"Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка», русский язык, 3 класс. Автор: Милых Галина Викторовна
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка
Тема урока: Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Вид урока: Проектная деятельность
Учебно-методический комплект: «Школа России», учебник автор В.П. Канакина, «Русский язык», 2014 год
Раздел программы: Развитие речи
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка», фрагмент П.И. Чайковский «Снегурочка», учебник, орфографические словари.
Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Задачи:
1. совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;
2. познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
3. развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
Аннотация.
Урок по русскому языку «Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Снегурочка» по образовательной системе УМК «Школа России» составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Предназначен для педагогов реализующих УМК «Школа России» 3 класс.
Введение.
Актуальность данного урока заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность обучающихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.48 КБ |
kartinki_dlya_tetradi.docx | 61.9 КБ |
sochinenie_vasnetsov_snegurochka.pptx | 1.26 МБ |
opornaya_kartochka_k_sochineniyu.docx | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока: Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Вид урока: Проектная деятельность
Учебно-методический комплект: «Школа России», учебник автор В.П. Канакина, «Русский язык», 2014 год
Раздел программы: Развитие речи
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка», фрагмент П.И. Чайковский «Снегурочка», учебник, орфографические словари.
Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Задачи:
- совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;
- познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
- развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
Аннотация.
Урок по русскому языку «Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Снегурочка» по образовательной системе УМК «Школа России» составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Предназначен для педагогов реализующих УМК «Школа России» 3 класс.
Введение.
Актуальность данного урока заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность обучающихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
В ходе использования методической разработки учитель:
Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
- Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
- Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предмету;
- Использует коллективные, групповые способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
- Создает ситуацию успеха;
- Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
- Основная часть
- Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у обучающихся, тем более сочинения – описания по произведениям живописи.
Поэтому мною был выработан план подготовки и проведения урока русского языка, развитие речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи.
- Словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме «Живопись». Непосредственные наблюдения за окружающим миром;
- Рассказ о художнике и история создания картины (готовят информацию учитель + ученик, родитель + ребенок, коллективная и групповая работа);
- Беседа по картине;
- Словарно-стилистическая работа по теме урока;
- Составление плана сочинения (в парах, в группах, коллективно)
- Составление устного высказывания по картине;
- Написание первого варианта сочинения (редактирование);
- Написание окончательного варианта сочинения;
- Анализ творческих работ школьников.
Для достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и приёмы обучения:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая;
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность, раздаточный материал
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться: нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, применять правила правописания, составлять план текста.
Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников.
Этап урока | Деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.) | - Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. | Мы пришли сюда учиться, | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов. |
Актуализация знаний. (4-5 мин.) | - Ребята, отгадайте загадку (слайд 2): Корень извлечь из «начинки» несложно Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении » ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. Какие бывают сочинения? На какие темы мы писали сочинения? | На доске появляется запись - сочинение | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя При необходимости пользуются записями в тетради по развитию речи | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
Постановка цели и задач урока. (5 мин.) |
Попробуйте определить тему нашего сочинения 2. Отгадайте загадку и вы узнаете имя героини нашего сочинения. (слайд 4) - Что вы можете рассказать о Снегурочке? - Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? (слайд 5) - Какие открытия вы для себя сделали? - Какова тема нашего сочинения? | Видеосюжет «настроение» Читают и отгадывают загадку Записывается тема урока. | По увиденному сюжету учащиеся пытаются определить тему сочинения Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении. Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение. Делают выводы. | Личностные: применяют навыки культурного поведения при общении; формируют уважительное отношение к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Организация класса на работу | - Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения? - Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине? - Текст нашего сочинения – описание. - Что такое текст-описание? -Давайте вспомним его схему. | Испытывают затруднение Схема текста-описания | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Краткая информация о художнике В.М. Васнецове | У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике. ( слайд 6) | презентация | Слушают учителя, задают вопросы | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников Познавательные: выделяют существенную информацию о жизни и творчестве художника |
Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | - Рассмотрим картину. (слайд 7) -Какие чувства вызвала у вас картина? - Кто на ней изображен? Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину? - Какие чувства испытывает Снегурочка? Подберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки. -Опишите ее лицо. - Как одета? -Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках. -Почему снег на картине голубого цвета? | Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковский «Снегурочка» | Личностные: проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций Коммуникативные: строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательная: – осознают познавательную задачу и решают ее. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи. Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. | |
Физминутка (1-2 мин.) | Музыкальная физкультминутка (слайд 8) | Зарядка для снятия напряжения глаз | Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | |
Словарная работа | Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)) (слайд 9) | (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе) | Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения. Работают в группах | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, оценивают эстетическую сторону высказывания Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение. |
Обсуждение структуры | Вспомните схему построения текста. - О чём расскажем во вступлении? - В основной части? В заключении? (слайд 10) - Сейчас вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение. | 1. Вступление. (1-3 предложения) 2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений) Заключение (1-3 предложения) | Коллективное составление плана сочинения | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи |
Самостоятельная работа | - Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости опорной карточкой того. Уровня. Который выберите сами - Желаю вам успехов в вашей творческой работе! | Опорные карточки двух уровней сложности | Работают самостоятельно, пользуются опорной карточкой | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) | – Какое открытие сделали - Понравился ли данный вид работы? – О чем хотели бы узнать - Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения? - Выберите свой вариант ответа:
- Послушаем ваши сочинения. - Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились? - Какие ошибки допустили? - Выберите свой вариант ответа: | Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин) | Дома вы допишите своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | Записывают домашнее задание, берут копии планов | Регулятивные: – принимают учебное |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шарада Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ГУДЕНИИ ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь.
