МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка " Жанры речи. Инструкция"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Паутова Татьяна Владимировна

Конспект урока русского языка с образцом раздаточного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздаточные материалы к уроку русского языка

по теме « Жанры речи. Инструкция»

                             

1. Поздравление Джона

   Дорогая мама!

Я ты очень любить!

Желать ты радости, здоровья, успех.

Я поздравил тебя  праздник Днём матери.

                                                                              Джон.

2. Конструирование правил написания поздравления (Три уровня сложности)

а) Первый уровень

Инструкция

Как писать поздравление

  1. ………………………. чистый лист бумаги.
  2. ………………………. , как обратишься к человеку, которого поздравляешь.
  3. ………………………. обращение в центре строки.
  4. ………………………. , с каким праздником поздравляешь человека.
  5. ………………………. пожелания и ………………….. их.
  6. ………………………. поздравление.

Слова для справок:

  1. Возьми
  2. Реши
  3. Расположи
  4. Укажи
  5. Обдумай, запиши
  6. Подпиши

 б) Второй уровень

Инструкция

Как писать поздравление

  • ………………………. чистый лист бумаги.
  • ………………………. , как обратишься к человеку, которого поздравляешь.
  • ………………………. обращение в центре строки.
  • ………………………. , с каким праздником поздравляешь человека.
  • ………………………. пожелания и ………………….. их.
  • ………………………. поздравление.

Слова для справок: возьми, реши, расположи, укажи, обдумай, запиши,

                                 подпиши.

  в) Третий уровень

Инструкция

Как писать поздравление

  • ………………………. чистый лист бумаги.
  • ………………………. , как обратишься к человеку, которого поздравляешь.
  • ………………………. обращение в центре строки.
  • ………………………. , с каким праздником поздравляешь человека.
  • ………………………. пожелания и ………………….. их.
  • ………………………. поздравление.

Слова для справок: реши, расположи, обдумай и запиши, возьми, укажи,

                                 подпиши.

3. Написание поздравления (Три уровня сложности)

а) Первый уровень

Д..р..гая   мам..ч.ка!

П..здр..вляю  тебя (с) праз..ником  Днём матери!

Бл..г..дарю  (за) заботу, терпение и нежн..с.ть.

Ж..лаю т..бе  зд..ров..я, сч..ст..я, рад..с..ти.

Я т..бя очен.. люблю!

                                                          Тво..     …………….    ……………………….

б) Второй уровень

Дорогая …………………………………………………!

Поздравляю тебя с …………………………………………………………..

Благодарю за………………………………………………………………….

Желаю тебе ……………………………………………………………………

            Я тебя очень……………………………………………………………………..

                                                              Тво…   …………….  …………………..  

   

 в) Третий уровень

  Дети выполняют работу самостоятельно, без подсказок учителя.



Предварительный просмотр:

Учитель: Паутова Татьяна Владимировна

23 ноября 2010 года

3 «Б» класс

Конспект урока русского языка ( развитие речи )

 Тема урока: Жанры речи. Инструкция.

Цели урока:  сформировать представление об инструкции;

                      ввести понятие «инструкция»;

                      научить использовать приобретённые умения  для создания

                      поздравления для мамы;                    

Задачи урока:                

- научить писать поздравление ко Дню матери;

- научить получать информацию из разных источников и использовать          

   приобретённые       знания и умения в практической деятельности;      

- обогатить словарный запас детей;

- развивать навыки коммуникативного общения;

- развивать навык самоконтроля и самооценки;

- сформировать чувство благодарности к матери и доброе к ней отношение;          

Планируемый результат:

Личностный

- проявление интереса к оформлению поздравления ко Дню матери;

- творческое отношение к процессу создания поздравления;  

Познавательный

- использовать приобретённые умения при создании поздравления;

Регулятивный

- соотносить учебные действия в соответствии с планом;

Коммуникативный

- согласовывать позиции и находить общее решение;

Предметный

- умение строить свою работу по инструкции;

- умение правильно записывать поздравление;

Оборудование:

- аудиозапись песни «Моя мама»;

- презентация ко Дню матери;

-толковый словарь русского языка;

- карточки с заданиями разного уровня сложности;

- заготовки для аппликации;

- карточки со словами для вывешивания на доску;

- стихи о маме;

Ход урока:

  1. Оргмомент

Вводная часть

1.Активизация внимания

  • Слушание отрывка песни «Моя мама».

- Вы уже поняли, о ком пойдет речь на уроке?

- Урок посвящен наступающему Дню матери.    

    2. Обучение навыкам получения информации.

- Кто слышал о таком празднике?

- Откуда о нем узнали?

- Когда отмечают День матери?

- Где можно уточнить дату праздника?

(Интернет, узнать у знакомых, посмотреть в календаре дат)

- День матери отмечают в последнее воскресенье ноября.   СЛАЙД № 1

- Отмечать этот праздник в нашей стране стали не так давно. В 1998 году  издан Указ Президента Российской Федерации об учреждении праздника «День матери».                                                                           СЛАЙД № 2

- Как вы думаете, что такое Указ?

- Где узнать точное определение?

(Толковый словарь)

Основная часть

  1. Актуализация знаний о частях речи.

- В День матери мы воздаем должное самоотверженности матерей, их неустанной заботе о детях.                                                         СЛАЙД № 3

- Подберите слова, ассоциирующиеся со словом «мама».

 Где мама, там ….

Учитель вывешивает карточки со словами на доску.

МАМА

Доброта

Забота

Терпение

Ласка

Нежность

- К какой части речи относятся эти слова?

