Конспект открытого урока по русскому языку, 3 класс, "Планета знаний" 2 четверть. Обобщение по разделу "Проводники наших мыслей и чувств"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок посвящён Дню Матери. Все задания связаны с мамой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
«ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Петрухина Маргарита Михайловна
РМО учителей начальных классов
27 ноября 2017 год
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания детей о тексте, о предложении, о членах предложения.
закрепить знания о словосочетании на основе усвоения его существенных признаков (словосочетание – это два слова, связанных по смыслу, из которых одно зависит от другого);
о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
закрепить особенности текста как единицы речи.
Развивающие:
Развивать умения и навыки работы со словосочетанием, предложением, текстом.
развивать мышление, речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, фонематический слух.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе
Воспитывать трудолюбие и усидчивость. Воспитывать аккуратность письма.
- воспитывать уважительное отношение к друг к другу, учить выражать словами чувства к маме;
Оборудование и технические средства обучения:
· рабочая тетрадь; рабочая программа;
· Тема «Проводники мыслей и чувств»;
· проектор
компьютер
· Мультимедийная презентация.
Наглядные пособия:
· Рисунок вазы и цветов для проведения этапа рефлексии.
· Карточки с рассыпанными пословицами для работы в группе;
· Карточки с надписью темы урока.
Цветок-ромашка с лепестками, на которых написаны слова-комплименты маме.
Рабочие материалы для обучающихся:
· Рабочая тетрадь;
· Канцелярские принадлежности;
Рисунки детей с портретами мам.
Автор учебника: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина.
ХОД УРОКА
I.Вход в урок.
(Дети стоят за партами)
-Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь к ним, посмотрите, улыбнитесь. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.
- Садитесь, запишите дату и слова «Классная работа»
II. Определение темы и целей урока.
- А теперь попробуйте определить тему нашего урока. Она состоит из 5 слов.
Итак, угадываем 1 слово. (СЛАЙД)
(слова появляются на экране)
В нём приставка, как в слове «пробег»,
Корень, как в слове «водный»,
Суффикс, как в слове «парусник»
Окончание, как в слове «кони»
- Да, это слово «проводники». Запишите его на новой строчке с большой буквы
- Угадываем 2 слово. (СЛАЙД)
Ребус их
Ш «наших».
Запишите это слово рядом с первым с маленькой буквы
Угадываем 3 слово.(СЛАЙД)
- Синоним к слову « соображение, догадка, идея»
«мысль»
- Поставьте это слово в форму множественного числа и измените окончание «мыслей»
Угадываем 4 слово. (СЛАЙД)
- Четвёртое слово - «и» . Запишите.
Угадываем 5 слово. (СЛАЙД)
- Любовь, грусть, радость, гнев, - назовите одним словом
«чувства». Запишите.
- Итак, какая тема нашего урока?
«Проводники наших мыслей и чувств».
(Открывается запись на доске)
- Да, это тема раздела, над которой мы работали последнее время. Что же является проводниками наших мыслей и чувств? С помощью чего мы передаём друг другу наши мысли и чувства?
(С помощью слов). Да, верно.
- Ребята, а как вы думаете, что может слово?
(Слово может спасти, может ранить, может помочь, может убить, может соединить, может разъединить)
Да, слово - великий инструмент человечества, призванный для общения.. Без слова не выразишь чувств, не сформулируешь мысль. Слово нужно использовать осторожно. А значит, прежде чем сказать, надо продумать, как слово наше отзовётся.
- Что можно составить из слов? (словосочетания)
А из словосочетаний? (предложения)
- А из предложений? (текст)
- За последнее время вы узнали что-то новое о словосочетании, предложении, тексте?
Дети Да, узнали.
Мы повторяли это на уроках русского языка? (Да)
- Сформулируйте цель нашего урока.
- обобщить знания о….
Дети (обобщить знания о словосочетании, предложении, тексте)
- Итак, первая тема урока «Проводники наших мыслей и чувств»
А сейчас попробуем определить вторую тему.
III. Чистописание.
Нь ма де ри те
- Запишите эти соединения букв. Сядьте прямо, тетрадь под наклон, пишем аккуратно.
Прежде чем продолжить нашу работу, вспомните, что такое словосочетание?
Дети. (Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Одно из них главное, а другое зависимое).
- Составьте из этих соединений словосочетание из двух слов.
- Итак, какое словосочетание вы составили?
(День матери). Запишите с новой строчки с большой буквы.
- Каково строение этого словосочетания?
Дети (сущ. + сущ.)
- Запишите. Какое слово главное? (день). Почему? (От него задаётся вопрос). Какой? (кого?). Какое зависимое? (матери). Почему? (К нему задаётся вопрос)
- Вчера вся наша страна отмечала День Матери. Мама - это особое слово. Оно рождается вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.
- Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите слово «мама»?
