Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Ткачук  Ольга  Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока

Склонение  имён  прилагательных  единственного  числа  женского  рода.

Тип  урока

Урок  первичного  предъявления  новых   знаний.

Цель

Организовать  деятельность  учащихся  для   ознакомления  со  склонением  имён  прилагательных  единственного  числа  женского  рода.

Задачи

- Совершенствовать  знания  учащихся  об  имени  прилагательном,    об  изменении  имени  прилагательного  по  родам,  числам,  падежам  в  зависимости  от  имени  существительного.

- Познакомить  с  особенностями   склонения  имён  прилагательных женского  рода,  с  их  падежными  окончаниями.

- Формировать  умение  склонять  имена  прилагательные  женского  рода,  определять  падежи  и  выделять    падежные  окончания.

- Формировать    навыки  сотрудничества  в  разных  ситуациях,  уважительное  отношение  к   иному   мнению.

- Формировать  умение  формулировать  и  удерживать  учебную  задачу.

- Формировать  умение  по  поиску  и  выделению  необходимой  информации  из  различных  источников  в  разных  формах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

-фронтальная

- парная

- индивидуальная

Ход   урока

  1. Организационный  момент

- Проверьте  готовность  к  уроку.

- Сегодня  вас  ждёт  интересный  урок,  новые  знания.  Вам   предстоит  работать  вместе,  поэтому  вы   должны  помогать  друг  другу  на  уроке,  поддерживать  друг  друга.  Я  желаю  вам  успехов,  хорошего  настроения.

  1. Актуализация  знаний.

- Вспомните,  какую  часть  речи  мы  изучаем? ( Имя  прилагательное)

- Как  изменяется  имя  прилагательное? ( Имя  прилагательное  изменяется  по  числам,  родам  и  падежам.)

- Как  определить  число,  род  и  падеж   имени  прилагательного?  (По  числу,  роду  и  падежу  существительного)

- Назовите  орфограмму,  которую мы  изучаем.  (Безударное  падежное  окончание  имён  прилагательных)

-Возьмите  карточку № 1. (У  каждого  ученика  карточка)

- Прочитайте  текст   (Слайд 1)

В  сюжетах  сказок  А. С. Пушкин  обращается  к  устному  народному  творчеству.  Поэтому  сказки  Пушкина - это  народная  вера  в  торжество  добра,  в  великую  победу  над  тёмной  силой,  мечта  об  искренней  любви  и  верности.

- Найдите  и  подчеркните  в  тексте  слова,  в  которых  есть  орфограмма «Безударное  падежное  окончание  имён  прилагательных». (Выполняют  задание)

- Проверим.  

- По  каким  признакам  находили  слова  с  нужной  орфограммой?  ( Имена  прилагательные,  у  которых  в  окончании  есть  безударная  гласная)

- Назовите  эти   слова.

(Слайд 2)

В  сюжетах  сказок  А. С. Пушкин  обращается  к  устному   народному  творчеству.  Поэтому  сказки  Пушкина - это  народная  вера  в  торжество  добра,  в  великую  победу  над  тёмной  силой,  мечта  об  искренней  любви  и  верности.

- Сколько  способов  проверки  безударных  падежных  окончаний  имён  прилагательных  вы  знаете?  (3  способа)

- Вспомните,  расскажите.

(Слайд2.  Как  проверить  безударные  падежные  окончания  имён   прилагательных)

- Правописание  безударных  падежных  окончаний  каких  прилагательных  мы  уже  изучили? (родовые  окончания,  правописание  окончаний  прилагательных  мужского  и  среднего  рода)

- Найдите  имена  прилагательные,  в  которых  вы  можете  объяснить  правописание  окончания (прилагательные «устному»,  «народному»,  «народная»)

- Объясните,  пользуясь  алгоритмом.

  1. Переход  к  проблеме.

- Можете ли  вы  сейчас  объяснить  правописание  окончаний  следующих  прилагательных?

- Почему?  (это  прилагательные  женского  рода,  а  мы  ещё  не  знаем,  как  склоняются  прилагательные  женского  рода    и  какие  окончания  имеют  в  каждом  из  падежей)

- Предположите,  о  чём  пойдёт  речь  на  уроке? (Высказываются)

  1. Постановка  учебной  задачи.

- Подумайте,  какие  задачи  поставим  сегодня  на  уроке.

- Определите  их  с  помощью  опорных  слов  (Слайд 3)

С  помощью  учителя  учащиеся  формулируют  задачи  урока.

  1. Первичное  восприятие  и  усвоение  нового  теоретического   учебного  материала.

- Откройте  учебники,  найдите  новую  тему (открывают  на  стр. 30)

- Прочитайте  тему  урока (Читают)

- Вы  молодцы,  правильно  определили   задачи  урока,  они  подходят  к  теме  нашего   урока.

