Конспект урока на тему: “Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»” 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»
Цель урока: подготовить учащихся к написания сочинения по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sochinenie_pervyy_sneg.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему:
“Сочинение
по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»”
4 класс.
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ “Никольская основная общеобразовательная школа”
Жукова Людмила Викторовна
Тема: сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»
Цель урока: подготовить учащихся к написанию
сочинения по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. А. Пластова; учить читать картину, осмысливать ее содержание; передавать свой взгляд ‘видения’ картины; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова.
- развивающие: развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли; развитие образного и логического мышления, творческих способностей, воображения, наблюдательности.
- воспитательные: привлечь внимание детей к красоте зимней природы; воспитание любви к природе, живописи.
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.
Оборудование:
репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, словари.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ход урока
За неделю до запланированного занятия репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег» вывешивается на стенд русского языка, что бы учащиеся в течение этого времени рассмотрели ее до мельчайших подробностей.
- Организационный момент. Создание положительной мотивации. Постановка проблемы.
- Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы? (без снега)
- А какого цвета снег? (белый)
- Я об этом спросила не зря.
«Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину пришли молодые живописцы, чтобы получить ответ на единственный вопрос: «Какого цвета снег?». Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», – коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты».
- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос.
2. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели?
- Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский (чтение текста учителя):
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий (чтение текста учителя):
Первый снег.
Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо…Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… Кругом было совсем тихо… Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…
- Вспомните, какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег? (Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»)
(слайд презентации)
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. | Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. |
- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)
- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)
- У каждого человека первый снег имеет свою «историю».
- Постарайтесь найти яркие выражения, которые помогли поэту показать образ снега. Выделите их.
Снежинка. Константин Бальмонт
(слайд презентации; дети находят яркие выражения, которые помогли второму поэту показать образ снега.)
Светло-пушистая снежинка белая, Какая чистая, какая смелая! Дорогой буйною легко проносится, Не в высь лазурную, - на небо просится. Под ветром веющим дрожит, взметается, На нем, лелеющем, светло качается. Его качелями она утешена, | С его метелями крутится бешено. В лучах блистающих скользит умелая Средь хлопьев тающих сохранно-белая. Но вот кончается дорога дальняя, Земли касается звезда хрустальная. Лежит пушистая снежинка смелая. Какая чистая, какая белая! |
3. Постановка цели урока.
- Сегодня мы услышали, как поэты с помощью слов могут нарисовать картину.
- Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)
- А с помощью чего художник изображает пейзаж? (с помощью кисти и красок)
- Природу любили не только поэты, художники, но и композиторы. Композитор изображает природу при помощи музыкальных звуков, а нам предстоит описать зиму при помощи слов и образных выражений. Как вы думаете, чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? (писать сочинение по репродукции картины.)
4. Знакомство с картиной, творчеством художника.
(На доске – репродукция картины А.А. Пластова "Первый снег".)
- Вот эту картину нам предстоит исследовать, а затем и описать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?
(Рекомендации: во время ответов учащихся подвести к мысли о том, что следует узнать больше информации об авторе.)
- Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.
- Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (в библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).
(по ходу рассказа учителя демонстрируются слайды презентации с экспозициями работ Пластова А.А.: “Фашист пролетел”, “Жатва”, “Сенокос”, “Летом”, “Ужин трактористов”, “Первый снег”)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова. Пластова называют «Гением русского века». Главным для художника была живопись. Для него не существовало выходных. Был такой случай: Аркадию Пластову предложили сделать выставку, он сначала согласился. «Обо всем договорились, и вдруг утром художник говорит: "Это что же, из мастерской все нужно увозить? Мне некогда! Мне картину надо писать". В семье осталось огромное наследие Аркадия Пластова. Это семь тысяч рисунков и три тысячи картин и эскизов. Он никогда не любил копировать свои работы. Даже когда художника просили сделать копию для какого-либо музея, у него все равно получался другой вариант.
Аркадий Александрович Пластов родился в январе 1893(19 век) года в селе Прислониха, ныне Ульяновской области. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед — иконописец и архитектор, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислонихе по чертежам деда. Аркадий Пластов начал рисовать с раннего детства. А пятнадцатилетним подростком, часами наблюдая за работой иконописцев, обновлявших под надзором отца роспись дедовской церкви, он даёт себе клятву: «Быть только живописцем, и никем более». Но отец хотел видеть сына священником. И после окончания духовного училища Аркадий поступает в 15 лет в Симбирскую духовную семинарию. Рисования, впрочем, не оставляет. В 20 лет он пытается поступить в училище живописи в Москве, но не выдерживает экзамена. Через два года повторяет свою попытку и, не решившись подать заявление на живописное отделение, идёт на скульптурное.
После обучения Аркадий Александрович вернулся в родное село. В деревне Пластовым было выполнено много натурных этюдов. Он хорошо знал крестьянский быт, помнил до мелочей каждое лицо. Картины пронизаны счастьем жизни. Пластов пишет фигуры натурально: не пропали даром его занятия в скульптурных мастерских. «Надо, чтобы человек красоту мира чувствовал ежечасно, — говорит художник. — И когда поймёт он эту удивительность, на всё его хватит: и на работу, и на защиту Отечества, на любовь к детям. Вот для этого и существует живопись». Интересны работы художника, выполненные во время войны: “Фашист пролетел”, “Жатва”, “Сенокос”. Послевоенные работы так же посвящены деревне: “Летом”, “Ужин трактористов”.
