Формирование орфографической зоркости у младших школьников
статья по русскому языку на тему

Талапина Фаина Анатольевна

способы развития орфографической зоркости у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

        

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

                          Составила учитель начальных

                         классов  Талапина Ф.А.

                     МБОУ « СОШ с. Чапаево»

 В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику кА      Формирование орфографического навыка — процесс длительный и трудоемкий. Изучение орфографической грамотности учащихся показало, что становление навыка идет медленно и не всегда эффективно.                                                                                            Уровень обучения русскому языку в значительной мере определяется качеством сформированных у учащихся орфографических умений, которые являются важнейшим результатом всякого обучения. Если учитель знает, какому умению он должен научить ученика в ходе работы над конкретной темой, то процесс обучения становится четким и целенаправленным.
Сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких.

Орфографическая грамотность – способность к написанию слов в соответствии со сложившейся системой норм правописания, формирующаяся у ученика вследствие целенаправленного обучения. Овладение нормами письменной речи, в частности орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе.

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия “орфограмма”.

                  Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

                  Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный.

                    Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные - а, о, и, е;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;

- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;

- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

 Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

ПроговариваниеБольшую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

        Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 

Особое внимание уделяют выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

-Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

- Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

- Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

 - Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

- Спиши слова определённой части речи.

 - Выпиши словосочетания.

 

Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 

Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 

Какографически          упражнения.                                                                               Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

-  Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

-  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

-  Упражнение в запоминании.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

-  Запись.

-   Проверка.

Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

                           Заключение.                                                                                                                                 - Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере.        

- Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

      - Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:                                                                - четкое планирование всей работы;                                                                                                         -  систематический и разносторонний характер работы по орфографии;                                                               - разнообразные тренировочные упражнения;                                                                                          - постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...