- Образуйте от этих слов однокоренные имена прилагательные женского рода.

(Учитель вывешивает карточки со словами на доску)

Добрая

Заботливая

Терпеливая

Ласковая

Нежная

- Составьте предложения, используя эти слова.

(Два предложения выслушать)

- Запишите предложение на лист с разлиновкой. Это предложение нам пригодится впоследствии.                                                        СЛАЙД № 4

    2. Чтение стихов заранее подготовленными детьми.

(Такое теплое живое слово

 Нет ничего дороже и родней.

 Всегда во всем нас защитить готово

 Оно-основа нашей жизни всей.

 Лишь скажешь «мама»- и кольнуло в сердце

 Огромный мир наполнился теплом.

 Надежде и любви открылась дверца

 Ведь мама – это все, чем мы живем).

    3. Релакспауза.

(Просмотр слайдов с фотографиями мам под музыку)           СЛАЙД № 5

- Сейчас мы полюбуемся на мам, послушаем добрую песню. Желающие могут подпевать и подтанцовывать.

- Наверное, не хватит слов, чтобы выразить свою любовь к маме.

- Как мы можем поздравить маму с праздником?

(Спеть песню, рассказать стихотворение, нарисовать рисунок, сделать открытку.)

     4. Постановка учебной задачи.

  • Ситуативное задание. 

(Разыгрывается мини-сценка учеником и учителем)

Девочка:

-Знаю! Знаю! Сейчас сделаю!

(Отрывает лист бумаги и пишет, проговаривая: «Ма-моч-ка! Я те-бя  люблю)

Учитель:

-Стоп! Стоп! Ребята, что-то не так Оля делает!

-Вы согласны?

- Конечно, нельзя выполнять работу наспех.

 Вот наш старый знакомый Джон, который изучает русский язык вместе с нами с 1 класса, старательно написал поздравление своей маме. Он   сомневается, нет ли ошибок.

- Давайте поможем Джону, проверим его работу.

(Детям выдается лист с поздравлением, в котором допущены ошибки при употреблении форм слов).

        Работа над формами слов

Работа над исправлением ошибок происходит в два этапа:

-Самостоятельная работа

-Проверка в паре

- Какие ошибки допустил Джон?

          Работа над структурой поздравления

- Проверьте, все ли части поздравления стоят на своём месте?

Работа в группе.

-Зачитать исправленный вариант.

  • Определение цели работы.

- Как поступить, чтобы избежать подобных ошибок?

- Будем учиться правильно писать поздравление.

- Где нам пригодится умение писать поздравление?

  • Конструирование правил написания поздравления.

- Для каждого из вас приготовлен именной лист, на котором   сформулированы незаконченные правила «Как писать поздравление»

- Некоторые слова вы вставите сами, используя слова для справок.

(Детям предлагаются три варианта заданий разного уровня сложности)

Работа проходит в два этапа:

Самостоятельная работа

Проверка в паре

- На доске представлен правильный вариант «Правила написания поздравления». Еще раз проверьте.                               СЛАЙД № 6

  • Введение понятия «инструкция»

- Слова какой части речи вставляли?

- Такой текст, где четко прописаны действия, называют инструкцией.

(Дети смотрят в словаре определение слова «инструкция»)

-Где встречали инструкции?

(При сборке шкафа, установке техники, как действовать при пожаре)

- А в школе на уроке русского языка мы пользовались памятками.

Это - те же инструкции.

  • Актуализация знаний о жанрах речи

- Тексты каких жанров речи мы уже учились записывать?

                                   

                                                Жанры речи

Записка

Телеграмма

Объявление

Письмо

Поздравление

- Текст какого жанра речи потребуется, чтобы сказать маме приятные слова в праздник?

(поздравление)

  • Выполнение работы

- На доске слова о маме, перед вами исправленное поздравление Джона.

Смотрите в инструкцию по написанию поздравления  и действуйте согласно этим правилам.

- Вам предоставляется право самим выбрать уровень сложности задания.

         

          Кто-то сделает всё сам, без моей подсказки. Конверт «Поздравление»

          № 1

         

           Кто-то выберет вариант, в котором потребуется самому вставить

           нужные слова. Конверт «Поздравление» № 2

           

           Кому-то понадобится более существенная подсказка учителя.

           Конверт «Поздравление» № 3

- Это – ваш черновик. Закончив работу, дайте на проверку товарищу или мне.

(Проверка работ.     1-2 зачитать.)

  • Творческая работа

- Как можно украсить поздравление?

- Переписывайте поздравление на листок с разлиновкой в центре и украшайте его выбранными элементами. Можно добавить своё украшение.

  • Представление работ

- Покажите свою работу гостям.

  • Оценка деятельности

- Оцените, как вы работали на уроке.

- Если вам понравилась своя работа, вы собой довольны, поднимите красный кружок.

- Если вы не довольны собой, поднимите серый кружок.

- Оцените работу своих товарищей.

- Дайте добрые советы друзьям, скажите хорошие слова.

- Я соберу ваши работы и ещё раз проверю. До праздника ещё есть время на исправление ошибок.

  • Домашнее задание

- Положите перед собой лист, на котором вы записали предложение о маме.

- Дома вы продолжите эту работу.

- Сможете – составьте рассказ. Если это трудно – запишите отдельные предложения о маме.

- Работу можно украсить рисунком.

- Мамы придут на собрание и приятно удивятся.

  • Подведение итогов

- Чему был посвящён урок?                                                  СЛАЙД № 7

- Чему научились?

- Где пригодятся полученные умения?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...