Почти на каждой картине Аркадия Пластова есть дети. Художника влечёт юность, появление нового. Интересно, что саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Отсюда особое – радостное - звучание его картин. Пластов был живописцем деревни, ее уроженцем, ее жителем. Он не любил покидать Прислониху.
Одна из самых ярких его картин «Первый снег» написана здесь. С рассказа о ней экскурсоводы и начинают знакомить детей с творчеством Пластова. Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Сегодня в Прислонихе избы с крыльцом, которую он использовал для картины «Первый снег», уже не найти. Соломенных крыш давно нет, как нет и поломанных заборчиков. Не встречаются дети в валенках на босу ногу, в шалях и шапках-ушанках. Зато остались окрестности и холмы, к которым прислонилась улица из добротных домов, за что село и получило название Прислониха.
5. Беседа по содержанию картины.
- Автор назвал свою картину «Первый снег». Что означает слово «первый» в данном случае? Что, снег никогда раньше не выпадал? (первый — значит выпавший впервые в этом году)
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? (Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.
В чём это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
6. Работа со словарём настроений.
- Посмотрите на доску, выберите слова — названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей:
радость* восторг * волнение*
удивление* интерес* восхищение*
беспокойство испуг грусть
- Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
7. Выявление изобразительных средств картины.
- А почему художник показал на картине только часть берёзы, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)
- А какого цвета снег на картине? (белый, чистый, свежий)
- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)
- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (сероватый, зеленоватый, коричневатый)
- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему? (использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)
- Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? (лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый) важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)
- Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)
- Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность; он помогает ощутить наступление праздника, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)
8. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег дети земля ворона небо берёза
- Попробуйте описать снег, используя слова, характеризующие, что с ним происходит, сравнения, эпитеты:
(слайд презентации)
Снег: как стеклянный дождь укрыл землю робкий и тихий
очень к лицу земле порошил пушистый и мохнатый
как чистые капли воды щекотал лицо танцевал
белая скатерть полей кружился опускался большими хлопьями
лебяжий пух порхал
- Попытайтесь описать березу, используя следующие слова (слайд презентации)
Береза:
могучая
старая
с белым стволом
ветки раскидистые, длинные
настоящая русская красавица
в пушистом наряде
- Попробуйте с помощью предложенных слов передать тон и настроение картины (слайд презентации)
Цвета и оттенки:
светлый бледно-голубые
теплый серовато-лиловый фон
розоватый пастельные тона
лиловый неяркие, приглушенные краски
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега.)
9. Составление плана сочинения.
- Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:
1. Знакомство с художником.
2. Первый день зимы.
3. Первый снег глазами художника.
4. Дети – главные герои картины.
5. Изобразительные средства картины.
6. Мое отношение.
(План записывается на доску. Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?
(Заслушиваются несколько вариантов концовки, предложенных учащимися.)
(У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
Итог: - Зачем же художник написал эту картину? (показать радость детей, ликование природы, изменения, происходящие с ней).
- Какой тип речи текста мы бы выбрали, пытаясь рассказать об этой картине? (описание с элементами рассуждения)
- Каких частей речи должно быть много в таком тексте? (прилагательных)
- Попытайтесь смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.
10. Устное коллективное составление текста-описания.
(Учащиеся составляют рассказ по картине устно, опираясь на план. Рекомендации: стараться задействовать весь класс, каждый ученик может составить лишь часть рассказа.)
11. Самостоятельная работа.
(Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.)
12. Итог.
Слайд презентации:
В календарь загляни - Не поверишь глазам! Нет его…. Ведь число Выбирает он сам. И о месяце нам Лишь гадать остаётся. В октябре ли придёт? Декабря ли дождётся? Но известен, однако, Непреложный закон: Не с пустыми руками Появляется он. Одарит, как всегда, Всех! И полною мерой. Погляди-ка вокруг! | День уж больше не серый. Праздник, точно маляр, Белоснежною краской Всем в окошко плеснул, Всех порадовал сказкой. Распахнул нам глаза, Дал надежду на чудо, - И ушёл в никуда, Взявшись из ниоткуда. В нём и тайна, и смех, В нём и свежесть, и нега… Лучший праздник из всех - Праздник первого снега! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....
Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
Тема: Сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»Тип урока: Урок развития речи.Цель: Формирование умений и навыков писать сочинение по картинеЗадачи:формировать умение соз...
Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе
Цели:1) учить детей осмысливать содержание картины;2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины...
Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"(урок русского языка в 3 классе)
Урок развития речи.Задачи:-познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;-учить "читать"картину,осмысливать её содержание;-способствоватьэмоциональному восприятию картины как произведения искусства...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...
Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси
Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....
Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова "Первый снег"
Педагогические задачиСоздать условия для составления текста по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег» и для ознакомления с жизнью и творчеством художника; учить «читать&raq...