Методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Подопригорова Елена Михайловна

Методическая разработка урока русского языка по теме «Общее знакомство со сложными предложениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_slozhnoe_predlozhenie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме «Общее знакомство со сложными предложениями»

Название: УМК  «Гармония»     Класс:  4

Тема урока:  Общее знакомство со сложными предложениями          

                                                                                                                         

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения»

Тип урока:   Урок изучения нового материала

Цель урока: Изучение структуры сложного предложения  через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП  (развитие критического мышления через чтение и письмо).      

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Задачи урока:

  • познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;
  • развивать критическое мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции;
  • создать  условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.    

     

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы и приёмы: приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн; создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод,  

Оборудование:

-   Русский язык:  к тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. /М С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, - Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2008г.

-  Соловейчик М.С. Рабочая тетрадь для 4 класс по русскому языку. В 3 ч. -  Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2010 г.

-  экран, проектор,  презентация, планшет, компьютер.

                                                                                                                                                       

Этап урока

время

Содержание учебного материала

Методы и приемы

 работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

Организа

ционный момент

Настрой учеников на учебную деятель-ность

2 мин

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Девиз урока:

Я  -  ученик.

Я  -  личность  творческая.

Я  думаю  и  мыслю.

Я  анализирую  и  делаю  выводы.

Мы  хотим  всё  знать.

Словес-ный

Фронтальный

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Эмоциональный  настрой  на  урок.

Выполнение требований учащимися.

Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

Стадия вызова

4 мин

- Чтобы определить,  над чем мы сегодня будем работать на уроке, необходимо вспомнить всё, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет кластер.

Прием ТРКМЧП

Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний.

Систематизи

рует информацию до изучения нового материала.

На планшете заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в четвертках,  вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний.

Формирование

коммуникативных УУД:

слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение; умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль.

Целепологание.

Актуали-зация знаний и постанов

ка проблемы

2 мин

- Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свои знания о предложении.

− Что у вас вызывает трудности?

- Сформулируйте цель  урока.

- На какие  вопросы нам сегодня надо ответить на уроке?

Контроль знаний

Фронтальный

Определение  темы и   целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному детьми.

Стадия

осмысле

ния.

Первич-

ное восприя

тие и усвоение нового теоретического материала

10 мин

- Посмотрите и скажите, о чем идет речь? (Слайд)

1.  Сложными бывают…..

2. Сложными бывают….

- Какие слова называются сложными?

2. Словарная работа.

 Пылесос, луноход,  килограмм, скороварка, языкознание, картофелечистка, разноцветный, теплоход, прошлогодний, белоствольная.

- На какие группы можно разбить данные слова?

3. Чтение сообщения в учебнике стр. 190 № 488

- Какие же предложения ученые назвали сложными?

- Что нового вы узнали из сообщения?

Поисковый

Прием ТРКМЧП

Маркиров

ка по методу insert (инсерт)  

+- уже знал

! - новое

? - хочу узнать подробнее

Словар-ная работа, работа с текстом.

Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

Формирование регулятивных УУД.

Формирование познавательных УУД:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Примене-ние теоретических положе

ний в условиях выполне-ния упражне-ний и решения учебных задач

10 мин

1.Выполнение упражнения № 489.

- Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений.

- Нашли ли вы сложные предложения?

- Почему они будут сложные?

- В каких предложениях две и более основ?

- Попробуйте превратить сложные предложения в простые.

- Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном.

- Сравните: при каком построении предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему?

- Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему?

-Чтение сообщения на стр. 191.

- Запишите одно сложное предложения. Обращайте внимание на постановку запятых.

Практичес

Кий.

Фронтальный.

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну,  более полную.

Регулятивные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

-делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Динамическая пауза

2 мин

Слайд

Зарядка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Выполняют упражнения.

Создание здоровьесберегающей среды.

Использование сформированных умений и навыков

4 мин

- На слайде дано стихотворение Афанасия Фета. Спишите стихотворение, подчеркните основы.

- Вертикальными черточками покажите части сложных предложений.

Уж тает снег,

Бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Сколько  сложных предложений вам встретилось? Докажите, что они сложные.

- Обратите внимание на употребление союза «и» во втором предложении.

- Что соединяет союз в  предложении?

- В каком случае ставится запятая?

5. Чтение сообщений в учебнике

- Что мы знали?

- Что нового узнали?

- О чем хочу узнать подробнее?

Практичес

Кий.

Прием РКМЧП

инсерт  

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее

Работа со стихотво

рением.

Работа с текстом

Осуществление контроля и проверки полученных знаний.        

Фиксируется недопонятая информация.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Проверка уровня своих знаний по данной теме.

Находят в тексте понятия, информацию.

Формирование регулятивных УУД:

- пользоваться инструкциями;

- ставить и

применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Регулятивные УУД

Обобще

ние усвоен

ного и включе

ние его в систему ранее усвоен

ных ЗУН и УУД

3 мин

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ].

б) [ – = ], [ – = ].

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ].

б) [ = – ].

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.

Практичес-кий.

Самостоятельная работа.

Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал.

Осуществля.ют контроль и самоконтроль своих знаний.

Формирование регулятивных УУД:

 - применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила.

Рефлек-

сия

5 мин

- Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам написать синквейн.

        (Сложное                                                                                                                Большое,  составное.

Объединяет, соединяет, дополняет.

 Несколько основ со своими главными членами. Предложение.)                        Речь

- С какими затруднениями столкнулись на уроке?

- Чем отличается простое предложение от сложного?

- Что необходимо добавить в кластер?

Прием РКМЧП синквейн.

Словесный.

Работа с кластером.

Работа в паре.

Фронтальный, работа в четвёрках

Побуждение к дальнейшему расширению информацион

ного поля.        

Побуждение к дальнейшему расширению информацион

ного поля.        

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Дети вносят дополнения в кластер.

Формирование

коммуникативных УУД:

- высказывать свое мнение;

- умение работать в паре по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения;

Формирование познавательных УУД:

- представлять информацию в виде текста (синквейн);

- извлекать информацию (схема);

- анализировать, сравнивать, группировать.

Задание на дом

1 мин

1.Выполнить № 494 , стр.192. 2. Выбрать из худож. литературы, которую вы читаете, три сложных предложения. Или  найти предложения на сайте «Библиотека детских журналов»

http://detmagazin.ucoz.ru/dir/1-2-3

Словесный

Запись домаш

него задания в дневник

Определение и разъяснение

уч-ся критериев успешного выполнения дом. задания

Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного дом. задания

Формирование личностных УУД:

- мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оценива

ние работы

1 мин

- Давайте оценим наши знания о предложении  еще раз.

- Если ваша самооценка не изменилась, обведите «+» на шкале, а если изменилась, то поставьте новый  «+».

- Благодарю за работу и желаю вам дальнейших успехов!

Словесный.

Фронтальная.

Оценивание уровня  знаний.

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Формирование регулятивных УУД:

- учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...