МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка " Жанры речи. Инструкция"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка с образцом раздаточного материала
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздаточные материалы к уроку русского языка
по теме « Жанры речи. Инструкция»
1. Поздравление Джона
Дорогая мама!
Я ты очень любить!
Желать ты радости, здоровья, успех.
Я поздравил тебя праздник Днём матери.
Джон.
2. Конструирование правил написания поздравления (Три уровня сложности)
а) Первый уровень
Инструкция
Как писать поздравление
- ………………………. чистый лист бумаги.
- ………………………. , как обратишься к человеку, которого поздравляешь.
- ………………………. обращение в центре строки.
- ………………………. , с каким праздником поздравляешь человека.
- ………………………. пожелания и ………………….. их.
- ………………………. поздравление.
Слова для справок:
- Возьми
- Реши
- Расположи
- Укажи
- Обдумай, запиши
- Подпиши
б) Второй уровень
Инструкция
Как писать поздравление
- ………………………. чистый лист бумаги.
- ………………………. , как обратишься к человеку, которого поздравляешь.
- ………………………. обращение в центре строки.
- ………………………. , с каким праздником поздравляешь человека.
- ………………………. пожелания и ………………….. их.
- ………………………. поздравление.
Слова для справок: возьми, реши, расположи, укажи, обдумай, запиши,
подпиши.
в) Третий уровень
Инструкция
Как писать поздравление
- ………………………. чистый лист бумаги.
- ………………………. , как обратишься к человеку, которого поздравляешь.
- ………………………. обращение в центре строки.
- ………………………. , с каким праздником поздравляешь человека.
- ………………………. пожелания и ………………….. их.
- ………………………. поздравление.
Слова для справок: реши, расположи, обдумай и запиши, возьми, укажи,
подпиши.
3. Написание поздравления (Три уровня сложности)
а) Первый уровень
Д..р..гая мам..ч.ка!
П..здр..вляю тебя (с) праз..ником Днём матери!
Бл..г..дарю (за) заботу, терпение и нежн..с.ть.
Ж..лаю т..бе зд..ров..я, сч..ст..я, рад..с..ти.
Я т..бя очен.. люблю!
Тво.. ……………. ……………………….
б) Второй уровень
Дорогая …………………………………………………!
Поздравляю тебя с …………………………………………………………..
Благодарю за………………………………………………………………….
Желаю тебе ……………………………………………………………………
Я тебя очень……………………………………………………………………..
Тво… ……………. …………………..
в) Третий уровень
Дети выполняют работу самостоятельно, без подсказок учителя.
Предварительный просмотр:
Учитель: Паутова Татьяна Владимировна
23 ноября 2010 года
3 «Б» класс
Конспект урока русского языка ( развитие речи )
Тема урока: Жанры речи. Инструкция.
Цели урока: сформировать представление об инструкции;
ввести понятие «инструкция»;
научить использовать приобретённые умения для создания
поздравления для мамы;
Задачи урока:
- научить писать поздравление ко Дню матери;
- научить получать информацию из разных источников и использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности;
- обогатить словарный запас детей;
- развивать навыки коммуникативного общения;
- развивать навык самоконтроля и самооценки;
- сформировать чувство благодарности к матери и доброе к ней отношение;
Планируемый результат:
Личностный
- проявление интереса к оформлению поздравления ко Дню матери;
- творческое отношение к процессу создания поздравления;
Познавательный
- использовать приобретённые умения при создании поздравления;
Регулятивный
- соотносить учебные действия в соответствии с планом;
Коммуникативный
- согласовывать позиции и находить общее решение;
Предметный
- умение строить свою работу по инструкции;
- умение правильно записывать поздравление;
Оборудование:
- аудиозапись песни «Моя мама»;
- презентация ко Дню матери;
-толковый словарь русского языка;
- карточки с заданиями разного уровня сложности;
- заготовки для аппликации;
- карточки со словами для вывешивания на доску;
- стихи о маме;
Ход урока:
- Оргмомент
Вводная часть
1.Активизация внимания
- Слушание отрывка песни «Моя мама».
- Вы уже поняли, о ком пойдет речь на уроке?
- Урок посвящен наступающему Дню матери.
2. Обучение навыкам получения информации.
- Кто слышал о таком празднике?
- Откуда о нем узнали?
- Когда отмечают День матери?
- Где можно уточнить дату праздника?
(Интернет, узнать у знакомых, посмотреть в календаре дат)
- День матери отмечают в последнее воскресенье ноября. СЛАЙД № 1
- Отмечать этот праздник в нашей стране стали не так давно. В 1998 году издан Указ Президента Российской Федерации об учреждении праздника «День матери». СЛАЙД № 2
- Как вы думаете, что такое Указ?
- Где узнать точное определение?
(Толковый словарь)
Основная часть
- Актуализация знаний о частях речи.
- В День матери мы воздаем должное самоотверженности матерей, их неустанной заботе о детях. СЛАЙД № 3
- Подберите слова, ассоциирующиеся со словом «мама».
Где мама, там ….
Учитель вывешивает карточки со словами на доску.
МАМА
Доброта
Забота
Терпение
Ласка
Нежность
- К какой части речи относятся эти слова?
- Образуйте от этих слов однокоренные имена прилагательные женского рода.
