «Перспектива » 3 класс

Рабочая  программа по русскому языку УМК «Перспектива »  3 класс...

Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП

Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа разработана для учителей работающих по УМК "Перспектива" в 3 классе . Авторы учебников Климанова, Бабушкина. Программа разработана по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс

В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции   Приказа  Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643)  рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по русскому языку  для 1 класса разработана на основе: примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Де...