-Рассмотрите  страницу  учебника.  Что  поможет  вам  получить  сегодня  новую  информацию? (Таблица)

- Внимательно  рассмотрите  таблицу,  прочитайте  задания  и  вопросы  к  ней,  приготовьтесь  отвечать.  (Выполняют  задание)

- Первое  задание: назовите  окончания  имён  прилагательных  женского  рода  в  каждом из  падежей (Называют  по  порядку)

- Ответьте  на  вопрос: в  каких  падежах  имена  прилагательные  женского  рода    отвечают  на  одинаковые  вопросы  и  имеют  одинаковые  окончания?  (Отвечают)

- Чтобы  узнать,  как  склоняются  имена  прилагательные  женского  рода,  вы  использовали  таблицу.  Я  предлагаю  вам  сейчас  самим  с помощью  таблицы  в  учебнике   составить  опорную   схему «Склонение  имён  прилагательных  женского  рода»

- Работать  будете  в  парах.

- Возьмите  карточку  № 2.   (Карточка одна  на  парте)  (Слайд 3)

Склонение  имён  прилагательных

женского  рода

И. п.  

В. п.

Р. п.

Д. п.

Т. п.

П. п.

-    Подумайте,  какое  задание  вам  нужно  выполнить. (Стрелками  нужно  показать,  на  какие  вопросы  отвечают  имена  прилагательные  женского  рода  в  каждом  падеже  и  написать,  какие  окончания  имеют)

- Почему  от  каждого  вопроса  идёт  две  стрелки? ( По  два  окончания)

- Почему  по  два  окончания? ( прилагательные  могут  иметь  твёрдую  основу  или  мягкую  основу)

- Советуясь  друг  с  другом  в  паре,  заполните опорную  схему.

Работа   в   паре.

- Проверим, как  составили  схему.

- Договоритесь,  кто  из  вашей  пары  будет  представлять  работу.

К  доске  с  работами  вызываются  3-4   человека.

- Проверьте  работы  ребят,  есть ли  какие-то  замечания,  вопросы? (Высказываются)

- Проверьте  свои  работы (Слайд 4 – заполненная  схема)

- Давайте,  пользуясь  опорными  схемами,  ещё  раз  повторим,  на  какие  вопросы  отвечают   имена  прилагательные  женского  рода  и  какие  окончания  имеют.  (Отвечают   ученики, стоящие  у  доски)

- Оцените  работу  вашей  пары:  всё  задание  выполнили  правильно  или  были  ошибки?  (Несколько  человек  высказываются)

(Слайд 3. Задачи  урока)

-  Какую  задачу   урока  выполнили?  (Узнали, на  какие  вопросы  отвечают   имена  прилагательные  женского  рода  и  какие  окончания  имеют  в  каждом  из  падежей)

  1.  Динамическая  пауза (танцевальная).

  1. Применение  теоретических  положений  в  условиях  выполнения  упражнений  и  решения  учебных  задач.

-  Приступаем  к  выполнению  упражнений.

Задание 1.

- Возьмите  карточку № 3   (У  каждого  одна  из  данных  карточек)

И. п.  книга (какая?)  ценная  древняя

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

И. п.  дорога  (какая?)  трудная  дальняя

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

И. п.  жара  (какая?)  знойная  летняя

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

И. п.  река  (какая?)  быстрая  синяя

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

И. п.  листва  (какая?)  яркая  осенняя

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

- Рассмотрите  карточки.

- Какое  задание  необходимо  выполнить?  (нужно  просклонять  словосочетание,  состоящее  из  существительного  и   прилагательного женского  рода)

- Докажите,  что это  прилагательные  женского  рода (Относятся  к  существительным  женского  рода)

- Что  поможет   вам  выполнить  это  задание?  (таблица  в  учебнике  или  схемой,  которую  мы   составили)

- Какую  помощь они   вам   могут  оказать?  (Правильно  ставить  вопрос  от существительного  к  прилагательному  и  правильно   писать  окончания  прилагательных)

-  Сначала  выполните  задание  каждый  в  своей  тетради,  затем  проверьте  работу  у  своего  товарища  по  парте,  подскажите,  сделайте  замечания,  если  нужно,  исправьте  ошибку,  объясните.

Выполняют  работу.

Взаимопроверка.

-  Проверим,  как   справились  с  заданием.

- У  вас были  разные  слова  в  словосочетаниях.