(Учитель вывешивает карточки со словами на доску)
Добрая
Заботливая
Терпеливая
Ласковая
Нежная
- Составьте предложения, используя эти слова.
(Два предложения выслушать)
- Запишите предложение на лист с разлиновкой. Это предложение нам пригодится впоследствии. СЛАЙД № 4
2. Чтение стихов заранее подготовленными детьми.
(Такое теплое живое слово
Нет ничего дороже и родней.
Всегда во всем нас защитить готово
Оно-основа нашей жизни всей.
Лишь скажешь «мама»- и кольнуло в сердце
Огромный мир наполнился теплом.
Надежде и любви открылась дверца
Ведь мама – это все, чем мы живем).
3. Релакспауза.
(Просмотр слайдов с фотографиями мам под музыку) СЛАЙД № 5
- Сейчас мы полюбуемся на мам, послушаем добрую песню. Желающие могут подпевать и подтанцовывать.
- Наверное, не хватит слов, чтобы выразить свою любовь к маме.
- Как мы можем поздравить маму с праздником?
(Спеть песню, рассказать стихотворение, нарисовать рисунок, сделать открытку.)
4. Постановка учебной задачи.
- Ситуативное задание.
(Разыгрывается мини-сценка учеником и учителем)
Девочка:
-Знаю! Знаю! Сейчас сделаю!
(Отрывает лист бумаги и пишет, проговаривая: «Ма-моч-ка! Я те-бя люблю)
Учитель:
-Стоп! Стоп! Ребята, что-то не так Оля делает!
-Вы согласны?
- Конечно, нельзя выполнять работу наспех.
Вот наш старый знакомый Джон, который изучает русский язык вместе с нами с 1 класса, старательно написал поздравление своей маме. Он сомневается, нет ли ошибок.
- Давайте поможем Джону, проверим его работу.
(Детям выдается лист с поздравлением, в котором допущены ошибки при употреблении форм слов).
Работа над формами слов
Работа над исправлением ошибок происходит в два этапа:
-Самостоятельная работа
-Проверка в паре
- Какие ошибки допустил Джон?
Работа над структурой поздравления
- Проверьте, все ли части поздравления стоят на своём месте?
Работа в группе.
-Зачитать исправленный вариант.
- Определение цели работы.
- Как поступить, чтобы избежать подобных ошибок?
- Будем учиться правильно писать поздравление.
- Где нам пригодится умение писать поздравление?
- Конструирование правил написания поздравления.
- Для каждого из вас приготовлен именной лист, на котором сформулированы незаконченные правила «Как писать поздравление»
- Некоторые слова вы вставите сами, используя слова для справок.
(Детям предлагаются три варианта заданий разного уровня сложности)
Работа проходит в два этапа:
Самостоятельная работа
Проверка в паре
- На доске представлен правильный вариант «Правила написания поздравления». Еще раз проверьте. СЛАЙД № 6
- Введение понятия «инструкция»
- Слова какой части речи вставляли?
- Такой текст, где четко прописаны действия, называют инструкцией.
(Дети смотрят в словаре определение слова «инструкция»)
-Где встречали инструкции?
(При сборке шкафа, установке техники, как действовать при пожаре)
- А в школе на уроке русского языка мы пользовались памятками.
Это - те же инструкции.
- Актуализация знаний о жанрах речи
- Тексты каких жанров речи мы уже учились записывать?
Жанры речи
Записка
Телеграмма
Объявление
Письмо
Поздравление
- Текст какого жанра речи потребуется, чтобы сказать маме приятные слова в праздник?
(поздравление)
- Выполнение работы
- На доске слова о маме, перед вами исправленное поздравление Джона.
Смотрите в инструкцию по написанию поздравления и действуйте согласно этим правилам.
- Вам предоставляется право самим выбрать уровень сложности задания.
Кто-то сделает всё сам, без моей подсказки. Конверт «Поздравление»
№ 1
Кто-то выберет вариант, в котором потребуется самому вставить
нужные слова. Конверт «Поздравление» № 2
Кому-то понадобится более существенная подсказка учителя.
Конверт «Поздравление» № 3
- Это – ваш черновик. Закончив работу, дайте на проверку товарищу или мне.
(Проверка работ. 1-2 зачитать.)
- Творческая работа
- Как можно украсить поздравление?
- Переписывайте поздравление на листок с разлиновкой в центре и украшайте его выбранными элементами. Можно добавить своё украшение.
- Представление работ
- Покажите свою работу гостям.
- Оценка деятельности
- Оцените, как вы работали на уроке.
- Если вам понравилась своя работа, вы собой довольны, поднимите красный кружок.
- Если вы не довольны собой, поднимите серый кружок.
- Оцените работу своих товарищей.
- Дайте добрые советы друзьям, скажите хорошие слова.
- Я соберу ваши работы и ещё раз проверю. До праздника ещё есть время на исправление ошибок.
- Домашнее задание
- Положите перед собой лист, на котором вы записали предложение о маме.
- Дома вы продолжите эту работу.
- Сможете – составьте рассказ. Если это трудно – запишите отдельные предложения о маме.
- Работу можно украсить рисунком.
- Мамы придут на собрание и приятно удивятся.
- Подведение итогов
- Чему был посвящён урок? СЛАЙД № 7
- Чему научились?
- Где пригодятся полученные умения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...
Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"
Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи" с презентацией.
Конспект урока...
Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".
Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....