Выработка навывков правописания безударных гласных в корне
статья по русскому языку на тему
Выработка навыкоа правописания безударной гласной в корне является одним из разделов развития орфографической зоркости у младших школьников. В статье рассказывается о том какую работу необходимо проводить в каждом классе для выработки этого наывка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrabotka_navykov_prvopisaniya_bezudarnyh_glasnyh_v_korne.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Талаканская средняя общеобразовательная школа № 6
Бурейского района Амурской области
Выработка навыков правописания безударных гласных в корне
Выступление на мо учителей начальных классов
Подготовила учитель начальных классов
Липинина Ольга Ивановна
Талакан, 2014
Выработка навыков правописания безударной гласной в корне является одним из разделов развития орфографической зоркости у младших школьников. Достижение названной цели предполагает:
- знакомство школьников с орфографическими понятиями «орфограмма» и «опасные места» в словах, то есть опознавательные признаки орфограммы;
- формирование орфографических умений на основе понятий;
- формирование умений писать слова с непроверяемыми написаниями.
Работу по выработке навыков правописания безударной гласной в корне необходимо начать с букварного периода. Именно в это время надо показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести двигаясь от звука к букве. Именно поэтому в программе «Школа 2100» большое внимание уделяется фонетическому разбору слов. Причем фонетический разбор в первом классе мы делаем так: записываем слово, ставим ударение, зеленым цветом обозначаем безударную гласную т.к. она «опасная», записываем транскрипцию слова, считаем количество букв, звуков, расставляем цветные точки под буквами. Точки обозначают звуки: красная – гласный звук, синяя – твердый согласный звук, зеленая – мягкий согласный звук. Фонетический разбор слов мы делаем практически на каждом уроке. Затем сравниваем написание и произношение. Одновременно в период обучения грамоте дети овладевают словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом.
Во втором классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по написанию безударных гласных в корне. Вводится термин «орфограмма безударная гласная в корне», как буква, находящаяся в слабой позиции и являющаяся «опасной» при написании. Развитие умения писать безударную гласную в корне опирается на следующие виды орфографической памяти: слуховой, т.е. слово нужно услышать; зрительной, т.е. слово нужно увидеть; речедвигательной – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате, которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной – многократная запись учениками одних и тех же слов. Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти. В прошлом году дети написали итоговый контрольный диктант без двоек с тремя тройками, остальные четверки и пятерки.
В учебнике «Русский язык» программы «Школа 2100» предусмотрены упражнения, использующие возможности всех названных видов памяти.
Для формирования орфографического умения писать безударную гласную в корне в учебнике использованы специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям относятся списывания и диктанты.
Списывание как упражнение существует в двух формах: без пропуска орфограмм (неосложненное спиывание), которое формирует умение находить слова с изученными орфограммами на письме, а также умение устно и графически обозначать условие выбора правильных написаний; и с пропуском орфограмм (осложненное списывание), которое направлено на формирование умения правильно писать слова с безударными гласными, обосновывать условия выбора орфограмм устно и графически. Это задания типа – выписать из данных слов, словосочетаний, предложений слова только с безударной гласной; выписать в один столбик слова только с безударной гласной проверяемой ударением, а в другой словарные слова и т.д. Списывание опирается на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, необходимо приучать к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.
Перечислим виды диктантов: диктант без изменений («Русский язык, 2», 2011, упр. 229, 233, 232, 234, 235 и т.д.), диктант с изменениями, выборочный диктант («Русский язык, 2» упр. 246), собственно графический диктант. Этот диктант рассчитан на достаточно высокий уровень осмысления учениками ранее изученных орфограмм, проводится на уроках повторения и обобщения и состоит в оживлении графических схем условий выбора орфограммы. Использовать этот вид диктанта можно только с учетом уровня умений учеников конкретного класса. К примеру, на доске записаны следующие схемы:
О
Е
И
Задание: назови орфограмму, зашифрованную в графике. Запиши рядом со схемой слово с данной орфограммой. Задание должно быть выполнено так:
/
О - вода – воды
/
Е - земля – земли
/
И - лиса – лисы
Орфограмма – безударная гласная в корне.
Все орфограммы мы обозначаем зеленым цветом. Дети, чтобы правильно написать безударную гласную, пишут слово, пропуская эту гласную, ставят ударение, выбирают какую букву писать и пишут ее.
На уроках предлагаю детям способы проверки безударной гласной в корне для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки. Дети должны определить, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило.
- Если слово называет предмет, нужно:
/
– изменить проверяемое слово: ед. ч. – мн.ч. (доска – доски)
/
кто? что? (ед.ч. – мн.ч.) в волнах – волны
- Если слово называет действие, можно применить следующие способы проверки:
- изменить поверяемое слово по вопросам:
/ /
что делал? – что делает? (плясал – пляшет)
/ /
что делать? – что сделать? (бежать – сбегать)
- подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?
/
насорил – сор
Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание нужно уделять значению слова. От значения слова к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример:
храбрец – от слова храбрый;
кофейник – от слова кофе;
писатель от слова пишет.
Можно дать задание на внимание: птенец от слова птенчик или птица? Задания с ловушками:
п_ляны – пыль,
т_щить (сумки) – тощий,
сл_зает (с дерева) – слез,
обл_зать (ложку) – лез.
Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение слова – ошибки не будет.
В журнале «Начальная школа» № 2 за 1988 год напечатано большое количество упражнений, которые можно использовать дополнительно к материалу учебника для того, чтобы формировать умение правильно писать безударные гласные в корне. Вот некоторые:
1. Покажи ударную гласную в словах: книга, пенал, учебник.
2. Выбери и запиши слова с безударной гласной, проверяемые по принципу ед.ч. – мн.ч.. Рядом укажи проверочное слово.
По утрам я завожу (часы).
3.Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную, назови проверочные слова.
С_ва, з_мля, тр_ва, и т.д.
Ежедневно провожу на уроках словарную работу. Написание словарных слов дети заучивают наизусть. Видов работы со словарными словами много. В этом году мы заучиваем слова в течение недели блоками. На следующую неделю блок слов меняется. Однако, работа над правилом правописания безударных в корне не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими правилами.
Литература
1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык. – М.: «Баласс», 2013
2. Песняева Л.С, Песняева Н.А О готовности учителя начальных классов к обучению орфографии в условиях существования вариативных программ. //Начальная школа плюс до и после. № 06, 2001
3. В.М. Гудкова Почему учащиеся правила знают, а пишут с ошибками. // Начальная школа. № 01, 2000
4. Г.А. Бакулина Новый подход к словарно – орфографической работе на уроках русского языка. // Начальная школа. № 3, 2000
5. Журнал «Начальная школа», № 2, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова.
Кроме видов упражнений, документ содержит фрагмент урока....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.
Мастер-класс учителя начальных классов Акбашевой Р.Х....