Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Становова Ольга Евгеньевна

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе.

                                                       

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие речи учащихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

В соответствии с ФГОС приоритетными задачами образования в младшей

школе являются: формирование общей культуры учащихся, духовно  – нравственное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и

самосовершенствование обучающихся.

В соответствии с ФГОС приоритетными целями становятся следующие: развитие речи, мышления и воображения школьников, способности выбирать средства языка в  соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; овладение грамотной устной и письменной речью, умениями участвовать в диалоге и составлять собственные монологические высказывания.

Язык – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Поэтому задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и чтению, но пронизывает все предметные области.

С.Выготский, А. Леонтьев, Л.В.Занков в своих трудах писали о том, что объективно существует связь, между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Осознание этих связей позволяет выделить принципиальные положения, а именно:

1) Связь работы по развитию речи с развитием мышления;
     2) Взаимосвязь между умственной и письменной речью, в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Работу по развитию речи, необходимо начинать с первых уроков обучения грамоте, проводить систематически на уроках литературного чтения и культуры общения. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т.д.

У учащихся формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения, связанные с составлением текстов по образцу (изложения), затем - по составлению собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

Упражнения  и задания по русскому языку предусматривают преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений, в то время как на уроках литературного чтения, окружающего мира - главным образом устные упражнения типа пересказов. Однако упражнения в устной и письменной речи теснейшим образом связаны друг с другом.

Для стимулирования речевой активности учащихся целесообразно создавать речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях учитель подбирает тексты изложений и тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям.

Изложения, сочинения в начальных классах проводятся как обучающие работы. Они имеют преимущественно повествовательный характер. В рассказы постепенно включаются элементы описаний и рассуждений, которые могут состоять из 3-5 предложений. Следует предусмотреть также обучение некоторым видам деловой речи, имеющей большое практическое значение.

В работе по развитию речи учащихся необходимо:

  • совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы; обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа; пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя);
  • составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета;
  • ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам; рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно; дополнение сюжета, самостоятельное продумывание событий, предшествующих изображенным или последующих;
  • составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем;
  • развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворение, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием;
  • развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста;
  • воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Использование на уроках русского языка, литературы, окружающего мира приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.

Творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка, литературы, окружающего мира -

  • способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости;
  •  стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
  • самостоятельности в выборе решении задачи;
  • трудолюбия;
  •  способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях;
  • положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка.

Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д., где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Кроме того, развитие устной и письменной речи у младших школьников  способствует личностному развитию ученика, так как формирует представление о языке как основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Список использованной литературы:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. – М., 2004

2. Стандарты второго поколения. Часть 1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.-М.,2011

3. И.И. Политова “Развитие речи учащихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.

Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся  начальных классах....

Развитие устной и письменной речи у учащихся 4-го класса при изучении темы: "Глагол"

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся 4 класса при изучении темы « Глагол». ЗАДАЧИ ИССЛЕ...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...

Игры и Упражнения для учащихся начальной школы направленные на развитие устной и письменной речи

Игры и Упражнения для учащихся начальной школы направленные на развитие устной и письменной речи....

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

"Способы развития устной и письменной речи у учащихся на уроках русского языка и литературного чтения"- Педагогический опыт.

laquo;Заговори, чтобы я тебя увидел»Сократ Актуальность.      Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е...