Дети: Чувство радости, счастья, любви, нежности, ласки, доверия, заботы, понимания. (ФОТО МАМ И ДЕТЕЙ НА СЛАЙДЕ)
- У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Послушайте стихотворение, которое прочитают Ватетина Полина, Михайлова Алёна и Гасанова Наира.
(На экране слайд с фотографиями)
Красивые мамы – на свете вас много, Михайлова Алёна
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты, Ватетина Полина
Но каждый так часто её огорчает…
А добрая мама прощает нам это,
Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь, упрямо Гасанова Наира
Она выполняет свой долг терпеливо.
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива
- Итак, вторая тема нашего урока «Урок о маме».
(Открывается запись на доске)
- Запишите слова третьей строчки. (на слайде)
(красивая, прелестная, сладкая)
- О ком можно сказать такими словами?
Дети. ( О маме)
- Назовите грамматические признаки этих слов.
Дети (это прилагательные, в ед. ч., ж.р.)
-Назовите орфограмму в первом слове.
Дети. (Проверяемая безударная гласная «а» в корне слова). Подчеркните
- Какое проверочное слово?
Дети. (Краше)
- Назовите орфограмму во втором слове.
Дети (Непроизносимая согласная «т» в корне слова). Подчеркните.
- Какое проверочное слово?
Дети (прелесть)
- Назовите орфограмму в третьем слове.
Дети (Парная согласная «д» в корне слова). Подчеркните.
- Какое проверочное слово?
Дети (Сладок, сладенький)
- Разберите эти слова по составу.
Образуйте родственные слова от слова «мама»
Дети (мамочка, мамуля). Запишите их на четвёртой строчке.
- У нас получились ласковые слова. Так ласково мы должны обращаться к своей маме. Эти слова помогают передать нашу любовь, то есть наши чувства.
- С помощью какой части слова вы образовали новые слова?
Дети (с помощью суффиксов). Каких? –очк-, -ул-, ечк. Выделите суффиксы.
- Образуйте словосочетания с данными словами
Дети. (Красивая мама, прелестная мамочка, сладкая мамуля). Запишите эти словосочетания и рядом укажите их строение, обозначьте главное и зависимое слово
- Каково строение этих словосочетаний?
Дети. (Прил.+ сущ)
РАБОТА В ПАРАХ.
- Что значит работать в паре?
* думаю сам
* обсуждаю с товарищем
* говорю классу
Первая пара даёт характеристику звуку, которым обозначена буква «р» в слове «красивая». Вторая пара – звуку, которым обозначена буква «р» в слове «прелестная».
Третья пара даёт характеристику звуку, которым обозначена буква «с» в слове «красивая», а четвёртая – звуку, которым обозначена буква «с» в слове «сладкая». А Наира даёт характеристику звуку, которым обозначена буква «д» в слове «сладкая».
ПРОВЕРКА. Кто отвечает в вашей паре? (и т. д)
(На экране ответы дублируются).
- Каждая мама рада тому, что у её ребёнка есть замечательные друзья и сам сынок или дочка является хорошим другом. Встаём на весёлую физкультминутку про друзей и дружбу.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Друзья»
- А теперь поработаем в группе.
V. Работа с пословицами (в группе)
- Вам нужно собрать пословицы из слов.
Сердце матери лучше солнца греет.
Всякой матери милы свои детки.
- Запишите их. Укажите главные члены предложения в первой пословице. Найдите словосочетания, выпишите их. Укажите строение словосочетаний.
- Какие орфограммы в словах вы можете назвать?
VI. Работа с фразеологизмами. Списывание.
- Вспомните, что такое фразеологизмы? (Ответы детей)
- Посмотрите на предложения, найдите фразеологизмы и объясните их значение.
(На экране)
У моей мамы золотые руки.
- Запишите фразеологизм.
У нашей мамы стальные нервы.
- Запишите фразеологизм.
Мама во мне души не чает.
- Запишите фразеологизм.
Мы с мамой живём душа в душу.
- Запишите фразеологизм.
- Какие орфограммы можете назвать?
А теперь физкультминутка-комплимент.
У нас есть волшебная ромашка, которая расскажет нашим гостям, какие же у вас мамы. Может быть вы и сами об этом не догадываетесь.
Подходите к цветку, переворачиваете лепесток, читаете слово и говорите: «Моя мама самая ….» (любимая, замечательная, ласковая, добрая, прекрасная, нежная, милая, чудесная).
- Слова какой части речи помогли нам сделать комплимент маме?
Дети. Имя прилагательное.
Запишите предложение про свою маму. Выберите любой комплимент маме.
VII. Виды предложений по цели высказывания.
- Каждый маленький ребёнок испытывает какие-то страхи. И как хорошо, что мама может их развеять.
-Прочитайте текст про себя.
-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.
-Что ты кричишь?! Что случилось?!
-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай. Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
А теперь прочитаем по ролям. Слова мальчика (красным цветом) читает…. Слова мамы (фиолетовым цветом) читает…. За эхо (зелёным) читает… Слова автора (чёрным) читает…
- Молодцы!
-Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания.
-А по эмоциональной окраске?
