Тема урока | Знакомство с понятием «сложные слова» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цели урока | для учителя | для ученика |
Формировать умение анализировать текстовый материал; расширить кругозор учащихся о природных явлениях, а также продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей
Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – «сложные слова» | Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова; Схематически показать сложное слово |
Образовательные результаты
| Предметные Познакомить - с понятием «сложные слова»,
- особенностями сложных слов;
|
Метапредметные Познавательные: - Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения
- Делает выводы на основе обобщения знаний
- Извлекает информацию представленную в разных формах
Коммуникативные: - Проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
- планирование и согласование общих способов работы в группе;
- определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы
Регулятивные: - обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия
- выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
|
Личностные - развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
|
Образовательная среда урока | - таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (у каждого ученика)
- тексты с определением «сложные слова» из разных словарей (С.И. Ожегова, из Википендии, Энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия)
- учебник «Русского языка» 3 класс, 1 часть
- Памятка «Синквейн»
|
Форма работы на уроке | Индивидуальная и в группах постоянного состава (примерно 7 групп по 4 ученика) |
Этапы урока
| Этап | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный | Читает песню «Звездопад»; ставит и поясняет цели урока | Слушают песню; определяют ее название; объясняют, как они рассуждали; проверяют свое предположение на стр. 172 учебника |
Актуализация знаний | - предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
- координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы
| - индивидуально заполняют таблицу (см. приложение 1);
Что я знаю о сложном слове | Что я хочу узнать | Что я узнал |
|
|
|
- коллективно обсуждают результаты заполнения
|
Постановка задачи | Предлагает учащимся выполнить упражнение 124 (учебник стр. 105)
| Читают слова: садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов. Объясняют, что означают эти слова и как они это определили? |
Реализация поставленной задачи | Выполнение 124 упражнения: устно; Письменно. | - Предлагает: открыть тетрадь, записать
число, день недели, классная работа, тему, номер упражнения. Списать данные слова, выделить корень и подобрать однокоренные слова. - контролирует временные рамки прохождение этапа
| - Ученики работают в рабочих тетрадях.
- Один ученик выходит к доске и выполняет работу на доске.
- Ученики сравнивают его работу со своей. При необходимости задают вопросы ученику выполняющему работу у доски.
|
Подготовка к работе с источниками информации | - Направляет наблюдения детей по теме урока
| Наблюдают: - какие буквы соединяют 2 корня
- после, каких согласных пишется е и о
Делают вывод, почему эти гласные назвали соединительными. |
Работа с разными источниками информации в группах | - дает установку на прохождение текущего этапа работы;
- определяет и корректирует по необходимости временные рамки прохождения этапа группами;
- помогает скоординировать работу внутри групп, консультирует и отвечает на вопросы
| - читают определения «сложных слов» из разных источников информации (см. приложение 2)
- коллективно обсуждают и находят наиболее точное и понятное каждому члену группы
- выделяют главные слова в этом определении и схематически изображают правило
|
Защита определения, выбранного группой | - координирует временные и содержательные аспекты выступления групп;
- задает уточняющие вопросы
- стимулирует представителей других групп участвовать в обсуждении выбранного определения (находить достоинства выбранного определения, возможности и пожелания для его усовершенствования)
| - представляют выбранное определение;
- участвуют в обсуждении, задают вопросы уточняющего характера, подчеркивают достоинства, высказывают дополнительные сведения, основанные на собственном опыте
- сравнивают свои выводы с учебником стр. 106 и дополняют схемы (при необходимости)
|
Рефлексия. Работа в таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
| Предлагает индивидуально заполнить в таблице остались графы: что я узнал; Вспомнить категории информации (план изучения темы) и источники информации
| - ученики мысленно анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания в таблице.
Категории информации | Источники информации |
|
|
- зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения
|
Домашнее задание «Синквейн» (пятистишие, «белый стих» | Учитель просит по памятке (см. приложение 3) «Синквейн» написать что такое «сложные слова» | выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |