Методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка по теме «Общее знакомство со сложными предложениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_slozhnoe_predlozhenie.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка по теме «Общее знакомство со сложными предложениями»
Название: УМК «Гармония» Класс: 4
Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Изучение структуры сложного предложения через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Задачи урока:
- познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;
- развивать критическое мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции;
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы и приёмы: приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн; создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод,
Оборудование:
- Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. /М С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008г.
- Соловейчик М.С. Рабочая тетрадь для 4 класс по русскому языку. В 3 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.
- экран, проектор, презентация, планшет, компьютер.
Этап урока | время | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
Организа ционный момент Настрой учеников на учебную деятель-ность | 2 мин | - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Девиз урока: Я - ученик. Я - личность творческая. Я думаю и мыслю. Я анализирую и делаю выводы. Мы хотим всё знать. | Словес-ный | Фронтальный | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на урок. | Выполнение требований учащимися. | Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний. |
Стадия вызова | 4 мин | - Чтобы определить, над чем мы сегодня будем работать на уроке, необходимо вспомнить всё, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет кластер. | Прием ТРКМЧП | Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний. | Систематизи рует информацию до изучения нового материала. | На планшете заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в четвертках, вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. | Формирование коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; умение работать в четвертках по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; -осуществлять взаимный контроль. |
Целепологание. Актуали-зация знаний и постанов ка проблемы | 2 мин | - Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свои знания о предложении. − Что у вас вызывает трудности? - Сформулируйте цель урока. - На какие вопросы нам сегодня надо ответить на уроке? | Контроль знаний | Фронтальный | Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | Формирование регулятивных УУД. Обучающиеся учатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному детьми. |
Стадия осмысле ния. Первич- ное восприя тие и усвоение нового теоретического материала | 10 мин | - Посмотрите и скажите, о чем идет речь? (Слайд) 1. Сложными бывают….. 2. Сложными бывают…. - Какие слова называются сложными? 2. Словарная работа. Пылесос, луноход, килограмм, скороварка, языкознание, картофелечистка, разноцветный, теплоход, прошлогодний, белоствольная. - На какие группы можно разбить данные слова? 3. Чтение сообщения в учебнике стр. 190 № 488 - Какие же предложения ученые назвали сложными? - Что нового вы узнали из сообщения? | Поисковый Прием ТРКМЧП Маркиров ка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ? - хочу узнать подробнее | Словар-ная работа, работа с текстом. | Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации | Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. | Формирование регулятивных УУД. Формирование познавательных УУД: ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; - выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. |
Примене-ние теоретических положе ний в условиях выполне-ния упражне-ний и решения учебных задач | 10 мин | 1.Выполнение упражнения № 489. - Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений. - Нашли ли вы сложные предложения? - Почему они будут сложные? - В каких предложениях две и более основ? - Попробуйте превратить сложные предложения в простые. - Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном. - Сравните: при каком построении предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему? - Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему? -Чтение сообщения на стр. 191. - Запишите одно сложное предложения. Обращайте внимание на постановку запятых. | Практичес Кий. | Фронтальный. | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну, более полную. | Регулятивные УУД: -ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Динамическая пауза | 2 мин | Слайд | Зарядка | Направлена на сохранение здоровья детей. | Выполняют упражнения. | Создание здоровьесберегающей среды. | |
Использование сформированных умений и навыков | 4 мин | - На слайде дано стихотворение Афанасия Фета. Спишите стихотворение, подчеркните основы. - Вертикальными черточками покажите части сложных предложений. Уж тает снег, Бегут ручьи. В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. - Сколько сложных предложений вам встретилось? Докажите, что они сложные. - Обратите внимание на употребление союза «и» во втором предложении. - Что соединяет союз в предложении? - В каком случае ставится запятая? 5. Чтение сообщений в учебнике - Что мы знали? - Что нового узнали? - О чем хочу узнать подробнее? | Практичес Кий. Прием РКМЧП инсерт +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее | Работа со стихотво рением. Работа с текстом | Осуществление контроля и проверки полученных знаний. Фиксируется недопонятая информация. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Проверка уровня своих знаний по данной теме. Находят в тексте понятия, информацию. | Формирование регулятивных УУД: - пользоваться инструкциями; - ставить и применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. Регулятивные УУД |
Обобще ние усвоен ного и включе ние его в систему ранее усвоен ных ЗУН и УУД | 3 мин | 1. Сложными называются предложения, в которых: а) одна грамматическая основа; б) две грамматические основы; в) две и более грамматических основ. 2.Отметь схему сложного предложения: а) [ – = ]. б) [ – = ], [ – = ]. в) [ – = О, О, О ]. 3. Выбери схему для данного предложения: Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле. а) [ = – ], [ = – ]. б) [ = – ]. в) [ – =, = ]. 4. Перед союзом и запятая ставится: а) в предложениях с однородными членами; б) в сложных предложениях; в) никогда. 5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания. Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий. | Практичес-кий. | Самостоятельная работа. | Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал. | Осуществля.ют контроль и самоконтроль своих знаний. | Формирование регулятивных УУД: - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила. |
Рефлек- сия | 5 мин | - Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам написать синквейн. (Сложное Большое, составное. Объединяет, соединяет, дополняет. Несколько основ со своими главными членами. Предложение.) Речь - С какими затруднениями столкнулись на уроке? - Чем отличается простое предложение от сложного? - Что необходимо добавить в кластер? | Прием РКМЧП синквейн. Словесный. Работа с кластером. | Работа в паре. Фронтальный, работа в четвёрках | Побуждение к дальнейшему расширению информацион ного поля. Побуждение к дальнейшему расширению информацион ного поля. | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. Дети вносят дополнения в кластер. | Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; - умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения; Формирование познавательных УУД: - представлять информацию в виде текста (синквейн); - извлекать информацию (схема); - анализировать, сравнивать, группировать. |
Задание на дом | 1 мин | 1.Выполнить № 494 , стр.192. 2. Выбрать из худож. литературы, которую вы читаете, три сложных предложения. Или найти предложения на сайте «Библиотека детских журналов» | Словесный | Запись домаш него задания в дневник | Определение и разъяснение уч-ся критериев успешного выполнения дом. задания | Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного дом. задания | Формирование личностных УУД: - мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Оценива ние работы | 1 мин | - Давайте оценим наши знания о предложении еще раз. - Если ваша самооценка не изменилась, обведите «+» на шкале, а если изменилась, то поставьте новый «+». - Благодарю за работу и желаю вам дальнейших успехов! | Словесный. | Фронтальная. | Оценивание уровня знаний. | Объективное оценивание уровня своих знаний. | Формирование регулятивных УУД: - учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе
Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...
Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
урок интеграции православия в предмет...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...