- Подумайте,   а  что  было  одинакового  у  каждого  из  вас,  когда  вы  склоняли  словосочетания?  (вопросы,  на  которые    отвечают   имена  прилагательные  женского  рода в  каждом  из  падежей  и  их  окончания)

- Устно  просклоняем  одно  словосочетание,  все  внимательно  проверьте  у  себя   вопросы  и  окончания  имён  прилагательных. (Отвечает  один  ученик)

- Поднимите  руку,  у  кого   все  вопросы  и  окончания   прилагательных  во  всех  падежах  написаны  правильно.  Молодцы.

- У  кого  были  ошибки,  исправьте  их.

 (Слайд 3)

- Какую  задачу  урока   выполняли?   (Учились  склонять  прилагательные  женского  рода,  правильно  ставить  вопросы  и  записывать  окончания)

Задание 2.

Возьмите  набор  карточек   № 4 (На  каждой  парте  один  из  наборов  карточек  из  4 штук)

Набор  карточек 1.

Набор  карточек 2.

Набор  карточек 3.

        

Набор  карточек 4.

Набор  карточек 5.

- Прочитайте  предложения  на  карточках.

- Строчки  из  каких  произведений  написаны  на  карточках?

- Подумайте,  какое  задание  вам  нужно    выполнить  на  карточках?  (Найти  имена  прилагательные  женского  рода)

- Как  определите   прилагательные  женского  рода?  (эти  прилагательные  относятся  к  существительным  женского  рода)

- Сейчас  будете  выполнять  задание  в  парах.

- Подумайте,  как  распределите  работу  в  паре.  

- Задание  выполняйте  по  образцу.  (Слайд )

- Поднимите  руку,  кому  понадобится  моя  помощь.

Работа  в  парах.

- Проверим.  Назовите  прилагательные  женского  рода,  которые  вы  нашли  вместе  с  именами  существительными. (Выслушиваются  несколько  ответов)

- У  кого  возникли  трудности?

- Какое  задание  ещё  выполним?  Вспомните  задачи,  которые  мы  поставили  к  уроку. (Будем  учиться  определять  падеж  имён  прилагательных)

- Обратитесь  к  таблице  в  учебнике  или  к  своей  опорной  схеме.  

- Есть  ли  такие  прилагательные,  падеж  которых  можно  определить  по  окончанию. (Да,  это  прилагательные  женского  рода  в  именительном  и  винительном  падеже)

-  Объясните,  почему. ( Окончания  -ая, -яя  имеют  имена  прилагательные  женского  рода  в  именительном  падеже,  а  окончания  -ую, -юю –  в  винительном  падеже.

- Какие  падежи  не  можем  определить  по  окончанию? ( В  род.,  дат.,  тв.,  пр.  падежах)

- Объясните,  почему (вопросы  и  окончания  совпадают)

- Как  будете  определять  падеж  этих  прилагательных? (по  падежу  имени  существительного)

- Продолжаем  выполнение  заданий  на  карточках.

Работа  в  парах.

- Проверим,  как  справились  с заданием.

- Назовите  имена  существительные  с  именами  прилагательными  в  именительном  падеже (Называют  2-3)

- В  винительном  падеже (Называют  2-3)

- Расскажите,  как  определили    род.,  дат.,  тв.,  пр.  падежи. (Отвечают  2-3 чел)

- Попробуйте  оценить  работу  своей  группы:  справились  с  заданием  легко,  были  ошибки,  возникли  трудности. (Высказывают  мнения)

- Какую  задачу  урока  выполнили?  (Учились  определять  имён  прилагательных  женского  рода)

  1.  Итог   урока.

-  Подведём  итог   урока.

(Слайд 3.  Задачи    урока)

- Расскажите,  удалось ли нам  выполнить  задачи,  которые  мы  поставили  в  начале  урока?  

-  Давайте  вернёмся  к  заданию,  которое  нам  встретилось  в  начале  урока.

(Слайд 1)

В  сюжетах  сказок  А. С. Пушкин  обращается  к  устному народному  творчеству.  Поэтому  сказки  Пушкина - это  народная  вера  в  торжество  добра,  в  великую  победу  над  тёмной  силой,  мечта  об  искренней  любви  и  верности.

- С какой  проблемой  мы  столкнулись?

- Можете ли  вы  сейчас  объяснить  правописание  безударных  падежных  окончаний  имён  прилагательных «великую», «тёмной», «искренней»?

- Объясните  любым  способом.

- На  следующих  уроках  мы  продолжим учиться  правильно  писать  безударные  падежные  окончания  имён  прилагательных  женского  рода,  а  помогут  вам  те  знания  и   умения,  которые  вы  получили  сегодня  на   уроке.

  1.  Рефлексия (личностная)

- Расскажите  о  ваших   впечатлениях  от   урока, продолжите   предложения. (Слайд)

  1.  Информация  о  домашнем  задании.