- Работаем в паре.
1 пара находит повествовательные, невосклицательные предложения.
(Там в лесу кто-то дразнится.
Не знаю. Я кричу – и он тоже.)
2 пара – повествовательные, восклицательные предложения.
(Я думал, ты далеко!
Да ведь это эхо!)
3 пара – вопросительные, невосклицательные (Кто дразнится?)
4 пара - вопросительные, восклицательные (-Что ты кричишь?! Что случилось?!)
-Найдите побудительное предложение. (Вот послушай.)
Какое оно по эмоциональной окраске? (невосклицательное)
- МОЛОДЦЫ!
IX. Определение типа текста.
- Какие вы знаете типы текстов?
Дети (Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение)
- Послушайте, что говорят о своих мамах девочки и определите тип текста.
1. Самый дорогой для меня человек — это моя мама. Моя мама среднего роста, очень женственная. У неё прекрасные светлые волосы, не очень длинные. Глаза моей мамы голубые, как морская волна. Они всегда ясные, приветливые, ласковые. Говорит мама спокойным тоном. Разговаривать с ней интересно и приятно.
Дети. (Это текст-описание, потому что…)
Самый лучший на свете человек – это, конечно же, мама. За что мы любим свою маму? За то, что она ласковая и добрая, за то, что умеет нас приголубить и пожалеть, за то, что она красивая и умная. А ещё за то, что мама умеет вкусно готовить еду и с ней никогда не бывает скучно. Мама дарит нам ощущение счастья, переживает за нас, поддерживает в трудную минуту. Но, главное, мы любим её за то, что она просто мама.
Дети (Это текст-рассуждение, потому что…)
- А теперь посмотрите инсценировку стихотворения Э. Успенского «Разгром»
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
-Нет.
- Может был ураган?
- Нет.
- Может взорвался вулкан?
- Нет.
Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?!
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?!
- Нет.
- Очень рада!
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Всё мы в доме приберём
И порядок наведём.
Э. Успенский
Дети. Это текст-повествование, в нём рассказывается о том, что произошло.
X. ИТОГ УРОКА.
- Что же служит проводниками наших мыслей и чувств?
- Что можно составить из слов?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по силе выраженного чувства?
- Какие типы текстов вы знаете?
IX. РЕФЛЕКСИЯ
А сейчас вы составите букет настроения.
У вас лежат по три цветка. Выберите себе только один.
Если урок вам понравился, было интересно, вы справлялись со всеми заданиями, то берёте розовый цветок.
Если испытывали трудности в выполнении заданий, то жёлтый.
Если вам было неинтересно и вы ничего не поняли, то белый.
-Выходите к доске и поставьте цветок в вазу.
- Дети рисовали портреты мам. Вот такие красивые портреты получились.
(Дети показывают рисунки и рассказывают стихи)
Я портрет нарисовала,
Постаралась от души.
От старания сломала
Все свои карандаши.
И коричневый, и синий,
И оранжевый сломала...
Всё равно портрет красивый,
Потому, что это - мама!!!
На доске открываются рисунки.
- Наши гости тоже чьи-то мамы. Эти стихи для вас.
Наш урок мы завершаем,
Милым мамам пожелаем,
Чтобы мамы не старели,
Молодели, хорошели.
Мы желаем нашим мамам
Никогда не унывать,
С каждым годом быть всё краше
И поменьше нас ругать.
Пусть невзгоды и печали
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели
Был для вас, как выходной.
Мы хотим, чтоб без причины
Вам дарили бы цветы.
Улыбались все мужчины
От вашей чудной красоты.
Пусть звучат повсюду песни
Про любимых наших мам.
Мы за всё, за всё, родные,
Говорим: «Спасибо вам!»
Мамы вас любят и любят такими, какие вы есть. Они хотят, чтобы вы были всегда здоровы, добры и умны.
- Радуйте своих мам успехами в учёбе, спорте. И она скажет с гордостью: Это моя дочь такая умница. Это мой сын такой сильный.
- Помогайте маме, не ждите, когда она вас об этом попросит. Да просто чаще жалейте, обнимайте.- Мама – это целый мир. Это ваш мир. Это душа вашей семьи. Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.
План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."
Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».
Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе по теме «Имя существительное. Обобщение».
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "имя существительное. Обобщение"...
Конспект открытого урока по русскому языку (3 класс II четверть)
Урок закрепления знания по теме «Правописания сочетаний ЖИ – ШИ». Цель урока: Закреплять знания детей о написании слов с сочетаниями жи-ши Задачи урока: образовательная: Обобщать зна...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....
- Мне нравится (1)
Комментарии
С помощью чего мы передаём
С помощью чего мы передаём друг другу наши мысли и чувства?
(С помощью слов). Да, верно.
Вот эта постановка вопроса и ответ смутили, Маргарита Михайловна. Настойчиво учу детей разграничивать роль каждого проводника: слова, чтобы называть предметы, признаки, действия, а из слов строим предложение, чтобы передать мысли и чувства)