Знакомство с понятием «сложные слова» 3 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Тип урока: открытие нового знания
Авторы УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Цель: путём наблюдения над значением корней формировать умение понимать лексическое значение сложного слова.
Планируемый результат: К концу урока учащиеся могут объяснить какие слова называются сложными, как выделить корни в сложных словах.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технологии: деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающая, АМО, сотрудничества.
Оборудование: учебник русского языка для 3 класса УМК «Школа 2100», проектор, компьютер, карточки для парной, групповой работы, листочки для АМО «Определение ожиданий и опасений», изображение дерева на бумаге, маленькие листочки у каждого учащегося с изображением дерева (листы самооценки), план урока на листах, алгоритмы, презентация Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 с. Бада
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»
УМК «Школа 2100»
Учитель: Патрина С.С.
2017-2018 уч.г.
Класс: 3
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Тип урока: открытие нового знания
Авторы УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Цель: путём наблюдения над значением корней формировать умение понимать лексическое значение сложного слова.
Планируемый результат: К концу урока учащиеся могут объяснить какие слова называются сложными, как выделить корни в сложных словах.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технологии: деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающая, АМО, сотрудничества.
Оборудование: учебник русского языка для 3 класса УМК «Школа 2100», проектор, компьютер, карточки для парной, групповой работы, листочки для АМО «Определение ожиданий и опасений», изображение дерева на бумаге, маленькие листочки у каждого учащегося с изображением дерева (листы самооценки), план урока на листах, алгоритмы, презентация Power Point.
Ресурсы: Yandex.ru
http://www.tochkagif.ru/photo/prazdnik_dnja/den_angela/58 анимационные картинки
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Материалы с сайта http://school2100.ru
УУД:
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Регулятивные:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Познавательные:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
Коммуникативные:
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Ход урока
- Оргмомент
- АМО «Комплимент»
- Отправляемся в лес
Слайд
- План урока – вырастим «дерево знаний», составим план урока:
1.повторяем
2. открываем
3. закрепляем
4.подводим итоги
(дерево на доске и у каждого ребенка – «Дерево успеха»)
4)АМО «Определение ожиданий и опасений»: на яблочке зеленого цвета напишите – что хорошего я жду от урока, на красном – чего я боюсь. Разместите их на дереве знаний.
- Актуализация знаний
1)Чистописание
Индивидуальные задания в тетрадях
- Орфографическая минутка
индивид. задания на доске: лесник1, перелесок2
А) В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
Слайд
Безударные согласные непроизносимые
- Вспомните полные названия этих орфограмм. (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова). Проверьте себя. (Слайд. На слайде появляются правильные названия орфограмм.)
- Давайте повторим безударные гласные.
- Поработайте в паре:
Подберите проверочные слова, выделите корень, подчеркните орфограммы:
Г..л..ва – |
П..л..са – |
Ст..р..жить – |
Г..р..дить – |
М..л..дой – |
Д..р..гой – |
Х..л..да – |
Ст..р..на – |
– Какое правило использовали при написании безударной гласной? (примеры)
2). – Что объединяет эти орфограммы?
(Пишутся в корне)
– Что мы знаем о корне?
– Составьте рассказ по плану.
План.
- Что такое корень?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Как найти корень слова?
- Давайте на нашем дереве разместим все, что мы знаем о корне. Какой части не хватает дереву? (корня). Давайте составим корень слова.
(собирают корень дерева из кусочков, на которых написаны сведения о корне)
Корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов.
В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается
Что найти в слове корень, надо: подобрать однокоренные слова, объяснить их смысл, выделить общую часть.
Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
- Молодцы! Оцените свою работы на этапе повторения, поставьте отметку на дереве успехов.
- Постановка проблемы
-Прочитайте слова на доске.
-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?
(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)
-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)
-Распределите их по столбикам. (работа в группе)
-Почему взяли эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)
-Почему взяли эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)
(Если не возьмут слово водопад):
-Почему вы не взяли слово «водопад»?
-Вы считаете, что это слово лишнее?
-Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).
-Как вы считаете, куда его нужно отнести?
-Все ли согласны? Кто думает по-другому?
-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)
-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)
-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)
-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.
Назовем цель урока: узнать могут ли быть слова с двумя корнями.
- Ф.минутка
- Открытие нового знания
-Начнём с наблюдения.
- Прочитайте слова:
Горихвостка, утконос, носорог, мухоловка.
-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении. (рассказывает подготовленный ученик)
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом,-
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит-
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
-Что особенного у этой птички?
Что сказано в стихотворении о хвосте птички?
-А как горит?
-Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)
-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?
-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.
-Что заметили? (в слове 2 корня).
-Понаблюдаем за словом носорог, а за остальными словами самостоятельно в группе.
Самопроверка по эталону
Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.
-Вернёмся к цели урока – узнать, может ли в слове быть 2 корня.
-Посмотрите на результат нашего наблюдения. Сделайте вывод.
Как бы вы назвали эти слова.
-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.
-Итак, какие же слова называются сложными?
Оцените работу на этом этапе, поставьте отметку на дереве успехов. На доске расположить на дереве тему урока, определение сложных слов
- Закрепление в устной речи
- Ребята, как думаете, как определить, сложное слово или нет?
Давайте составим алгоритм определения сложного слова.
1. Читаю слово
2. Подбираю однокоренные слова
3. Объясняю смысл слова
4. Выделяю корни
2) работа в паре
Попробуйте, используя алгоритм, найти среди предложенных сложные слова
Красношейка, черноголовка, сова
Коллективная проверка, самооценка
- Закрепление в письменной речи
Самостоятельная работа.
- Попробуйте сами выбрать задание по уровню:
1 уровень (необходимый)
Объясни, что обозначают слова:
Камнепад, мореход, пешеход
2 уровень (повышенный)
Запишите по определению слова, выделите корни:
Пчела, разводить –
Леса, рубить –
Снег, падать -
- Самопроверка по эталону. Самооценка на дереве знаний.
- Рефлексия
1) -Заканчивая урок, давайте вспомним, какую тему мы начали изучать?
- Какие слова называются сложными?
-Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).
-У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку
Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.
Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»
2)Поставьте итоговую отметку на «дереве успехов»
3)выберите листок с ожиданием или опасением выбранным в начале урока, какие ваши ожидания оправдались, разместите на нашем дереве
- Домашнее задание
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
-Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока - необходимый
-И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова - повышенный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов
Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу. Тип урока...
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....
"Знакомство с понятием сложные слова" 3 класс
Технологическая карта урока "Знакомство с понятием сложные слова" 3 класс...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Знакомство с понятием «сложное слово»"
Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»...