Видео экскурсия
Загадка С дедушкой Морозом рядом, Блещет праздничным нарядом. Нам загадки задаёт, Водит хоровод, поёт. Из снежинок курточка, Это кто?…
В. М. Васнецов
Физминутка
Словарная работа юная, красивая, волшебная, очаровательная яркая, лунная, волшебная голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега жемчужные, легкие, парящие в воздухе
План Ключевые слова 1. Вступление. Что изображено на картине В. Васнецова «Снегурочка»? 2. Основная часть. Описание картины. 1. Как художник изобразил природу? 2. Где стоит Снегурочка? Во что одета? Какие чувства испытывает? 3. Заключение. Понравилась ли тебе картина? Чем?
Самооценка 1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине. 2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику. 3 . Я не смогу самостоятельно написать сочинение - описание по картине. 4. Я не знаю, как писать сочинение - описание по картине.
Подведём итог Какое открытие сделали на уроке? - Понравился ли данный вид работы? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения?
Домашнее задание Дописать сочинение, кто не успел. Для тех, кто всё успел на уроке, карточка-раскраска
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы http://pic4you.ru/allimage/y2011/10-15/12216/1292760.png снежинки для рамочки
Предварительный просмотр:
Опорная карточка
Сочинение-описание картины
В. М. Васнецова «Снегурочка»
Напиши сочинение, используя вопросы и опорные слова
Что перед нами? |
|
Кто изображен на картине? |
|
Как художник изобразил её? | 1)одиноко стоящей посреди ночного леса 2)так, что понимаешь, что она только что вышла из леса 3) очень растерянной и испуганной |
Во что одета Снегурочка? |
|
Что ещё есть у девушки? | 1) на руках одеты рукавички, а на голове красивая шапочка 2) красивые белоснежные варежки и нарядная шапка 3) тёплые варежки и красивая дорогая шапочка |
Что видно вокруг девочки? |
|
Когда происходит событие на картине? | 1)глубокой ночью. На небе горят яркие звёзды. 2) тёмной ночью. На небе светят звёзды, и тихо падает снег. 3)тёмной зимней ночью. На чёрном небе блещут звёзды, и порхают лёгкие снежинки. |
Какие краски использует художник? | 1)холодных тонов: белые, синие, голубые 2) белого, синего, тёмного цвета 3)холодные оттенки и цвета: белый, голубой, синий |
Что видно вдали? |
|
Какое впечатление от картины? | 1)тревоги за судьбу Снегурочки. Но хочется верить, что у девушки всё сложится хорошо 2) ожидания чего-то неизвестного. Тревожно за Снегурочку. 3)надежды на счастливый конец. Думаю, что люди не будут обижать эту красивую девушку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс
Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....
Презентация "Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри»"
Работа над сочинением по картине В.М.Васнецова "Богатыри". Слайды позволяют работать над образом каждого богатыря....
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.Задача урока: формирование универсальных учебных действий:1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразитель...
Урок русского языка в 4 классе "Сочинение-описание по репродукции картины В. М. Васнецова "Иван Царевиц на Сером волке"
Конспект урока и презентация....
Конспект урока на тему: “Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»” 4 класс.
Тема: сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»Цель урока: подготовить учащихся к написания сочинения по репродукции...
Методическая разработка «Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,4 класс
Индивидуальный рабочий лист для учащихся, помогает собрать и структурировать материал для написания сочинения. Использовать двустороннюю печать, сложить книжкой....
Технологическая карта по русскому языку 3 класс на тему: "Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова "Снегурочка"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, ...