«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imyon_prilagatelnyh.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
по теме:
«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.
Задачи урока:
- сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; - обогащать речь и словарный запас;
- развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;
- формирование потребности писать грамотно;
- воспитание учебной активности;
- расширение знаний о родном языке.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс»
Т.Г. Рамзаева, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаева, рисунки снежинок с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки.
Аннотация: тип урока: урок изучения нового материала
форма урока: урок – путешествие « В гости к зимушке – зиме»
Ход урока.
I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.
На уроке не зевай – Слайд № 2
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
II. Сообщение темы и цели урока.
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4
- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.
- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
- Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите дату.
Классная работа.
-Выделите орфограммы.
III. Каллиграфическая минутка.
- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
- Отгадали. Какая это буква?
- Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».
«пальчики здороваются»
«змейка»
«молоточки»
- Молодцы, приступаем к работе.
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.
Зз
зима зимний зимняя зимнее зимние
- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.
- Оцените сами себя.
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
( прикрепляю снежинку на доску)
IV. Словарная работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу покатите-
Я подрасту.
На костре согрейте-
Я пропаду.
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
- Запишите: словарный диктант.
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
-Первым бросает снежок…
д… кабрь за…. ц
ин… й к… ртина Слайд № 5
сев… р ф… враль
к… л… ндарь пр … красный
мес … ц …нварь
ул… ца п… года
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
V. Актуализация знаний об имени прилагательном.
- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.
- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».
( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6
1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя прилагательное?
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
5)С какой частью речи связано?
6) Что образует с существительным?
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Кого мы «вылепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
VI. Изучение нового материала.
- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
- Кто они? Вы догадались?
-Да, это зимние месяцы.
- Героев какого произведения вы видите? Слайд № 7
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.
- Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8
- О Декабре нам расскажет Лиза.
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».
1. Задание Декабря.
- Декабрь предлагает вам выполнить упр.335.
- Прочитает задание…
-Прокомментирует…
- Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
2. Задание Января
- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 9
- Гутковская Ксюша, что ты знаешь о январе?
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.
- Вот задание Января.
- На слайде вы видите словосочетания Слайд № 10
волшебная синяя звезда
волшебная синяя птица
- Прочитайте их.
- Попробуйте объяснить смысл словосочетания волшебная синяя птица.
- Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи?
- Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д.
- Фразеологизм синяя птица - символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только красивая сказка о счастье.
- Укажите род, число прилагательных (устно).
- С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания.
- Ребята, Январь предлагает вам понаблюдать, как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода . стр.30 правило СЛАЙД 12
- Рассмотрите таблицу.
- упр.336.
- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
3. Динамическая пауза.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
4. Задание Февраля.
-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
- Расскажет об этом месяце Богданов Никита. Слайд № 13
Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
- Откройте учебники упр. 338. Запишите. Это и есть задание Февраля.
- Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.
(прикрепляю три снежинки на доску)
5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14
6.Самостоятельна работа. Слайд № 15
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.
( Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания.
Определить падеж у имён прилагательных.
В син… луже, с зимн… рыбалки,
о русск… лесе, с дальн… севера.
в дальн… дорогу, на березов… ветке.
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний
одно предложение, указать части речи.
( выборочно проверяю)
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
(прикрепляю снежинку на доску)
VII. Домашнее задание (разноуровневое).
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.
- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.
Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?
Имена прилагательные единственного числа женского рода одинаково
То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.
- Давайте посчитаем все снежинки.
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17
- Продолжите: Слайд № 18
Сегодня на уроке я:
*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….
- Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.
- Наш урок окончен. Спасибо!
Список использованной литературы:
1. Т. Г. Рамзаева Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2009г.
2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)
3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Презентация и конспект урока СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ЖЕНСКОГО РОДА
Разработка и конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода"...
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».
Урок по русскому языку «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода» 4 класс. Школа России....
«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».
«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»....
«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.Задачи урока:- сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных...
Конспект урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода....